ДТП по новым правилам

1 Ноябрь 2016 125

В Министерстве транспорта России разработали новый проект оформления мелких происшествий по европейскому протоколу без вызова ДПСников. Будущий закон предполагает размещение в салоне авто специальной системы, которая после нажатия кнопки отправляет страховщикам все необходимые данные для оформления дорожно-транспортного происшествия. Кому на самом деле выгодна новая реформа «автогражданки», и откуда «рождаются» невыгодные для автовладельцев законы в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности?

Только нажми
на «кнопку»
Минтранс РФ опубликовал проект поправок в постановление правительства №1002, которое регламентирует правила автоматической передачи страховщику данных об аварии. По действующим правилам небольшое происшествие без пострадавших можно оформить, не вызывая дорожных полицейских, по так называемому европротоколу. При этом можно заявить в страховую компанию ущерб до 400000 рублей. Но в страховую также требовалось передать фото с места аварии и его координаты. И на деле это фактически не работало, так как страховщикам не ясны методы и требования к таким документам.
В ответ профильное ведомство предложило другие схемы.
В первом случае нужно установить в машину оборудование, автоматически фиксирующее дату, время, координаты, скорость и ускорения машины по трём осям (боковой, продольной и вертикальной) и передающее всё это в страховую базу данных без участия водителя. Такие комплексы, в частности, уже работают вместе со спутниковыми охранными системами. Остаётся дооснастить такие системы специальной кнопкой, после нажатия которой данная информация передаётся в страховую компанию.
Водитель также будет должен сам сфотографировать место аварии на личный телефон, но делать это надо только через специальное приложение Российского союза автостраховщиков «ДТП-Европротокол». Это приложение не только фиксирует сами координаты места происшествия, но ещё и объясняет автовладельцу, с каких ракурсов делать фото, а затем направляет их в базу данных страховщиков по сотовой связи.
Второй вариант Минтранса предлагает наладить реализацию такой «еврокнопки» на базе активно внедряемой в РФ системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Причём по проекту транспортного ведомства такой прибор будет иметь две кнопки: одну - для крупной аварии и вызова спасателей, а вторую - для мелких происшествий, нажатие которой  автоматически передаст страховщикам данные об аварии. А вот, по мнению экспертов, реализовать идею Минтранса будет нелегко. Нужна в том числе сертификация устройств для европротокола и сложная настройка датчиков «ЭРА-ГЛОНАСС» не только на сильные удары, но и на мелкие ДТП.
Реформа интересов
Нововведения в сфере «автогражданки» выгодны только страховщикам. Такое заявление сделал недавно президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. По словам эксперта, страховщики жалуются на убыточность ОСАГО, чтобы пролоббировать выгодные им законы.
Напомним, согласно новому законопроекту, разработанному Министерством финансов РФ и Банком России, при наступлении страхового случая по ОСАГО автомобиль потерпевшего владельца будет направляться на ремонт. А на денежную компенсацию граждане смогут надеяться только в том случае, если владельцы транспортных средств начнут массово жаловаться на срыв сроков и качество ремонта. Как считает Тюрников, подобная практика абсолютно невыгодна для водителей.
- Рассказы о том, что
ОСАГО убыточное и исчерпало повышенный тариф - это пиар-кампания для того, чтобы пролоббировать невыгодные автовладельцам изменения в законе. В частности, лишить автомобилистов права выбирать, как получать компенсацию: деньгами или ремонтом. Натуральная форма возмещения ущерба ударит по 40 миллионам автовладельцев, лишит их права выбора и создаст возможности для злоупотребления со стороны страховщиков, - уверен президент Ассоциации защиты страхователей. Напомнил эксперт и о том, что в последние два года стоимость ОСАГО выросла в два раза, из-за чего более 7 миллионов автовладельцев перестали покупать полисы. В свою очередь представители Российского Союза автостраховщиков (РСА) выразили своё несогласие с доводами Тюрникова. В союзе считают, что опасения по поводу принудительного ремонта повреждённых транспортных средств беспочвенны.
- И страховщики, и Центробанк заинтересованы в том, чтобы замена прошла положительно для автовладельцев. То есть ремонт будет выгоден, быстр и надёжен  Я, честно говоря, и не вижу здесь особых проблем. Вся страна пользуется КАСКО, а там 96% случаев - именно реальный ремонт, - заявил президент РСА Игорь Юргенс.
Так что опыт есть. Как есть и станции техобслуживания. Опасения здесь напрасны: мы проверим эти сервисы, опубликуем списки надёжных. Владелец будет подписывать акт приёма, будет предусмотрена некая гарантия на ремонт, а спорные вопросы решат эксперты, - заключил он.

Рафаэль ЗАЛЯН.