Лучшие в мире «Школьные годы»

3 Октябрь 2016 241
Маэстро и его голосистые питомцы.
Маэстро и его голосистые питомцы.

Образцовая детско-юношеская хоровая капелла музыкально-хоровой школы симферопольского посёлка Грэсовский, созданная лауреатом Государственной премии Крыма Виктором Заславским, дважды стала победительницей на чемпионате мира хоров. Побеждать юным хористам не впервой: на какой бы престижный фестиваль или конкурс ни поехали, с каждого возвращаются с призовым местом. Но чемпион мира - это звучит!

В школе с коллективом в 28 преподавателей занимаются 198 учащихся на трёх отделениях: хоровом, народном и сольного пения.
Созданию этого уникального учебного заведения в 2007 году предшествовали долгие годы упорного труда. Всё начиналось с небольшого хорового кружка при поселковой средней школе. Созданная Виктором Заславским капелла «Школьные годы» постепенно выросла в первоклассный коллектив со своим творческим лицом и разноплановым репертуаром. Многочисленные победы на престижных хоровых конкурсах и фестивалях в Болгарии, Испании, Польше, Италии, Греции, на Украине, в России, Германии, Франции свидетельствуют о высочайшем исполнительском мастерстве юных крымчан, снискавших заслуженное признание у многочисленных слушателей. Открытые уроки и мастер-классы вызывают неизменный интерес музыкантов разных стран.
- Виктор Абрамович, чем чемпионат мира хоров отличается от тех, в которых участвовали раньше?
- Это уникальное творческое состязание, в основе которого лежит спортивный принцип. Надо не просто спеть в одном или в двух турах, а проявить себя, начиная с 1/8 финала. Такой формат состязания попробовали впервые. И к огромной радости стали в прошлом году победителями, а в этом повторили успех, доказав, что мы - не случайные чемпионы. Прежде всего, себе доказав. В этом году заняли ещё одно первое место - и на конкурсе духовной музыки в Санкт-Петербурге.
- Детский коллектив - это постоянно меняющийся организм: дети вырастают, уходят, новые приходят. Но ваш успех уже на протяжении многих лет неизменен. Есть какой-то секрет педагога Заславского?
- Есть уверенность, что методически и педагогически наш школьный коллектив на верном пути, коль приход нового поколения исполнителей не снижает уровня капеллы.
 - Что это за методика, вы сами её создали?
- Методика не моя, а Дмитрия Ерофеевича Огородного, которую мы взяли за основу. Главное в ней - развитие юного человека, его мозга, интеллекта, памяти, речи. Это всё должно быть в комплексе, в системе. Если есть комплекс и система - обязательно будет результат. Мы в этом убедились: получили звучащий хор.
- Но разве не любой хор звучит?
- Конечно, нет. Нужно петь так на сцене, чтобы у слушателей мурашки бежали по коже. Довести их до слёз. До спазма. Если так, значит, ты достучался до сердец. В этом же цель искусства, собственно говоря.
Я детям говорю: если этого не достигли - мы публику обманули.
- Но публика должна быть готовой именно к такому чувственному восприятию музыки…
- Разве можно выбрать публику? Мы поём для любого зала.
Бывает, что произведение исполняется на другом языке. Но само качество вокала, сама подача, сама эмоция хора должна достучаться до каждого сердца. Stabat Mater - латынь, ни одного слова по-русски. Волшебная красота этой музыки должна соединиться с качеством голоса. И если это есть - есть искусство. Если этого нет, это просто ремесленничество: более-менее звучит по вертикали, по горизонтали, искушённая публика вежливо похлопает - ну дети, что с них возьмёшь… Нам этого не надо. Можно и должно не только распеть ребёнка, чтобы он правильно пел ноты, а чтобы он пел правильным голосом. Чтобы у него были тембр и вибрато - основные признаки вокального голоса. Вполне достижимая задача, причём для всех. Ведь ребёнка увлечь очень просто.
- Как подбирали коллектив педагогов?
- Случайных людей с улицы у нас нет. Все педагоги пропели в хоре «Школьные годы» десять лет, окончили консерватории и вернулись в школу. Не покидают нас и выпускники, поэтому создали для них хор «Мадригал», которым руководит лауреат премии Крыма Наталья Заславская. В хоре уже сменился второй состав, но он не распадается. Я бы КПД каждого педагога оценивал по такому параметру: ушёл или не ушёл от тебя ребёнок после окончания школы. У нас 95 процентов выпускников поют в «Мадригале». Уходят только те, кто поступает в какие-то сложные учебные заведения, которые не позволяют отвлекаться, или кто уезжает в другие регионы. Мы гордимся нашими победами, нашими дипломами, но всё-таки это вторично. На юбилее, когда «Школьным годам» исполнилось сорок лет, зачитали письма выпускников, которые уже много лет живут за границей и написали нам из Тель-Авива, Нью-Йорка, Лондона, из разных городов России. Они рассказывают, какую роль сыграл хор в их жизни.
Я чувствовал, что это не просто вежливые слова, сказанные мне как руководителю, а это от души. И это мощнейший стимул для дальнейшей работы и жизни.
- Что в репертуаре капеллы?
- Детский хор должен быть абсолютно всеядным, овладеть полным спектром музыки: от знаменного пения XIV-XIII веков до сложнейших произведений современных авторов. Поэтому у нас в репертуаре музыка разных стилей и жанров.
И духовная музыка, и классика, и песни разных народов. Народные песни исполняем только на языке оригинала. Помню, в Баку после концерта сказали о наших ребятах: поют, как азербайджанские дети. То же самое было в Греции. И это - самая высокая награда. Что мы не поём, так это песни-однодневки, шлягеры. Не берём в репертуар те произведения, в которых нагромождение гармонии убивает дух народной песни. Или когда технология превалирует над художественностью.
- В небольшом посёлке набирается почти двести талантливых детей?
- Неталантливых детей не бывает. Мы отбора никакого не делаем. Принимаем всех желающих, после собеседования, которое, как правило, я сам провожу. В подготовительную группу набираем с пяти лет, в первый класс - с шести.
- А особые способности, слух? Бывает же, что человеку медведь на ухо наступил, что называется.
- Не бывает. Мы развиваем абсолютно всех. И лучшие наши солисты - это бывшие юные художники, которые не пели до того, как попали в нашу школу. И когда мы показываем результаты родителям, а мы каждые полгода показываем родителям, чем мы занимаемся на уроках, у многих слёзы на глазах.
- Дети занимаются бесплатно?
- Сейчас мы полностью на государственном финансировании. Есть даже небольшие средства на развитие, на приобретение новых инструментов. На русские народные инструменты нам выделили полмиллиона благодаря бывшему тогда председателем Госдумы Сергею Нарышкину. Нам прислали новенькие, отличного качества музыкальные инструменты. Дети в первые дни не хотели их из рук выпускать. Конечно, всех проблем в одночасье не решить, но мы видим, что перспективы есть.
 - С детьми тяжелее работать, чем со взрослыми?
 - С детьми очень легко. Если ребёнка увлечь идеей - горы свернёт.
- Какой идеей увлекаете своих учеников?
- Внушаем им, что в жизни нужно быть победителем. А для этого в любой сфере необходимо очень много трудиться. Только через труд человек что-то приобретает. И вся наша работа - это большой труд. Мы можем час аккорд строить, добиваясь хрустальной чистоты. И ребята понимают, зачем.
И потом человек, который хоть раз ощутил себя на вершине - будет стараться не скатиться с неё. Победы живут в них. Это память навсегда. Одна наша девочка написала в соцсетях: сегодня я почувствовала, что мы - коллектив, и мне уже всё равно, какое место мы займём. Значит, это останется с ней на всю жизнь. Музыка только семь-восемь лет с нашими ребятами, а жизнь большая.
Я очень хочу, чтобы они кусочек нашего школьного мира отнесли в мир большой.
- К чему сейчас готовитесь?
- К следующим победам, к покорению новых творческих вершин.
Бывавшие на концертах хоровой капеллы «Школьные годы» не сомневаются, что впереди у юных талантливых певцов ещё много побед.
С таким педагогом, как Виктор Заславский, любая вершина будет покорена.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.