Посиделки

12 Сентябрь 2019 1203
Борис Мафцир в музее с. Восход.
Борис Мафцир в музее с. Восход.

На экране - «Готеланд»

Автор фильма - всемирно известный режиссёр и продюсер Борис Мафцир снял более 200 документальных фильмов. Особое место в его творчестве занимает тема холокоста на территории бывших союзных республик СССР. Среди снятых им картин - масштабная антология «Хранители памяти», куда вошли фильмы «За Нистру», «Дорога в Бабий Яр», «До последнего плача», «Ящики памяти» и другие. Одна из последних картин этого цикла - «Готеланд».

Многие знают, что в Готеланд должен был превратиться наш Крым, который, по дерзким планам Гитлера, «должен быть освобождён от всех чужаков и заселён немцами». Фюрер предложил не только переименовать полуостров, но и присоединить его к Германии в качестве имперской области. Исчез бы с карт Симферополь, превратившись в Готсбург, а Севастополь - в Теодорихсхафен.
«Очистка» от «чужаков» началась сразу же после вторжения и оккупации Крыма в ноябре 1941 года. Первыми жертвами стали евреи и крымчаки. Документы и исследования мест массовых расстрелов представителей этих народов свидетельствуют, что жертвами геноцида стали 34 тысячи евреев и 6 тысяч крымчаков. Об этом написаны книги, сняты фильмы, собраны материалы в музеях. Но остаются ещё «белые пятна». И есть люди, которые хотят их ликвидировать.
Фильм Бориса Мафцира, которому помогали оператор Рони Канцельсон, научный консультант и комментатор Михаил Тяглый, - это своеобразное путешествие в прошлое: посещение городов и сёл, где фашисты чинили свои злодеяния - устраивали массовые расстрелы, вывозя жертв в специальных машинах-«душегубках». В фильме есть кадры, снятые в Севастополе, Судаке, Евпатории, Симферополе, в сёлах северо-восточного Крыма, в Джанкойском, Красногвардейском районах, запечатлены встречи с теми, кто помнит, кто видел или слышал рассказы очевидцев об ужасах холокоста в Крыму. Среди них журналист Борис Гельман, председатель правления общества «Кърымчахлар» Дора Пиркова, заместитель директора мемориала «35 береговая батарея» Татьяна Уманская, сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. Ломоносова Борис Козаченко, жители городов и сёл.
Немало кадров и эпизодов отснято в сёлах Восходненского сельского совета Красногвардейского района, в сельском музее. И это неслучайно: до войны здесь был еврейский национальный сельский совет - Ротендорфский. Люди трудились в еврейских колхозах имени Ворошилова, имени Молотова, имени Свердлова и других. Не все евреи успели эвакуироваться в 1941 году, и в декабре 1941 года фашисты зверски расправились с ни в чём не повинными людьми.
В архивном акте о зверствах оккупантов указано, что в сёлах нашего сельского совета расстреляны 110 человек.
Материалы об этом есть и в единственном в Крыму колхозном музее истории ордена Ленина колхоза «Россия».
В местном парке установлена по инициативе братьев Каганов, председателя сельсовета Романа Шантаева, редактора газеты «Шолэм» Анатолия Гендина и вашего покорного слуги памятная стела с именами жертв холокоста.
«К большому огорчению, - говорил Борис Мафцир во время работы над фильмом, - в двух бывших еврейских рай­онах, Лариндорфском и Фрайдорфском, в 44 национальных еврейских сельских советах нет музеев, книг, памятных знаков. Приятно, что у вас вышли книги «Евреи-колхозники» о председателе Илье Егудине, много статей в «Крымской правде», «Шолэме», в музее оформлены содержательные стенды».
Создав первый фильм, режиссёр продолжает работу над этой темой.
Фильм «Готеланд» идёт на английском, иврите и русском языках. Его легко найти в интернете, указав имя режиссёра и название картины. Его надо посмотреть каждому.

Николай ГОТОВЧИКОВ,
село Восход.

Дух и духовность

Мне кажется, в последнее время слова «дух» и «духовность» употреб­ляют неверно, объединяя их значение. Я не права?

Инна М.
Саки.

Вы, безусловно, правы, о чём свидетельствует святоотеческая литература, в том числе и труды нашего современника отца Александра Меня. Обратимся к проповедям, в которых священник разъяснял значение этих двух понятий.
Духовность - свойство природы самого человека, отмечал богослов. Это уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от самых высокоразвитых живых существ. Это то, что даже трудно определить словами. Дух невидим, непространственен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа. Это мы сами. Дух выше, шире рациональных определений. Это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный, и в то же время единый целостный отток, который составляет особенность человека.
Разберёмся, чем отличается дух от души. Душа есть и у растения, и у животного - это психика. А вот творчество, сознание, свобода, добро и зло - это дух… Биологическое. Психофизическое бытие человека принципиально отличается от природы других высокоразвитых животных, это есть дар природы, который мы возвращаем ей, умирая, обращаясь в прах.
Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта «равнодушная природа»), в ней нет сострадания, для неё существуют лишь стихии. Так вот особенность человека, делающая его трагическим царём мироздания, заключена в духовном начале, которое ему даровано.
В святоотеческой литературе слово «дух» трактуется в нескольких значениях. Когда речь идёт о святом Духе - говорится о Третьем Лице Пресвятой Троицы. «И Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50, 14), - Псалмопевец просит Господа утвердить его Владычественным Святым Духом, чтобы властвовать над своими страстями. То есть в Псалтири говорится о том, что Господь подкрепляет верующего, который обращается к Нему за помощью. Духом именуется и душа человека, духовное и разумное наше сердце. «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30, 6); «Дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50,12) - верующий христианин предлагает Богу свою душу и молит об обновлении сердца, души, чтобы она действовала правильно, верно. Духами называют сотворённые Богом духовные, ангельские, существа - духи разумные, свято служащие Господу.

Фасоль вместо крема

Страдаю от чрезмерной сухости кожи, которую никакие кремы не размягчают. Вижу всё новые и новые морщинки от этого. Посоветуйте какое-нибудь эффективное средство.

Галина М.
Раздольное.

Предложу популярный у испанок рецепт. Они подпитывают и разглаживают сухую кожу при помощи фасоли. Две-три ложки фасоли замочите в холодной воде на несколько часов. Чтобы кожура стала рыхлой и плоды быстрее разварились, добавьте щепотку пищевой соды. Разваренную фасоль протрите через сито до получения однородной мягкой массы. Добавьте в неё сок половины лимона, столовую ложку оливкового масла и хорошо размешайте. Смесь можно хранить в холодильнике, а перед употреблением подогревать. Наносить такую маску следует на 20-25 минут, смывать тёплой водой и после этого наносить питательный крем.

Какао вместо пилюли?

Правда ли, что какао - не только вкусный, но ещё и целебный напиток? Что именно он лечит?

Алина Громик.
Раздольное.

Внародной медицине порошок какао-бобов используют для лечения многих заболеваний. Вот несколько рецептов.
* Для изгнания глистов смешивают две столовые ложки порошка какао, две столовые ложки измельчённых тыквенных семечек без кожуры, одну чайную ложку сахара, добавляют немного воды. Получившуюся тестообразную массу разделяют на 20 частей и скатывают из неё шарики. Утром натощак принимают по 1,5-2 столовые ложки касторового масла, затем через каждые 10 минут съедают по шарику.
* При бронхиальной астме 500 г мёда, по 500 г бараньего жира и сливочного масла смешивают со 100 г какао и десятью куриными яйцами, варят 1-2 минуты после закипания, помешивая, остужают. Принимают по одной столовой ложке три раза в день, запивая тёплым молоком. При затяжном приступе поможет ячменный кофе.
* Для укреп­ления иммунитета смешивают 5 столовых ложек какао, 3 столовые ложки сока алоэ, добавляют 1/3 стакана мёда. Принимают по 1 столовой ложке перед завтраком, запивая стаканом горячего молока.
* При язве желудка разотрите свежий куриный желток, добавьте примерно такое же количество порошка какао, сливочного масла и мёда. Перемешайте до получения однородной массы. Принимайте в течение двух недель по одной столовой ложке через каждые три часа за 30 минут до еды. В день нужно съесть не менее пяти порций. После двухнедельного перерыва курс лечения повторите.

Банан или яблоко?

Пятилетний внук постоянно просит банан, а яблоки есть не хочет. Не вредно ли это?

Галина МАРФИНА.
Кировское.

Послушаем диетолога Марину СВИРИНУ.
- Конечно, ребёнка надо приучать ко всем фруктам. Яблоки незаменимы, бананы, безусловно, тоже очень полезны. Но злоупотреблять ими не стоит. Взрослым достаточно двух в день. А пятилетнему ребёнку не надо давать больше одного, иначе он будет отказываться от не менее необходимых и полезных ему каш и супчиков, ведь этот плод очень питателен и не только утоляет, но и притупляет чувство голода. Калорий в банане не так уж много, зато углеводов предостаточно: почти вдвое больше, чем в яблоках, почти столько же, сколько в картофеле. Крахмал по мере созревания плода превращается в натуральный легкоусвояемый сахар. Есть в них натрий, кальций, железо, фосфор, магний, витамины. А по содержанию калия банан - рекордсмен: в 100 г мякоти содержится 376 мг этого микроэлемента, жизненно необходимого при болезнях сердца, гипертонии. Плоды обладают также мочегонным и желчегонным свойствами, поэтому взрослым людям рекомендуется включать их в рацион при заболеваниях печени и почек.

Как обновить украшения?

Со временем мои любимые украшения - серебряные цепочки и янтарные, бирюзовые и малахитовые вставки в серёжках - помутнели. Как вернуть им прежний вид?

Марина Ковтун.
Армянск.

Изделиям из янтаря легко вернуть привлекательность с помощью водки. Тщательно протрите ею камень. Потемневшую серебряную цепочку очистит зубной порошок. Изделия сложной конфигурации положите на полдня в чашку со сладкой водой, затем промойте и тщательно просушите.

Из закулисья - на сцену

Так уж повелось, что те, кто организует праздник для артистов и зрителей на фестивалях, остаются в тени. На евпаторийском «Солнечном острове» не забывают никого.
- Вот уже три года мы делаем одно дело с правительством республики, с Министерством культуры, с коллективом «Крымского киномедиацентра», - отметил сопрезидент фестиваля Дмитрий Харатьян. - Мы работаем с разными российскими регионами. Не в каждом находишь такое понимание руководителей. В Крыму каждый отвечает за свои слова, не ограничивается обещаниями. Здесь слова не расходятся с делом. Мы чувствуем постоянную поддержку главы рес­публики Сергея Валерьевича Аксёнова, министра культуры Арины Вадимовны Новосельской. А вся нагрузка в праздничные для артистов и зрителей дни ложится на специалистов «Киномедиацентра», и они работают с полной самоотдачей, без сучка без задоринки, что называется. С такими людьми приятно общаться. Мы искренне благодарны каждому из них.
На закрытии фестиваля чествовали не только звёзд экрана. Заместителю генерального директора «Киномедиацентра» Елене Куценко (её вы видите на снимке Виктории Серебрянской) Дмитрий Харатьян вручил Почётный памятный знак «За весомый личный вклад в развитие российского кинематографа».

Туманные междометия

Меня как учителя русского языка заинтересовала тема, затронутая в статье о «сбежавшем» числительном - о размытости границ между частями речи. Чем всё же руководствоваться, относя слово к определённой части речи?

Александр Д.
Феодосия.

Обратимся к статье известного лингвиста, академика Льва Щербы «О частях речи в русском языке». В ней он говорит о внешних выразителях категорий слов. Среди таковых: окончания, суффиксы, приставки, а также интонация, ударение, порядок слов. И приводит пример: «В фразе «Когда вы приехали?» ударение на когда определяет его как наречие, а отсутствие ударения в фразе «Когда вы приехали, было ещё светло» определяет его как союз». Но один формальный признак может характеризовать разные категории. Например, окончание «- а» в слове вода выражает именительный падеж существительного женского рода, а в слове стола - родительный мужского. Форма одна, значения разные. Следовательно, учитывается не только форма, но и значение. Причём не лексическое, а грамматическое.
Определив критерии, Лев Владимирович Щерба распределил слова по группам - по частям речи. Он выделил «очень неясную и туманную» категорию междометий. Отметив, что с восклицаниями ах!, ох!, ура!, эге!, чу! всё ясно. А что такое горе!, ужас!, глупости!: существительное или междометие? Или бац, бух, хлоп, щёлк: глагол или междометие? Или как отнестись к привычным в разговоре брось, валяй, давай? Это повелительное наклонение? А целые предложения: «Вот те раз! Была не была! Вот так клюква!». Это ведь цельные, устойчивые выражения, смысл которых не складывается из значений отдельных слов, как сумма. Это произведение составляющих предложение элементов. И передаёт оно чувства, эмоции говорящего. Так что же: если выражено чувство, значит это междометие? В том числе и в восклицании «Как хороши, как свежи были розы!»? Надо разобраться с основным признаком междометия. Это, прежде всего, его обособленность, отсутствие связи с другими словами.
Для усвоивших школьную грамматику в предложенной Щербой классификации много неожиданного. Например, к числительным количественным он относит слова «много» и «мало».
Трудно с ним не согласиться, когда речь идёт о причастиях и деепричастиях. Первые относят обычно в разряд прилагательных, вторые - наречий. Щерба же подчёркивает, что в причастии прочнее признаки прилагательного. А признаки глагола временны, они могут утрачиваться. Точно так же и деепричастие частенько теряет глагольность и превращается в простое наречие. Но об этом в следующий раз.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.