Пришло время реформ

10 Ноябрь 2016 136
Игорь Иванов.
Игорь Иванов.

Государство тратит на здравоохранение около 1 триллиона 200 миллиардов рублей в год. Однако 60% населения страны недовольны качеством медицинского обслуживания. Многие считают, что решить проблему поможет развитие государственно-частного партнёрства (ГЧП) в здравоохранении. Такого мнения придерживается и Игорь Иванов, доктор медицинских наук, профессор.

- Игорь Исаакович, скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, нынешняя система не так эффективна, как хотелось бы?
В чём проблема?
- Я считаю, что это связано с различиями украинского и российского законодательств. Медицинские учреждения Крыма до весны 2014 года находились в непосредственном подчинении местных органов власти, соответственно, главы населённых пунктов принимали решения финансово-хозяйственного характера. Они же назначали главных врачей, но при этом бюджет больниц не покрывал всех расходов. Однако присоединение Крыма к Российской Федерации всё изменило. Все медицинские учреждения были переданы в непосредственное подчинение Министерства здравоохранения республики, и теперь все подчиняются этой структуре. Кроме этого, с января 2015 года на полуострове начала работу система обязательного медицинского страхования. Это изменило порядок финансирования большинства медучреждений и привело к тому, что некоторым главным врачам стало сложнее управлять поликлиниками и больницами, находить средства на их развитие и решать стратегически правильно поставленные перед ними задачи. Ведь в чём основное отличие финансирования системы ОМС? ОМС - это не ежемесячное поступление денег от государства, независимо от пролеченных больных, как при бюджетной модели финансирования. Деньги в ОМС нужно зарабатывать, оказывая пациенту своевременную качественную медицинскую помощь, учитывать затраты на неё, правильно использовать ресурсы клиники: как человеческие, так и материальные Это оказалось для государственных медицинских организаций довольно сложно.
- Судя по всему, справляются далеко не все?
- По большому счёту, да. К примеру, есть медицинская организация. В ней находится современная операционная, но не хватает пациентов, нуждающихся в специализированной хирургической помощи. Операционная загружена всего один день в неделю. Это нерационально. Допустим, один день в неделю она приносит прибыль. Но остальные дни должна окупать затраты. Следовательно, перед главным врачом стоит задача обеспечить поток пациентов. Это можно решить разными способами, например, увеличить диапазон проводимых операций, переучив своих хирургов, докупить оборудование или организовать маршрутизацию пациентов из других медицинских организаций, в которых существует очередь на оперативное лечение, и так далее. Это азы менеджмента, которые, к сожалению, не преподают в медицинских вузах. Нам приходится изучать их в процессе работы.
- Но если вернуться к ГЧП, то будет ли оно выгодно государству?
- Конечно. Можно заключить договор, к примеру, с частной клиникой. Обсудить, что определённое количество женщин пройдёт лечение. Им будет оказана та медицинская помощь, которая полагается по ОМС. Но если они захотят особые условия, например сиделку или одноместную палату, а также лечение, которое будет выполнять профессор, то для этого нет никаких препятствий. Но такие услуги будут уже за дополнительную оплату. Таким образом, государство оптимизирует расходы.
- Но ведь есть риск того, что пациенты начнут выбирать частные клиники, в которые они смогут попасть по ОМС? Тогда обычные больницы начнут пустовать.
- В этом и заключается конечный интерес государства! Как только частные и государственные клиники начнут конкурировать, каждая из них будет заинтересована в привлечении пациента именно качественной медицинской помощью. В Симферополе сегодня три родильных дома и Луговская больница. Одно из учреждений почти загружено, но остальные - лишь на
50-60%.
Медицина - это рынок услуг. Кто-то оказывает их лучше, кто-то хуже. Поэтому нужно делать всё возможное, чтобы привлекать пациентов. Тогда будут доходы, тогда будут поступать деньги. В какую больницу? В ту, которая устраивает пациента.
- Тогда медработники должны становиться менеджерами? И в обычных клиниках тоже, то есть в тех, которые мы условно называем государственными?
- Да. А также нужно давать рекламу, к примеру. Недаром Генри Форд говорил, что, если у него будет лишний доллар, он потратит его на рекламу. Однако важно понимать, что сама система ОМС требует изменений. Раньше было выгодно болеть. Пациент мог приходить в медицинское учреждение каждый день ради одного укола и занимать койку. Но мы доказали в Крыму, что у нас хорошие клинические протоколы и внедрили современные методы диагностики и лечения. Нет нужды держать больного неделями на одной койке, достаточно 3-4 дня в больнице.
Я вам даже больше скажу. Адаптация организма после операции происходит быстрее и лучше дома, чем в больнице. Это первый момент. Второй заключается в том, что какие бы современные средства для дезинфекции вы ни использовали, всё равно там, где группируются больные, они будут не так эффективны. В квартире, дома мы привыкаем к микробам друг друга, но в медицинском учреждении происходит всё иначе. Ранняя выписка и соблюдение норм санэпид­режима помогают быстрее выздороветь любому человеку.
И больше ничего делать не надо.
- Как можно изменить такое положение вещей?
К сожалению, в нашей стране мощности частных медицинских учреждений практически не учитываются в государственной статистике. Фактически существуют две параллельные системы здравоохранения, и только 183 из 30 тысяч частных клиник вовлечены в оказание государственных медицинских услуг. В большинстве развитых стран эффективно работают одновременно и государственный, и частный секторы здравоохранения. Например, в Израиле невозможно открыть новые койко-места без сокращения соответствующего числа койко-мест в другом секторе.
С 1 января 2016 года в силу вступил федеральный закон «О государственно-частном партнёрстве», однако параметры и наиболее приемлемые форматы работы в сфере здравоохранения Минздрав пока не утвердил. Самым распространённым форматом ГЧП в медицине стала концессия. Параллельно развивается так называемое государственно-частное взаимодействие, когда частные клиники подключаются к оказанию медуслуг по территориальным программам госгарантий.
Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам необходимо обеспечить создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Выполнение конкурентных условий предполагает деятельность на равных началах в системе ОМС медицинских организаций всех форм собственности. Государству всё равно, кому платить. Если будет создано государственно-частное партнёрство, от этого выиграют все. Чем больше будет клиник, работающих по ОМС, тем выше будет конкуренция. Это реальная возможность вывести наше здравоохранение на новый уровень.

Беседовала

Валентина ВАСИЛЬЕВА.