Мы можем обеспечить вином потребности всей России

30 Ноябрь 2016 124
Анатолий Авидзба.
Анатолий Авидзба.

Анатолий Авидзба, директор ФГБУН «ВННИИ виноградарства и виноделия «Магарач» РАН», академик Российской академии наук рассказал «Крымской правде» о состоянии одной из самых прибыльных отраслей сельского хозяйства Крыма. Объяснил, к чему нужно стремиться, и поведал, чем мы можем гордиться.

Есть куда расти
- Анатолий Мканович, скажите, какие были показатели производства вина у нас при СССР, какая разница с нынешними объёмами?
- В 1960-е годы в Крыму виноградниками были заняты более 150 тысяч гектаров земли. В этот же период у нас перерабатывалось более 600 тысяч тонн винограда, из которого ежегодно вырабатывалось 40-45 миллионов декалитров винодельческой продукции. К 1990 году площади виноградников резко сократились до 53,7 тысячи гектаров.
К настоящему времени у нас осталось только около 18 тысяч гектаров, а выпуск винодельческой продукции составляет около 5 миллионов декалитров. В институте «Магарач» уверены, что Крыму необходимо 100 тысяч гектаров виноградников, это оптимальная площадь. Такие площади позволят ежегодно производить до 60 миллионов декалитров винодельческой продукции. Этого количества будет достаточно, чтобы удовлетворить спрос российского рынка на крымские вина и коньяки. Однако пока это труднореализуемо. Если говорить о реальных планах, то до 2025 года в Крыму необходимо посадить почти 12 тыс. гектаров виноградников.
- Эта отрасль переживала серьёзные потрясения в последние десятилетия. Удалось ли выстоять Крыму?
- Я считаю, что было несколько весомых ударов по виноградарству и виноделию Крыма. Когда Советский Союз развалили, виноградарство начало приходить в упадок. Сейчас, к примеру, многие состоятельные люди, как говорится, инвесторы и одновременно олигархи, нашли территории с хорошими климатическими условиями, выкупили виноградники или взяли их в долгосрочную аренду на 49 лет. Они понимают, что это прибыльная отрасль, ведь виноград раньше давал до 45-47% доходной части бюджета.
Но возвращаясь к потрясениям в этой отрасли, хочу сказать, что серьёзный урон был нанесён в 1985 году. Под видом сохранения нации было принято постановление ЦК КПСС по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
И тогда готовые вина, коньяки, шампанское начали просто сливать в канализацию, а виноградники раскорчёвывать. Из 15 союзных республик 11 занимались на тот момент производством винограда и его переработкой. И многие предприятия оказались разорены. Восстановиться после таких потрясений мы пока не можем.
Сейчас даже Китай занимается виноделием, потому что там поняли, что это выгодно, а 10 лет назад они у нас просили научных сотрудников, чтобы читать лекции и учить выращивать виноград, а также как его перерабатывать и получать достойные напитки. Раньше на вложенный рубль в сельском хозяйстве отдача была 5-8 рублей, а вложенный рубль в виноградарство давал до 25 рублей. Это очень рентабельная отрасль сельскохозяйственного производства при разумном её ведении.
Вернуть
и приумножить
- Что изменилось после присоединения Крыма к России? Какие изменения произошли в институте «Магарач»?
- У нас было опытное хозяйство, земельные участки, винзавод. Мы вели целенаправленную научную работу для развития отрасли виноградарства и виноделия. После событий 2014 года наш институт «Магарач» был лишён опытно-производственной базы в селе Вилино в Бахчисарайском районе. Институт остался в Ялте, а опытные хозяйства стали, так сказать, не нашими. Сегодня делаются шаги по возвращению имущества. Вышло постановление правительства Российской Федерации, согласно которому нам дали название «Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач» РАН», а 8 ноября было принято постановление крымского правительства, согласно которому нам должны вернуть всё, что положено.
В частности, целостный имущественный комплекс в селе Вилино. С момента возвращения имущества и земельных участков мы продолжим полноценно трудиться и дальше.
Наша основная задача - научное обеспечение отрасли. Мы должны своевременно создавать новые сорта винограда, марки вин, коньяков, а также другие виды винодельческой продукции. Повышать их качество, безопасность и биологическую активность, совершенствовать системы контроля качества и идентификации для защиты от фальсификации, составлять программы развития виноградарства и виноделия. Кстати, уже подготовлена такая программа до 2025 года.
С этими и другими задачами мы успешно справляемся.
- Какую роль играет институт сейчас в Российской академии наук?
- Я считаю, что мы занимаем достойное место в РАН. Когда мы были на Украине, то подчинялись Национальной  академии аграрных наук. Институт был координатором выполнения научно-технической программы «Виноделие» и являлся главным с точки зрения координации фундаментальных и прикладных научных исследований в отрасли виноградарства и виноделия. На сегодняшний день после присоединения к России институт ведёт большую научно-исследовательскую работу под руководством РАН. Результаты наших исследований получают самую высокую оценку, поэтому можно с уверенностью сказать, что институт «Магарач» достойно представляет Крым и работает в целом для Российкой Федерации.
Полуостров
должен развиваться
- Каковы потребности Крыма? Сколько нам нужно винограда, чтобы пить вино, созданное исключительно на полуострове из нашего же виноматериала?
- В настоящее время мощности винодельческих предприятий по переработке винограда в Крыму составляют 260 тысяч тонн винограда (по оперативным данным, в текущем году переработано около 60 тысяч тонн винограда). Его переработка позволит внести существенную долю в винодельческий рынок России. Для этого мы в «Программе развития виноградарства и виноделия Республики Крым до 2025 года» подробно описали, какие сорта винограда нужно высаживать, где, в каком количестве и в каком направлении их необходимо использовать. Например, Южный берег Крыма оптимален для высококачественных  ликёрных вин, хереса, мадеры, портвейна. Здесь теплее всего, поэтому виноград накапливает большее количество сахаров. Севастопольская зона - для производства шампанских, игристых и сухих вин. Предгорная зона - для мадеры, хереса, столовых и креплёных вин. Степной Крым - зона рискованного виноградарства, тут могут быть сильные морозы, что приводит к частичной или полной гибели виноградных растений. Поэтому тут мы рекомендуем выращивать морозоустойчивые сорта селекции института «Магарач» (Подарок Магарача, Первенец Магарача, Альминский, Красень и другие), оптимальные для коньячной продукции и крепких, сухих вин. Особое внимание необходимо обратить на аборигенные сорта винограда Крыма, которые произрастают только в данной виноградарской зоне мира.  Получаемые из их урожая великолепные сухие и ликёрные вина представляют национальное достояние и гордость не только для Крыма, но и всей России на мировом рынке.
- Какие меры нужно принимать для развития виноделия на полуострове?
- Развитие конкурентноспособного виноделия в Крыму возможно только при его обеспечении устойчивой сырьевой базой. Сегодня мощности винодельческих предприятий рассчитаны на переработку 200 тысяч тонн сырья в год, но по факту обеспеченность своим сырьём составляет всего от 15 до 23 процентов. Своего сырья для создания коньяка у нас всего 10%. Остальное количество Крым закупает в Грузии, Азербайджане, Франции, Испании и в других странах. Но, как правило, привозные виноматериалы и спирты низкого качества, в частности, из Молдавии и других стран СНГ. Хотя у нас под ногами великолепные почвы для создания разных вин, коньяков и шампанского. Необходимо интенсивнее развивать собственное производство, тем более что санкции сейчас помогают защищать интересы своих производителей. Импортозамещение может благоприятно повлиять на развитие отрасли. Но за один день все проблемы мы не решим. Виноград, посаженный сегодня, даёт плановый урожай на 4-5 год. Поэтому нужно заниматься этой культурой. Свою продукцию крымские производители вывозят сейчас, в основном, в Российскую Федерацию.
Проблемы отрасли
в Крыму
- А как вы относитесь к мнению, что акцизные платежи от виноградарско-винодельческой отрасли в Крыму нужно некоторое время не взимать? Говорят, что это поможет направлять средства на посадку виноградников.
- Я считаю, что сейчас государство выделяет достаточно средств на закладку, уход и раскорчёвку виноградных насаждений, компенсация составляет до 80%. Проблема в том, что эти деньги у нас не могут освоить в полном объёме. Так что, мне кажется, нет смысла в отказе взимать акцизные платежи с крымских предприятий. Кроме того, это может привести к тому, что бюджет Крыма будет не получать необходимые налоги, которые частично возвращаются в виде компенсации затрат на развитие виноградарства.
- Как вы считаете, нужен ли полуострову свой стеклотарный завод для виноделов?
- Конечно, да. Нам с материка завозят бутылку, к глубокому сожалению, не только винную и коньячную, но и стеклотару для консервных заводов. Раньше у нас было два стеклотарных завода, один - в Симферополе, второй - в Керчи. В настоящее время оба не работают. Когда завозится бутылка с материка, её стоимость закладывается в цену конечной продукции.
С точки зрения конкуренции нам обязательно нужен такой завод.
- Есть ли будущее у авторского виноделия на полуострове?
В последнее время это направление стало очень востребованным.
- Такое направление сейчас очень популярно в основных винодельческих регионах мира, в частности в Европе (Франции, Германии, Италии, Португалии). В Крыму появились первые ростки авторского виноделия, но оно может развиваться только при соответствующем научном сопровождении. Более того, помимо авторской продукции рынок обязательно нужно наполнять винопродукцией, выпускаемой крупными специализированными предприятиями, например, такими как «Золотая балка», «Инкерман», «Массандра», «Солнечная Долина», «Новый Свет» и другими.
Полезно или вредно?
- Как вы считаете, сколько вина следует пить человеку, чтобы сохранять здоровье и даже, возможно, улучшать его?
- Физиологическая потребность человеческого организма в столовом винограде составляет 8 кг в год. А мы в год съедаем в среднем 500 граммов. Если говорить о столовом вине, то французы сегодня потребляют 40 литров вина в год, а мы несколько литров (потребление крымчанами винопродукции в год составляет на 1 человека - вина 4 л, шампанского 1 л, коньяка
0,8 л). Важно понимать, что в вине содержится много полезных веществ, особенно в красных винах. Полифенолы виноградных вин обладают антиоксидантной активностью, поэтому оказывают лечебно-профилактическое действие при потреблении вина во многих случаях, например, при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.
- То есть можно говорить о том, что вина полезны?
- О пользе красных вин для здоровья известно со времён «французского парадокса», данные по которому обнародованы в 90-х годах прошлого века. Результаты клинических исследований, проведённых в этом году в Крыму, позволяют утверждать, что отечественные красные вина, насыщенные полифенолами винограда по разработанной нами технологии, обладают лечебно-профилактическим действием при ишемической болезни сердца и гипертонической болезни. Мы продолжаем проводить такие исследования, уверены, что добьёмся ещё впечатляющих результатов.
- Какие советы вы как специалист могли бы дать крымчанам касательно употребления алкоголя, ведь скоро будут новогодние праздники.
- Во всех застольях приходится несколько тостов говорить, поэтому лучше отдавать предпочтение столовым и игристым винам. Можно выпить 2-3 бокала вина, никакого ущерба для здоровья не будет. А если преобладают рыбные блюда, то столовые белые вина будут оптимальными, а столовые красные - для шашлыков и мясных блюд. И могу ещё привести пример. Григорий Распутин в начале XX века восполнял энергетические потери мадерой. Он считал, что это лучший напиток, чтобы быть полным сил всегда и везде.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.