Посиделки

10 Февраль 2022 500

Встреча Ветхого и Нового заветов

Уроки православия

Все хорошо понимают, что за праздники Рождество и Пасха - рождение Христа и воскрешение Спасителя рода человеческого. Сретение праздник не такой известный. Во всяком случае, для моей семьи. Что за слово такое и в честь чего установлен праздник?

Анатолий Мамлеев.

Щёлкино.

Мозаика Сретение в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» - «встреча». А праздник с таким названием - один из главных церковного года. Он не переходящий, отмечается Русской Православной Церковью 15 февраля. Это день, когда встретились Ветхий и Новый Заветы: мир древний и христианство. А что произошло через сорок дней после Рождества Христова, описано в Евангелии от Луки.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребёнка.

После рождения первенца сына родители на сороковой день приходили с новорождённым в храм для обряда посвящения его Богу. Таков был закон Моисеев, установленный в память исхода евреев из Египта.

С сорокадневным младенцем на руках Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим и пришли в храм. Пречистая Дева принесла очистительную жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то что Иисус появился на свет от непорочного зачатия. Жертвой стали две голубки. После положенного обряда Святое Семейство направилось к выходу, путь им преградил самый старый человек в Иерусалиме, имя которого Симеон в переводе с древнееврейского - «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно - Святой Дух привёл его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Учёный хотел исправить «Дева» на «Жена», но ему явился Ангел и сказал, что Симеон не умрёт, пока лично не убедится в истинности пророчества рождения Спасителя от непорочной Девы. И вот, день настал. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

- Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем, - отмечает настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади протоиерей Игорь Фомин. - Он мал и беззащитен, но одновременно - велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, - новорожденный христианин. Полным ликования.  Сретение - это не просто день из далёкой новозаветной истории. В доме Божием - в храме с каждым происходит его личное Сретение - встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто - спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Научим друг друга

Оздоровительный коктейль

Редко встретишь человека, у которого нет проблем с поджелудочной железой и печенью. Я свои привёл в порядок благодаря рецепту, которым поделился со мной врач. Предлагаю и другим испытать его на себе.

Вечером возьмите стакан кефира или простокваши, добавьте столовую ложку гречневой муки (можно сделать самому, измельчив промытую и подсушенную в духовке ядрицу в кофемолке), размешайте и оставьте на ночь.

Утром натощак выпейте стакан тёплой воды, а минут через 15 кефирно-гречневый напиток. Принимайте этот коктейль в течение месяца, затем сделайте на месяц перерыв и повторите.

Алексей ФЕДЧЕНКО

Бахчисарай.

Намотай на ус

• Свежая облепиха противопоказана страдающим мочекаменной болезнью, гастритом и язвой желудка. А облепиховое масло нельзя употреблять при холециститах, заболеваниях поджелудочной железы и печени.

• Чтобы не набрать в холодное время года лишних килограммов, начинайте день с блюд оранжевого и жёлтого цвета. Это могут быть тыква, омлет, банан. В обед предпочтительнее цвет зелёный: блюда с горошком, огурцом, кабачком, авокадо. А на ужин побалуйте себя красной рыбой, свекольными или морковными котлетами, салатом из креветок.

• Не забывайте о блюдах из кукурузы - поставщика золота в органическом виде, необходимого для работы головного мозга.

• Яблоки помогут быстрее отрешиться от сонного состояния, чем кофе.

«Забота наша такая…»

Николай Готовчиков.

Темой нашего разговора с постоянным внештатным корреспондентом газеты Николаем Готовчиковым, ведущим рубрики «Письмо из глубинки», стала его недавно вышедшая сорок седьмая по счёту книга.

- Заголовок - символичный. И всё же, почему именно эти слова взяли для своего повествования, Николай Александрович?

- Они из замечательной «Песни о тревожной молодости» Александры Пахмутовой на слова Льва Ошанина. Школьникам, студентам, поколению самой новейшей истории, песня эта - просто ретро, а ведь она была гимном молодёжи времён СССР, поры комсомольских строек, освоения целинных земель, начала освоения космоса. Самым молодым героям этой песни сейчас далеко за 50, а большинству все 70 лет, да ещё и с хвостиком. Вот они-то, ныне в статусе пенсионеров, особенно остро воспринимают происходящее сейчас. Никто о них не пишет, школьники не знают тех, кто закладывал основы экономики и культуры некогда большой дружной страны. Не знают истории. И я решил написать и издать книгу о своих земляках.

- Кто же герои вашего повествования?

- Люди разных профессий, среди которых: бывший директор совхоза «Дубровский» Александр Маслаков, заведующий крупнейшим в Крыму комплексом по откорму крупного рогатого скота Иван Салашинский, директор школы Владимир Мурай, технолог консервного цеха колхоза «Россия» Татьяна Ильчук, бывший директор школы, сейчас работающий главой Котельниковского сельского поселения Владимир Гуменюк, экс-председатель Полтавского сельсовета Владимир Лысенко, работник районо Анатолий Плахоцкий. Из их рассказов складывается панорама жизни более 80 сёл Красногвардейского района, некогда одного из самых успешных в Крыму. Есть и страницы о событиях 1941-1945 годов, не забыты имена первых Героев Социалистического Труда и знаменитых председателей колхозов Ильи Егудина, Владимира Криворотова. Интересными рассказами обогатили книгу наши земляки из Москвы, Санкт-Петербурга, Дюссельдорфа. Мои некоторые собеседники рассказывают и о дне нынешнем. Воспроизведено более 150 фотографий, в том числе из семейных альбомов, редкие документы довоенной поры, привожу перечень книг о районе.

- Где книгу можно будет почитать?

- Тираж её не так велик, как хотелось бы, поэтому она будет в крупных библиотеках. В школьных и сельских появится, если будет возможность увеличить тираж. Первый шаг к этому - публикация о книге в газете. Надеюсь, найдутся заинтересованные в её переиздании.

Из такого сора стихи не вырастишь

Сын-старшеклассник увлёкся Чеховым, читает всё подряд. Со многими его вопросами я справляюсь. Но одно из высказываний героя рассказа «Унтер Пришибеев» и меня повергло в недоумение: «Разгоняю я народ, а на берегу на песочке утоплый труп мёртвого человека». Ну, с «утоплым» всё понятно - просторечное. Но «труп мёртвого человека»… Как такое можно было написать?

Александра Д.

Судак.

Написанное писателем работает на создание образа: такой уж он, этот унтер, и грамотёшка у него соответствующая. Что сын уловил нелепость - хорошо. Значит, сам подобной ошибки не сделает. А ошибки с так называемой речевой избыточностью, что называется, сплошь и рядом. Не только в устной речи, но и на письме частенько употребляются ненужные, дублирующие слова. Ещё античные авторы называли стилистическим пороком перегруженность лишними словами. Из античной стилистики и грамматики пришёл к нам термин «плеоназм» - излишество. Так говорят об обороте речи, в котором употребляются одинаковые по смысловому значению слова.

Приведу несколько распространённых: «первый дебют», «ценные сокровища», «необычный феномен», «предельный лимит», «начальные азы», «пожилой старик», «бесплатный подарок», «другая альтернатива», «уникальный раритет», «информационное сообщение», «опытный эксперт», «совместное сотрудничество», «своя автобиография», «конечный итог», «главная суть», «отличительные особенности».

Может возникнуть вопрос, а чем же плеоназм отличается от тавтологии? Ответ получим, вспомнив, что тавтология - необоснованное повторение одних и тех же, или однокоренных, или близких по смыслу слов. Как, например, «масло масляное», «спросить вопрос», «старый старик», «высокая высота», «проливной ливень», рассказчик рассказал», «дымом дымится», «маленькие мелочи», улыбнулся широкой улыбкой, «болел болезнью».

Тавтологию легче уловить. Плеоназм так не бросается в глаза, поэтому нужно внимание и осмысление сказанного или написанного. Многие стали привычными клише, даже такие, как «сервисные услуги», «упал вниз», «молодая девушка», «в апреле месяце».

Тавтология не оправдана ни логически, ни эмоционально. Плеоназм может быть оправданной фигурой речи, как придающий ритмичность, убедительность, пафос. Часто такое встречаем в русском фольклоре: «отправился в путь-дорогу», «окружён со всех сторон», «собственными глазами увидел». Нередко и в классической литературе.

Например, в одной из баллад Василий Жуковский употребил выражение: «им назад не воротиться». Достаточно было сказать «им не воротиться». Но в данном случае это держит ритм, усиливает поэтическую сторону речи и её выразительность.

Употребление избыточного слова не что иное, как свидетельство безграмотности. Об этом с юмором написал в статье «Все вместе на прополку плеоназмов!» шотландский писатель Аллен Гатри, умышленно употребив в заголовке плеоназм «вместе». Этим он подчеркнул, что многие обычные слова становятся плеоназмами, засоряя речь. Самые распространённые среди них - «просто», «вообще-то» и «как бы»: «Вообще-то я знаю, что вы нелестно отзываетесь обо мне», «Скажи им, что я как бы в школе», «Я от увиденного просто в шоке».

Помните об этом, и обходитесь без речевого сора. Ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора/Растут стихи, не ведая стыда» уж точно не о таком.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

Искусствоведу-открывателю посвящается

Фотооко

Так называли при жизни и продолжают называть Рудольфа Подуфалого, памяти которого посвящается ежегодная тематическая выставка, на которой собираются его друзья-художники, искусствоведы и любители изобразительного искусства.

Каждая выставка имеет своё название, определяющее её лицо. Это не просто экспозиции в знак признательности, а объяснение в любви человеку, давшему профессиональный ориентир многим ныне известным мастерам, вложившему душу в развитие школы крымского изобразительного искусства. Все сорок три года, проведённые в стенах Симферопольского художественного музея, были для Рудольфа Трофимовича не работой, а истинным служением. И благодаря ему это было временем расцвета музея, ставшего родным домом для художников.

- Традиция этих выставок родилась не по предписанию, а, что называется, народной волей, - отметила на открытии нынешней экспозиции «Цвет и свет в Крымском искусстве» искусствовед, зам. директора музея Светлана Глазунова. - Как и предыдущие, она объединила одной темой мастеров разных направлений и жанров. Что было свойственно выставочной деятельности Рудольфа Трофимовича.

Экспозиция размещена в Крымском зале музея, созданном искусствоведом. Здесь современность переплетается с величественным прошлым крымского искусства, в котором творили Константин Богаевский, Максимилиан Волошин, Николай Барсамов и те, с кем мы были хорошо знакомы - Яков Басов, Валентин Бернадский, Фёдор Захаров, Пётр Столяренко, ставшие уже тоже историей. Благодаря Подуфалому они объединены в единое сообщество, в котором есть место истинному таланту.

Участников и гостей на открытии выставки ждал сюрприз: каждый получил подарок - солидный прекрасно иллюстрированный том «Этюды о крымских художниках», который представила Светлана Глазунова (на снимке).

С нетерпением ждали все окончания многолетней работы по изданию трудов искусствоведа, которые выходили в разных изданиях, в том числе и в нашей газете, и которые ждали своего часа в рукописях. Чтобы книга увидела свет, немало потрудились многие. Но в первую очередь - сестра Рудольфа Трофимовича Галина Подуфалая, работавшая в музее библиотекарем, Лидия Михайловна и Елена Демидовы, Сергей Пушкарёв, Игорь Липунов, Елена Эмирова, Наталья Дымникова. Книга увидела свет в издательстве «Н.Орiанда» благодаря финансовой поддержке регионального отделения Российского фонда культуры. И это действительно подарок всем любителям искусства. И памятник его яркому представителю - Рудольфу Подуфалому, сохраняющий для нас не только его мысли, но и чувства.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.