Там, где горы встречаются с морем

1 Ноябрь 2016 127
Чаша Олимпийского огня «танцует и поёт» каждый вечер.
Чаша Олимпийского огня «танцует и поёт» каждый вечер. Фото автора.

Под таким девизом в 2014 году прошли в Сочи XXII зимние Олимпийские игры. В России их проводили впервые, до этого в Москве в 1980 году прошла летняя Олимпиада. Что было в Сочи в 2007 году, когда Национальный Олимпийский Комитет избрал город-курорт столицей зимних Игр? Маленькие домики, овощные грядки дачников, проблемы со светом и транспортной доступностью. За семь лет и 214 миллиардов рублей (данные приведены Владимиром Путиным) город и его пригороды изменились до неузнаваемости. Теперь там новая железнодорожная система, ровные широкие дороги, лёгкое надземное метро, реконструированный аэровокзальный комплекс, масса спортивных объектов, оснащённых по последнему слову техники, современные больницы и школы, нарядная набережная. Мы посмотрели, как перепрофилировали стадионы и ледовые дворцы после Олимпиады.

Цена триумфа
Чтобы доехать на маршрутном автобусе из Сочи в его Адлерский район, где находится Олимпийский парк, у нас ушло полтора часа. Ничего себе пригород, правда? Если бы не очаровательный вид из окна с пальмами, олимпийскими кольцами вдоль дороги, замысловатыми автомобильными развязками, было бы жаль потраченного времени. Всего на инфраструктуру Сочи при подготовке к играм ушло почти 80% средств, выделенных на Олимпиаду. Самый дорогой её проект - совмещённая автомобильная и железная дорога в Красную поляну. На её возведение ушло более 50 миллиардов рублей. Для сравнения - строительство Керченского моста по плану обойдётся на 22 миллиарда рублей дешевле. Лёгкое надземное экологически чистое метро уникально тем, что его построили в русле горной реки. Причём скорость электропоезда достигает 130 км в час. Возведение этих дорог было необходимо, так как Сочи должен был принять и обслужить миллион шестьсот тысяч гостей (по факту приняли больше двух миллионов) - старая дорога на Красную поляну с этим бы не справилась.
Один из самых курьёзных фактов строительства Олимпиады произошёл вечером в феврале 2007 года на аэровокзальном комплексе в Сочи. Его реконструкция тогда ещё не была завершена, а прилетела оценочная комиссия МОК. Для создания полной иллюзии уже работающего аэропорта гостей через телескопический рукав проводили в зал ожидания, где искусственно создали обстановку функционирующего объекта: школьники с рюкзаками сидели с родителями и якобы ждали своего рейса, пассажиры стояли в очереди на посадку, даже терминалы были... картонные. Но главное - прокатило.
Новая жизнь
олимпийских объектов
Для проведения игр построили шесть стадионов, три из которых выполнены по типу конструктора «Лего», сборно-разборными, чтобы их потом можно было перевезти и установить там, где они нужнее. Главное сооружение Олимпийского парка - стадион «Фишт». Назван так в честь одной из самых красивых гор Западного Кавказа. Его масштабы огромны, вмещает до 40 тысяч зрителей. В нём проводились исключительно церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. По их окончании арену переделали для проведения матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Сейчас там выращивают траву для футбольного поля. Не смейтесь, цена травки - 97 миллионов рублей.
В противоположность «Фишту» - самый маленький стадион для кёрлинга - многофункциональная арена «Ледяной куб». Вмещает три тысячи зрителей.
Крытый конькобежный центр «Олимпийский овал», он же «Адлер-Арена», на восемь тысяч зрителей, сегодня перепрофилирован, и там располагается Теннисная академия.
Хоккейный стадион «Большая ледовая арена» (он же «Большой»), выполненный в форме огромной замёрзшей капли с асимметричной крышей высотой 48 метров, используется до сих пор по своему назначению. Ледовый дворец вмещает 12 тысяч зрителей. В его крышу вмонтированы модули - 18,5 тысячи лампочек. Во время олимпиады они горели цветами флагов соревнующихся в этот момент стран, а в центре был выведен счёт, с которым шла игра. Сделано это для тех, кому не удалось достать билет на матч, даже несмотря на его высокую стоимость. Отборочные турниры по хоккею проходили на ледовой арене «Шайба».
В ледовом дворце спорта «Айсберг» проводили соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Он выполнен в форме траектории тройного тулупа и вечером великолепен - семь раз меняет свой цвет.
Довольно большую территорию парка занимает гоночная трасса «Сочи Автодром», на которой состоялись заезды «Формулы-1». Вот уже три года мы принимаем королевские гонки.
Центральное место на площади парка заняла Чаша Олимпийского огня, прообразом которой стала «Жар-птица», увенчанная огненным гребнем, а крыльями образовавшая круг диаметром около 100 метров с светомузыкальным фонтаном. Сочинский факел стал самым большим за всю историю Олимпиад. Общая высота сооружения составила около 50 метров, а высота пламени достигала 7,5 метра. Сейчас там каждый день в 18 часов начинается шоу светомузыкального фонтана. Длится оно ровно час. Это настоящий балет на воде!
Возле Олимпийского факела расположен непонятный ограждённый забором круг. Это сохранённое кладбище староверов, которое находилось в посёлке, где сейчас построены главные олимпийские стадионы. Погост обнаружили, когда стали делать разметки под строительство на месте. Во время Олимпиады его закрыли красными ширмами.
Сам комплекс включает также множество тренировочных центров, гостиниц и знаменитую олимпийскую и паралимпийскую деревни на три тысячи спортсменов. На противоположной стадионам стороне можно увидеть белое здание неправильной формы. Это медиацентр. Его крыша напоминает морской прибой. На основной олимпийской информационной площадке в 2014 году работало более 8000 представителей СМИ. Сейчас этому гигантскому зданию пока не нашли определённого применения. Хотели перепрофилировать в торговый или торгово-выставочный центр, но пока оно так и стоит «белым слоном».

На «Сочи Автодроме» часто тренируются гонщики.

«Айсберг» горит ночью разными цветами.

Оксана ПАВЛЕНКО.