Владимир Константинов: Мы развалим бандеровскую Украину своими успехами

20 Октябрь 2016 279
Владимир Константинов.
Владимир Константинов. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов ответил на вопросы корреспондента «Крымской правды» о результатах думских выборов в Крыму, кадровой политике правящей партии и задачах депутатского корпуса в среднесрочной перспективе.

- О прошедших выборах эксперты уже неоднократно высказывались. А на партийном уровне вы довольны результатом?
- Выборы политсоветом признаны успешными. Мы получили 9-й результат по рейтингу партии по стране. Здесь, в Крыму, нет никакой политической силы, которая могла бы нам аргументированно, конструктивно оппонировать. Мы не бахвалимся этим, такова ситуация.
Команда сработала достаточно собранно, неплохо. Но, проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что процентов 10 ещё не добрали. Мы знаем, что и как надо исправить, будем над этим работать.
- Относительно процента явки существуют разные мнения. А какова ваша оценка?
- Явка всегда была проблемой в Крыму. Но тут есть два аспекта. Явка на референдум - это был вопрос жизни и смерти. А если в мирное время на каждые выборы у нас будет такая же активность избирателей, то  нашим «друзьям» на Западе может показаться, что мы перманентно находимся в состоянии «исторического перелома». Как я уже неоднократно говорил, в сознании людей произошла очень серьёзная трансформация. Люди кардинально изменились. Сегодня наиболее подходящее слово для того, чтобы охарактеризовать настроения, - «умиротворённость». Украина 23 года держала всех «в тонусе» в политическом плане. Это постоянная неопределённость, тревожные ожидания. Тогда и не ждали от власти ничего, понимая, что нет возможностей. Оптимизм в крымском сообществе отсутствовал совершенно, превалировали депрессивные настроения. Сейчас, конечно, всё по-другому. Чувствуется уверенность людей в завтрашнем дне. В первую очередь, в этом большая заслуга федеральной власти - крымчане увидели, что вернулись в состав очень мощной страны с активной дееспособной властью и очень сильным лидером во главе.
- Зато и требовательность по отношению к власти выросла. Вас, законодателей, это в меньшей степени касается, а исполнительную власть костерят регулярно и со вкусом!
- Так костерят почему? Потому что поняли, что теперь правительство способно работать. Под Украиной ведь и не ждали ничего от правительства автономии. А с другой стороны, у чиновников была удобная отговорка
- «в Киеве не дадут», «Ющенко не пропустит» - и разговор окончен. Установки ведь у тех, кто тогда шёл во власть, тоже были другие - главным для них было сесть в кресло, а дальше можно было расслабиться. Теперь всё наоборот. Занял пост - работай.  И люди с властью не церемонятся: вы это можете - делайте!
Но вот эта уверенность в завтрашнем дне сказалась на уровне явки. Потому что «не война» и «не вопрос жизни и смерти».
- Но давайте вспомним и о тех, кто не пришёл «из принципа».
- Скажем честно: безусловно, есть кто-то в Крыму, кто недоволен. Такие люди есть при любой власти. Это нормально. Так и должно быть. Если все довольны властью, это свидетельство каких-то опасных социальных явлений. Есть те, кто недоволен кем-то и чем-то. Есть те, кто голосовали в своё время за Тимошенко, за Ющенко. Есть те, кто голосовали против России. Их очень немного в Крыму. Но они всё  же есть.
- Но ведь те, кто не пришли на участки, не пошли голосовать за «несистемную оппозицию», хотя у них была такая возможность. Значит, это не те, кто против России. Результаты «Парнаса» и «Яблока» в Крыму где-то на уровне статистической погрешности...
- Да, тех, кто, как вы сказали, «против России», очень мало. Они, конечно, были среди тех, что не пошли. Но дело не только в них. Если ты голосуешь за «Парнас», то это уже выраженная политическая позиция, а мы говорим о тех, кто голосовал в своё время за Ющенко, за киевскую власть, а теперь просто не пришёл делать свой выбор.
Определённые позитивные процессы идут и в среде крымских татар. Могу сказать так: количество крымскотатарских избирателей, пришедших на выборы 18 сентября, было примерно в пять раз больше, чем на выборах 2014 года. Нет уже страха перед Джемилевым и Чубаровым. Но нам есть ещё над чем работать и, в первую очередь, органам местного самоуправления.
 - Но ведь остались члены нелегального меджлиса и их сторонники - последовательные противники России и всего русского?
- Конечно, такие есть. Но их меньшинство. И это очень здорово! Вообще разделение людей на национальные «клубы», которым придумывали каких-то «национальных лидеров», было очень плохой затеей.
- За это стоит благодарить наших западных «друзей», по указке которых работали киевские чиновники и международные правозащитные организации…
- Да, это один из эффективных способов разрушения любого государства изнутри. Когда людей делят не по политическим взглядам, по партиям, как в нормальном демократическом обществе, а сортируют по национальности. Но ещё раз хочу подчеркнуть - процессы оздоровления пошли.
И динамика хорошая.  Надо ещё учитывать, что  низкая политическая активность - традиционная особенность крымскотатарского сообщества. Мы подняли статистику прошлых лет - даже в  моменты наибольшей мобилизации, угрозы национального противостояния в украинские времена, они мобилизовывали не более 45%. Так что нам и в будущем не стоит ждать такой же высокой активности, как от представителей других национальных групп, но нам ещё есть над чем поработать.
- С другой стороны, демонстративно повышенное внимание к представителям одной отдельно взятой национальности  - тоже ведь вариант деления по национальному признаку, не так ли? Сегодня сами крымские татары требуют не дать им больше прав, а уравнять в правах со всеми.
- Правильно! Они сами нас корректируют. И это очень хорошо, когда есть обратная связь с обществом - она позволяет своевременно исправлять ошибки и перегибы.
 - Наши лучшие кадры, или, пользуясь терминами предвыборного периода, «сильных», мы отправили работать в столицу, а как вы оцениваете потенциал тех, кто займёт их места здесь - в парламенте и правительстве республики?
- Проблемы никакой здесь не будет. Мы заранее настраивались на победу и предусмотрели все кадровые решения. В результате выборов мы не ослабляем, а усиливаем свои позиции. У нас ведь не было до сих пор представительства в Госдуме. Теперь наши депутаты там есть, а я уже не раз говорил, что партийная команда остаётся единой. Наши депутаты не «уезжают из Крыма в столицу», а будут в Москве представлять интересы республики. Вот, что нужно хорошо понимать. Они продолжат работать в составе команды, это единый политический механизм.
Если посмотреть на другие российские регионы, где партия получила низкий процент поддержки, то главная причина - внутренние противоречия, противоречия меду местными элитами. И люди, когда это видят, отдают свои голоса оппонентам не столько из-за того, что разделяют взгляды ЛДПР или коммунистов, сколько из протеста, от недоверия к местной организации правящей партии, когда видят явные конфликты интересов внутри неё, когда видят, что личные амбиции для кого-то значат больше, чем интересы партии и избирателей.
- Вы не на Севастополь намекаете?  Там ведь имел место конфликт между ветвями власти настолько серьёзный, что требовалось вмешательство старших товарищей по партии. Последствия, как мы видим, продолжают сказываться.
- У нас никогда не было ничего подобного. Мы с Сергеем Аксёновым не один год знакомы, у нас есть опыт украинского периода, мы понимаем важность работы единой командой. Он как-то сказал хорошую фразу: «Нас спаял референдум». Это очень точно. Мы действительно вместе прошли серьёзное испытание и теперь действуем каждый в рамках своих полномочий, постоянно координируя свои действия. У нас просто нет ни причин, ни условий для соревнования амбиций. Нездоровые амбиции опасны для любого политика. Особенно, находящегося у власти. Когда ты неадекватно оцениваешь себя, не можешь понять, кто ты есть - гарантированно сам зайдёшь в тупик и, что хуже всего, заведёшь туда всех, кто тебе поверил. Ты хорош только тогда, когда люди тебя считают хорошим.
- В украинские времена власть, должность рассматривалась как некая привилегия, а не набор обязанностей...
-  Да, так было и это осталось в прошлом. К сожалению, ещё не все это понимают. Особенно на местах. Слава богу, сейчас и у крымчан отношение к власти другое, не такое, как при Украине - люди  стали более критичными, требовательными, они моментально замечают фальшь в словах того или иного руководителя.
- Уже много раз говорилось, что наибольшее количество проблем на уровне местных властей. Но ведь номинально они вам не подчинены, они же выборные.  Как вы можете на них воздействовать? Только убеждением?
- Да, общественное сознание на уровне местного самоуправления ещё только формируется. Понятно, что община большинство вопросов местного уровня должна решать сама - для этого есть и ресурсы, и полномочия. Но если проблемы на местном уровне не решаются, что делать? Люди бегут к нам за помощью. И начинают жаловаться на своих местных руководителей, требовать «уберите того, уберите этого». Хотя сами же их выбирали. А у нас нет полномочий увольнять кого-то с выборной должности. Приходится воздействовать по партийной линии. Конечно, мы не хотим возвращаться в советские времена жёсткого диктата КПСС, когда чуть что не так, говорили: «партбилет положишь».
- А если «товарищ не понимает»?
- Всё-таки исключение из партии - это крайняя мера. Она применяется только когда все другие средства уже испробованы. Главный воспитательный потенциал у местного самоуправления. И по мере воспитания самосознания общины возрастает и сознание личной ответственности её руководителей. Я сам воспитан системой местного самоуправления и знаю, как это работает. Я много езжу по регионам, могу сказать, что самосознание на уровне сельских общин у нас есть. Но есть разные сёла. Там, где в силу обстоятельств сформировалось сознательное ядро общественников, есть взаимопонимание и нормальное взаимодействие между руководителем и общиной, - там крепкие хозяйства. И по состоянию населённого пункта это сразу видно. Есть сёла, которые выглядят благополучнее некоторых наших городов - у них свои праздники, своя культурная жизнь.
Надо сказать, что у сельских поселений Крыма есть прекрасный потенциал. Сравните наши сельские поселения и, допустим, сельские поселения Красноярского края. Ведь у нас гораздо лучше условия. Не только климатические. Расстояние от любого крымского поселения до города гораздо меньше, чем во многих российских регионах. Вот я живу в Научном - 25 минут  на дорогу до Симферополя. Да в симферопольской городской автомобильной пробке можно иногда дольше простоять! Противоречия между городом и деревней, о которых говорили в советское время, постепенно стираются. Если раньше сельские жители были лишены каких-то  городских благ и возможностей, то сегодня у них, скорее, преимущества по сравнению с горожанами: чистый воздух, куда более благоприятная экологическая среда.
Потенциал у наших сельских поселений очень хороший. И если мы правильно будем выстраивать свою политику на партийном уровне, грамотно координировать свои действия с местными Советами, то очень скоро получим хорошие результаты.
Но не должно быть ничего наносного, искусственного, навязанного сверху директивой, как делалось при Советской власти. Как бы мы ни тосковали иногда по Советскому Союзу, вернуть его невозможно, и глупо даже мечтать об этом. Россия - страна с рыночной экономикой, и нужно двигаться вперёд, развивать её. Не командно-административным способом, а исходя из реальных интересов общин. Вот, к примеру, сколько нужно в Крыму ледовых катков? Сейчас построен один. Я сам принимал в строительстве непосредственное участие. Каток один на весь полуостров. И он не перегружен. Можно было бы, конечно, построить каток в каждом городе - но зачем? Ради показателей? А людям от этого какая польза? Кто туда будет ходить? Так каждая община должна ставить перед собой реальные задачи - сколько нужно клубов, сколько ФАПов, детских садов. Для людей, а не для победных рапортов. Мы должны общине помогать. Но не делать всё за неё. Вот если они нам говорят «дайте нам оборудование для клуба, а всё остальное мы сделаем сами» - это правильный подход. Значит, уже есть осознанно поставленная задача и понимание как её можно решить.
- А с Москвой у нас будет работать связь подобным же образом? Теперь в Государственной Думе есть команда наших представителей. Но тут есть и проблема - оставаясь крымчанами, они вошли в структуру федерального уровня, где уже есть давно сформированные группы влияния, группы по интересам, которые они не смогут игнорировать. А далеко не всегда интересы федеральных групп влияния совпадают с интересами крымчан. Примером может служить  хотя бы вопрос возврата кредитов украинским банкам. Чьё влияние на наших будет сильнее?
- Не стоит искать тут каких-то проблем. Группы влияния есть во всех политических структурах в любом государстве. А политика - это всегда компромисс. Важно иметь возможность отстаивать свою точку зрения, защищать интересы цивилизованно - партийным, парламентским способом. Партийную дисциплину, безусловно, нужно соблюдать. Но я убеждён, что на федеральном уровне стараются учесть все точки зрения при принятии решений. Но нужно, чтобы был кто-то с нашей, крымской точкой зрения. Теперь есть кому транслировать нашу точку зрения на федеральный уровень. Это самое главное.
- Фраза «кадры решают всё» давно стала крылатой. Что принесут те изменения, которые произошли в кадровом составе и структуре управления парламентом и правительством?
- Ничего экстраординарного у нас не происходит. Назначения согласованы, это нормальный рабочий процесс. В правительстве ротация происходит довольно динамично в первую очередь потому, что у них сейчас очень высокие нагрузки, высокий темп работы. Есть ведь предел человеческим силам. Чувствуешь, что устал, не тянешь - уступи место товарищу. Правила у нас сформированы давно, и они не меняются: идёшь работать во власть, будь готов пахать. Власть - это не привилегия и не способ обогащения, а набор обязанностей и ответственность перед партией и людьми за качество своей работы.
- Какие основные задачи ставятся  перед депутатами на осенний парламентский сезон?
- На уровне законотворчества у нас уже выработался определённый ритм, и работа идёт в плановом, а не авральном режиме, как было в начале нашей деятельности. Но руководить - значит предвидеть. Мы смотрим сейчас не только на IV квартал и наступающий год. Впереди выборы сначала 2018-го и затем 2019 года. Подготовка к ним уже началась. Открою вам секрет: на партийном уровне мы уже рассматриваем будущую выборную ситуацию. И, безусловно, все свои планы мы строим исходя из того гигантского пакета информации, который собрали в результате общения с людьми в период предвыборной кампании.
- Практически все эксперты отметили, что работа «в полях» принесла вашей партии  немало дополнительных  голосов избирателей...
- Мы проанализировали результаты и будем менять формы работы - на партийном, парламентском и депутатском уровне. Будем разбираться с той частью депутатского корпуса, которая во время избирательной кампании показала свою неработоспособность.
И уже понятно, что это тот контингент, с которым мы в 19-й год не пойдём. Это случайные люди в партии.
- Много таких?
- Точную цифру не назову, у нас 3 тысячи депутатов по Крыму, и анализ деятельности ещё не закончен. Примерно процентов 20 - такое же количество, что и во время энергетической блокады. Это те люди, которые, похоже, просто перепутали страны. Они шли во власть за статусом, а не за тем, чтобы работать. Да, работа депутата - это не заработок, не титул и не звание, это общественная работа. Я всю жизнь занимался общественной работой и никогда не думал, что за это нужно ещё и деньги получать. Общественная активность - это часть нашей жизни. Работа по специальности, общественная работа, занятия спортом, семья - всё это части нашей жизни, которые и составляют тебя как личность. Депутатом надо работать, а не просто быть. Если ты этого не понимаешь, зачем тогда шёл? Я уже не говорю о тех, кто дискредитировал себя. Таких немного, но они тоже есть. И, конечно, с ними мы тоже будем расставаться.
Следующая задача - анализ деятельности власти по итогам года. Мы с главой республики уже определили критерии, рабочие группы уже сформированы в Совете министров и у нас.
Мы должны определить, с кем нельзя работать. К примеру, есть такие главы  сельских поселений, которые уже показали, что они - пустое место. И получается, что люди на селе оказываются оторванными от всех процессов по вине одного человека, который блокирует всё. С таким явлением мы мириться не будем.
Вопрос реализации наших крымских программ. Он только крымский, уникальный, и кроме нас его никто не решит. Вопрос организации водоснабжения. В первую очередь питьевой водой. Это тоже вопрос из числа первоочередных. Требуется выработать решение, положить его на бумагу, предусмотреть соответствующие позиции в бюджете. Вопрос газификации населённых пунктов. Вопрос сети учреждений дошкольного воспитания - здесь мы сделали колоссальный рывок, но работы ещё очень много. И, кстати, здесь тоже местные советы по-разному отработали. Мы свои усилия старались распределить на всех равномерно. Но одни не просто подтянулись, а очереди свои позакрывали за 2 года, а кто-то практически не сдвинулся с места. Будем принимать меры. Ежегодная задача - отопительный сезон.
Итоги курортного сезона нам ещё предстоит подвести, но уже сейчас мы его признаём успешным. До конца года мы отметку в 6 миллионов туристов преодолеем, как и рассчитывали. Цифра хорошая, но в отрасли у нас ещё есть  много нерешённых проблем, не надо обольщаться. Я пришёл в политику из бизнеса и не люблю никаких искажений информации. Самое опасное  - это рисовать себе картину чуть лучше, чем она есть. Лучше ошибаться в другую сторону,  худшую. Тогда будешь более напряжён и мобилизован.
Есть вопросы организации событийных мероприятий с учётом крымской специфики. У нас и так уже год достаточно ими насыщен, но есть много интересных идей в этой области. Для того чтобы вся инфраструктура работала в курортный сезон и в предкурортный сезон хотя бы так, как работает в Сочи.  Ну и, конечно, как я уже говорил, оценка деятельности партийных ячеек на местах, совершенствование партийной сети. Календарь у нас очень плотный.
- Мне остаётся пожелать вам удачи в этой работе. Наверное, теперь работать всё-таки приятнее, чем было в самом начале, когда всё было «на грани» и количество неотложных вопросов превышало все мыслимые пределы?
- Расслабляться нам нельзя, потому что Украина никуда не делась, кризис там развивается с непредсказуемыми последствиями. Я не устаю повторять, что все самые трагические события на Украине ещё впереди. А мы - приграничная территория. Вопрос легализации Крыма, я уверен, будет решён. Потому что мы с юридической точки зрения сделали всё безукоризненно. Единство и последовательность крымчан в своей позиции, безусловно, заметны и на международном уровне. Все уже поняли, что сколько референдумов ни проводи - результат будет один и тот же.
А что касается Украины, то там зарыто несколько бомб, первая из которых - нелегитимность власти. Выборы проводились в условиях террора, отсутствия политической конкуренции и понятно, что рано или поздно придётся всё это «обнулять» и заново собирать страну. Если этого не сделать, загнать болезнь вовнутрь, всё закончится трагически.  А наша задача - Крыма и крымской элиты - постоянно им об этом напоминать. Мы развалим бандеровскую Украину своими успехами. Мы уже это делаем. И люди уже это видят. А украинский народ неотделим от нас. Умные политики Запада ещё во времена распада СССР предостерегали от разделения России, Украины и Белоруссии, которое неминуемо вело к дестабилизации. И привело. Но я уверен, что история всё расставит на свои места.

Беседовал

Николай ФИЛИППОВ.