Отменят ли налог на транспорт?

11 Октябрь 2016 138

В России неоднократно поднималась тема отмены транспортного налога. И вот, похоже, началось движение от слов к делу. В российском правительстве готовы пойти на беспрецедентные меры в борьбе с нарушителями правил дорожного движения: предлагается в обязательном порядке устанавливать в новые автомобили устройства, аналогичные «чёрным ящикам», которые, по сути, будут контролировать каждое действие водителя в реальном времени.

Налог раздора
Законопроект об отмене транспортного налога внёс в нижнюю палату парламента депутат от КПРФ Вячеслав Тетёкин. При этом правительство выдало отрицательное заключение по вопросу отмены данного побора.
- Действующий закон о транспортном налоге неэффективен. Западный опыт показывает, что наиболее рациональным способом сбора транспортного налога является включение его в стоимость заправляемого топлива, - поясняет Тетёкин. Таким образом, по мнению депутата, компенсация выпадающих доходов бюджета за счёт акцизов на топливо обеспечивает и принцип социальной справедливости: больше платит тот, кто много ездит.
Автор инициативы также считает, что транспортный налог «крайне обременителен, прежде всего для тех, кто ездит на подержанных иномарках, в основном имеющих двигатели значительной мощности». Причём «особенно сильно» данный налог затрагивает жителей районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, поскольку «в силу суровых климатических условий и бездорожья машины с мощным двигателем являются основным средством передвижения», отмечает он.
Тем не менее правительство не поддерживает данный законопроект, утверждая, что его реализация приведёт к возникновению выпадающих доходов региональных бюджетов.
- Вместе с тем, источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов не определены, - отмечается в заключении Кабмина.
За водителями
установят слежку
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов в ходе совещания с вице-премьером Дмитрием Рогозиным предложил сформировать «Единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Идея получила поддержку, её реализацией в данный момент занимаются Минпромторг, Минтранс, Минэкономразвития, Минкомсвязи и госкомпания АО «ГЛОНАСС».
- ЕГСНИ может быть использована в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности, - говорится в тексте протокола, выпущенного по итогам прошедшего заседания. Причём на разработку проекта ведомствам предоставили не так много времени: «чёрные ящики» хотят начать встраивать в новые автомобили уже в 2020 году.
Базовой инфраструктурой для работы «чёрных ящиков» станет ЭРА-ГЛОНАСС - терминалы этой системы в любом случае обязательны к установке на все новые автомобили в России с того же 2020 года. Изначально ЭРА-ГЛОНАСС разрабатывалась и внедрялась как система экстренного реагирования при авариях - в случае серьёзного ДТП система автоматически посылает сигнал тревоги на пункт управления экстренных служб.
Как рассказал «Известиям» президент Московского транспортного союза Юрий Свешников, ранее Минтранс уже озвучивал идею отслеживать манеру вождения автомобилистов через ГЛОНАСС, но тогда речь шла об интересах страховщиков: якобы это позволило бы страховым компаниям рассчитывать страховые коэффициенты исходя из того, как водитель ездит. И уже тогда идея была раскритикована. Скептически эксперты относятся к ней и в новом контексте.
- Непонятно, кто будет платить за передачу данных. Также неясно, как будет осуществляться фиксация таких нарушений, как проезд на красный свет, поворот в неразрешённом месте. По данным ГЛОНАСС можно будет определить только превышение скоростного режима. В России 42 миллиона транспортных средств, и анализировать информацию по каждому случаю превышения скорости будет не так просто - потребуется внушительный ресурс, у нас ведь не везде одинаковые ограничения установлены, где-то они меняются в зависимости от ряда факторов: видимости, состояния дороги и т. д. Каждый случай нужно будет отдельно реконструировать и принимать решение, - заявил Свешников.

Рафаэль ЗАЛЯН.