Профессор Игорь Иванов: К сожалению, работы хватит всем

24 Октябрь 2016 172
Игорь Иванов.
Игорь Иванов.

Работы в медицине хватит всем: и платным клиникам, и государственным. Так считает Игорь Исаакович ИВАНОВ, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии №2 медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО КФУ имени В. И. Вернадского, доктор медицинских наук, профессор. Он уверен, что систему нужно реформировать. Крымчане должны получать своевременную и качественную медицинскую помощь в любых клиниках: как государственных, так и платных.

Пора менять структуру
- Игорь Исаакович, мы часто слышим высказывания от первых лиц государства о том, что необходима коренная модернизация здравоохранения. Как вы считаете, насколько актуален этот вопрос в Крыму? Ведь мы всего два с половиной года назад стали частью российской системы здравоохранения, ещё толком не адаптировались к ней.
- Наше государство сейчас возглавляет человек, которым мы можем гордиться. На Украине у нас такой возможности не было, а сейчас всё иначе. Страной руководит человек, который изменил стереотипы, поднял и объединил страну.
И многие вещи, которые озвучивает Владимир Владимирович касательно медицины, они правильные. Дело в том, что у нас сохраняется пока модель, заложенная ещё в советские годы. Тогда мы гордились, что у нас больше всего врачей и больниц. Всего много-много. Но оказалось, что технологии у нас устарели, затраты на одну койку минимальные, поэтому и больницы бедные.
И президент правильно говорит, что нужно провести коренную модернизацию.
В чём она заключается? Я как профессионал могу сказать - нам не нужно то количество коечного фонда, которое есть сегодня.
К примеру, сегодня в Крыму более 20 родильных домов. Есть родильные дома, где количество родов меньше 100-200 в год. Да, это сельские районы. Но! Что такое иметь родильный дом на такое количество коек? Нужен штат врачей, акушерок, санитарок, детских сестёр, нужно иметь в штате врача-неонатолога.
И самое главное - им нужно хотя бы минимальное количество аппаратуры для оказания качественной медицинской помощи. Такие родильные дома рационально иметь там, где расстояние между медицинскими учреждениями составляет сотни километров, к примеру, на Дальнем Востоке или в Сибири. Но в Крыму, где между районами расстояние всего 30-40 километров, целесообразнее из пяти родильных домов сделать один.
- Что делать тогда в том случае, если роды стремительные? Как женщину из села довезти до роддома, к примеру, когда ехать нужно минут 30-40?
- Ну и что, что женщина быстро рожает. Это не проблема, не надо к этому так относиться. Сейчас есть такая тенденция рожать дома. Большинство женщин интересуется этим вопросом. Другое дело, что нужна машина «Скорой помощи» под домом, которая сможет при необходимости быстро довезти. Поймите, я не агитирую за домашние роды, но мы должны понять, что если вы рожаете стремительно, то вас в любом случае не довезут до ФАПа. Вам судьба, значит, родить дома или в машине. Это не проблема. Проблема в том, что в «Скорой помощи» должны быть акушерка и специальное место для приёма родов, чего на Украине не было, к слову. Что тут такого, если женщина рожает? Ей главное - не мешать, не создавать ажиотаж. Принять роды стерильным материалом, потом перевязать пуповину ребёнку и довезти до больницы.
- А что в таком случае делать с отделениями патологии в больницах? Ведь будущие мамы проводят немало времени под присмотром специалистов, сохраняя беременность...
- В таких отделениях лежат женщины, у которых есть угроза невынашивания. Но, по большому счёту, им нужны справки на лёгкий труд. Мы можем сделать дневные стационары, допустим, на пять коек. Женщина будет приходить, лежать половину дня, ей сделают капельницы и другие процедуры. И для этих целей подходит даже ФАП, нет нужды в полноценной больнице. Да, мы решаем сейчас глобальный вопрос: как нам обеспечить людей качественной медицинской помощью. Но в первую очередь нужно правильно считать деньги. Нам не нужно сегодня столько гинекологических отделений, это важно понять.
К примеру, в моей клинике есть гинекологическое отделение. Оно рассчитано на 10 коек, на которых мы можем за месяц «пропускать» 60-70 человек. Это около 800 полостных операций в год. Раньше в бюджетных организациях для проведения такого количества операций нужно было 60 коек. Но важно учитывать оборот койки, использовать современные технологии. Мы делаем операцию, выписываем пациента через 2-3 дня благодаря тому оборудованию и тем методикам, которые есть в современной медицине. И выписываем в таком состоянии, что человек может самостоятельно обслуживать себя дома.
Платно или бесплатно
- Можно ли говорить о том, что будущее за частными клиниками, или нет?
- Сегодня так получилось, что здравоохранение - это, по сути, бизнес. Ничего плохого в этом нет, если им занимаются профессионалы, а не проходимцы. Но должно быть так: отдельно частные клиники, отдельно государственные. Что такое государственные больницы - это скорая помощь, которая должна быть обязательно бесплатной, и крупные федеральные центры, например, большие областные больницы. Вот эти две структуры должно финансировать государство, там должно быть всё супер. Но! Люди там не должны брать деньги. Я категорически против того, чтобы в больницах были хозрасчёты. Или вы на хозрасчёте, то есть получаете доходы благодаря ОМС и платным услугам, или вы финансируетесь из бюджета и полностью бесплатны для людей. И в таких структурах, которые содержит государство, нельзя позволять выбирать врача или палату. Остальные больницы следует сделать частными. К примеру, в Израиле частные лица строят больницы, а на крупные онкоцентры и другие государство тратит деньги.
- Такое разделение поможет решить проблему оказания качественной медицинской помощи?
- Во-первых, нам не нужно столько больниц. Во-вторых, женщин не надо гонять туда-сюда по кабинетам. С одной стороны, оказание медицинской помощи нужно приблизить к людям, то есть создавать ФАПы, к примеру. С другой стороны, мы должны максимальное количество услуг оказывать амбулаторно. Кроме того, необходима патронажная служба, чтобы женщина знала, что она может позвонить специалисту, ей помогут. Врач сделал операцию, посмотрел несколько суток за её состоянием и всё. Далее за женщиной следят специалисты из патронажной службы.
И пациенткам не нужно лежать на старых койках, смотреть на голые больничные стены. Это экономнее и лучше для них, в первую очередь. Но патронажная служба должна состоять из профессионалов, обученных для оказания такого вида помощи.
- Игорь Исаакович, а что вы думаете по поводу нехватки кадров в больницах? С чем это связано? Ведь специалистов катастрофически не хватает.
- Я не могу набрать хороших сестёр сейчас. Да, в моей клинике достойная заработная плата, есть необходимые условия, но кадры на данный момент слабо подготовлены. Раньше был такой подход в обучении - приходил иностранец на занятия, ты ему уже должен поставить «тройку». Но потом мы столкнулись со сложностями. К примеру, к нам приезжали малазийцы, обучались у нас. Но выяснилось позже, что у себя на родине лишь 30-40% подтверждали свою квалификацию. В итоге из Малайзии студенты перестали к нам приезжать. Мы полностью пересмотрели подходы, улучшили систему, позже снова добились того, что студенты стали учиться в Крыму. В медицинской академии сейчас совершенно другой подход, не такой, как был раньше. Да, студенты получают двойки, их отчисляют, но это даёт другой результат. Грубо говоря, врачом может быть только очень умный человек. Но когда мы пожнём эти плоды? Лет через 5-10.
Качество жизни
- Вы руководите частной клиникой, специализирующейся на проблемах женского здоровья. Насколько мне известно, услуги оказываются, в том числе, по ОМС.
- В основном, у нас оперируется сельское население по полисам ОМС. В нашу частную клинику обращаются люди, которые хотят работать. И получают квалифицированную помощь по ОМС, о чём немногие знают, что такой шанс есть. Приезжает, например, женщина, которой 80 лет, с серьёзными патологиями и просит помочь ей, чтобы она могла за коровой ходить, заниматься делами по дому.
И мы берёмся за такие проблемы. Работы много, но важно трудиться порядочно и правильно. Работы хватит всем, к сожалению. В частности, мы получили квоту на лечение женщин с выпадениями половых органов. Особенно это характерно для пожилых женщин, хотя следует признать, что все болезни молодеют.
- Как вы считаете, насколько актуальна проблема оказания медицинской помощи пожилым людям? Ведь многих отправляют, по сути, доживать домой.
- Дело в том, что пожилой возраст вообще вычеркнут у нас из жизни. Пенсионеры стесняются, они считают, что если менопауза наступила, то всё, жизнь закончилась. Кроме того, есть ещё такая проблема, что ранее во время родов использовались не слишком хорошие шовные материалы. Это приводило к инфекционным осложнениям и другим проблемам. Женщины потом всю жизнь были вынуждены страдать от этого, лечиться без конца. И никто в нашей специальности раньше не занимался качеством жизни. Опухоль - отрежем. Киста - удалим. Но качеству жизни такого внимания не уделялось, особенно в пожилом возрасте.
И особенно важно, что этот вопрос начал решаться сейчас. Мы делаем всё возможное, чтобы женщины могли в любом возрасте жить полноценно. Только преобразования, масштабные изменения помогут нам прийти к тому, что крымчане будут получать профессиональную помощь даже в 70-80 лет.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.