Города не для людей

Маломобильные люди становятся затворниками

8 Октябрь 2016 145
Зачастую без посторонней помощи инвалидам не обойтись.
Зачастую без посторонней помощи инвалидам не обойтись.

Летом этого года Прокуратура Крыма не допустила ввод в эксплуатацию нескольких жилых домов в Феодосии, Алуште и Симферополе. Они были не оборудованы под потребности людей с ограниченными возможностями. Удивительно, что на подземные переходы со странными пандусами никто внимания не обращает. А в столице Крыма их предостаточно.

Для кого строили?
Ирина, мама двоих маленьких девочек из Симферополя, о проблеме знает не из СМИ или со слов чиновников. Она с пандусами сталкивалась и сталкивается каждый день.
В одном из подземных переходов столицы на улице Бородина её смутила высота рельсы.
- Удивительная ситуация, пандус сделан так, что воспользоваться им просто нереально. Широкая рельса установлена под таким наклоном, что туда не входит моя коляска. Я не понимаю, какими нормами руководствовались те, кто этот пандус создавал. Если они вообще открывали эти нормы. К примеру, у меня коляска по ширине не попадает в рельсы. Для кого сделаны они тогда?
Ирина сама водит автомобиль, причём уже несколько лет. Говорит о том, что раньше по-другому относилась к мамам, которые переходят дорогу абы где с колясками. Ругала, возмущалась, хотелось выйти из машины, остановить и вызвать полицию. Сейчас думает иначе. Понимает, что у мамы в столице есть два способа перейти дорогу: непосредственно по дороге или через подземный переход, но заодно тренируя мышцы.
- Я в одиночку и коляску толком поднять не могу. А затащить её на лестницу - для меня это пытка. Обычно стою и жду, пока кто-то сердобольный поможет. Всё же на дорогу выбегать с коляской не хочется.
Велосипедист Юрий поддерживает молодую маму. По его словам, при попытке спуститься или подняться с двухколёсным другом постоянно возникают проблемы. Педаль упирается в стену или поручень, иногда бьёт по ноге.
- Даже если происходит чудо, и одна из педалей не впечатывается в стену, то вторая оказывается над лестницей. Получается, чтобы воспользоваться пандусом, нужно по одной рельсе везти велосипед, а по второй идти самому. То ещё удовольствие, хочу вам сказать, - рассказал Юрий.
Сидите дома
Тяжелее всего приходится людям на инвалидных колясках. Василий не всегда передвигался таким способом, но к новому положению уже привык. Как и к симферопольским дорогам. Говорит, что в столице есть лишь два места, где на коляске можно чувствовать себя более-менее уверенно: супермаркет «Ассорти» и улица Крылова. Там оборудованы участки, которые позволяют передвигаться без угрозы для жизни. В центре города тоже есть места, где можно проехать на инвалидной коляске, в основном, по улицам Карла Маркса, Пушкина и Горького.
- Приходится приспосабливаться. Раньше не обращал внимание, а теперь смотрю, изучаю. Уже знаю в центре, куда я смогу проехать, а куда нет, куда мне не стоит ехать вовсе. Изучаю заново город, можно создавать отдельную карту Симферополя с маршрутами для колясочников, - делится идеей Василий.
Пока о такой карте говорить нет смысла - она получится слишком маленькой. При этом по федеральной целевой программе «Доступная среда» на 2011-2020 годы предусмотрены внушительные суммы на то, чтобы такое положение вещей изменить. Всего, по статистике, в России проживает около 13 миллионов инвалидов и 40 миллионов маломобильных граждан. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, численность инвалидов-колясочников в стране составляет примерно 320 тысяч человек. И в каждом городе возникает проблема с пандусами. Впору подумать, что это какой-то заговор, согласно которому в разных населённых пунктах создаются все условия для того, чтобы инвалиды оставались дома.
Лишние люди
К слову, на подземный переход возле улицы Бородина было потрачено около 8 миллионов рублей. Однако этих денег не хватило, чтобы сделать удобные пандусы. Возможно, чиновникам и подрядчикам стоит изменить систему работы. Пусть те, кто создаёт такие пандусы, сядут в инвалидные коляски и попробуют в них перемещаться не только по центру города, но и по его окраинам. По тем улицам крымской столицы, где иногда и на автомобиле не проедешь.
- У меня создаётся ощущение, что пандусы сделаны для того, чтобы инвалидов в России стало меньше. Ну или чтобы они все дома сидели, не выезжали никуда и людей не смущали. Тем удивительнее, что в некоторых других странах быть инвалидом - это не приговор. Люди вполне социально активны, путешествуют, работают, общаются. Для нас это пока нонсенс. Хорошо хоть есть Интернет и можно поддерживать контакты с людьми, - рассказывает Марина, которой приходится передвигаться по городу в обычной инвалидной коляске без электропривода.
У неё проблемы со здоровьем начались четыре года назад. Примерно тогда же она впервые оказалась в инвалидной коляске. За это время Марина насчитала всего три государственных учреждения, которые она может посетить без существенных препятствий. В другие попадает только на руках. Просит мужчин поднять её, а затем коляску.
- Удивляет, что даже высокие крымские чиновники не могут сделать нормальные пандусы. Причём они не обязаны тратить свои деньги, есть же государственные. Но нет, не делают, может, для них важнее отдавать землю под небоскрёбы. Что уж ожидать от предпринимателей…
Геннадий Бахарев, глава администрации Симферополя, и Эрнст Мавлютов, главный архитектор столицы, неоднократно говорили о том, что проблема актуальна, а пешеходная доступность в городе хромает. Но существенных перемен не происходит. Инвалиды, мамы с колясками и велосипедисты вынуждены всё так же тренировать мышцы и смекалку. Создаётся ощущение, что они в крымских городах - лишь гости, которым не рады. А рады на полуострове только здоровым людям без детей и велосипедов.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.