Будем лечить, как научат

Почему молодёжь выбирает профессию врача

22 Сентябрь 2016 121
Первокурсники пока настроены оптимистично и горят желанием учиться.
Первокурсники пока настроены оптимистично и горят желанием учиться.

«Деньги всё оправдывают», - так студент первого курса Илья объясняет, почему готов годами учиться на стоматолога. Он намерен работать в государственной клинике, уверяет, что там дантисты получают отличные гонорары. Илья вполне соответствует ожиданиям обывателей. Студент, который учится ради денег, а не ради спасения жизней людей. Но среди тех, кто поступил в Мед­академию имени С. И. Георгиевского КФУ имени В. И. Вернадского, есть будущие кардиологи, педиатры и те же стоматологи, которые хотят помогать пациентам, несмотря на любые зарплаты.

Нагрубил врачу - в тюрьму
Три подруги стоят в стороне и обсуждают учёбу. Все они в будущем должны стать зубными техниками. Говорят, что будут работать в государственной клинике, так как нужно получить хорошую репутацию. Только потом можно будет надеяться на место в частной больнице.
- Учиться тяжело, лет 15 нужно в итоге потратить, чтобы добиться чего-то, получать более-менее нормальную зарплату. Кроме того, зубные техники часто работают сверхурочно, они вынуждены трудиться даже по ночам. А стоматолог сделал всё в первой смене, потом может идти к семье, зарплату получил хорошую. Отчасти поэтому многие уходят через 2-3 года, - рассказывают подруги Юля и Лиза.
Вскоре оказывается, что у будущих педиатров ситуация не лучше. Вика, к примеру, пошла в медицину, потому что в семье нужен врач. Валя поступила в Медицинскую академию имени С. И. Георгиевского, поскольку родители, бабушки и дедушки также трудились в этой сфере. Все девушки учатся на пятом курсе, говорят, что силы ещё есть. Пойдут сначала также в бесплатную медицину.
- После окончания учёбы пойдём в обычную больницу. Будем получать по 10-12 тысяч рублей. Такие зарплаты, к примеру, у работников бригад «скорой помощи». Люди выезжают к разным пациентам, некоторые могут и с битой наброситься под воздействием наркотиков. Мы проходим эту тему на «Социальной медицине», говорим о том, что врачи никак не защищены, - говорит Валя.
Вика тут же подключается к беседе. Она замечает, что врачи находятся в крайне сложном положении. Они, по сути, никак не защищены от пациентов.
- Мы должны быть неприкосновенны, как полиция. Пришли к нам за помощью - мы её окажем, но оскорблять нас вы не имеете права. Вот тогда было бы другое отношение. Тогда пациенты, понимая, что им грозит определённая ответственность, по-другому вели бы себя с врачами, - добавляет Вика.
Нужны деньги
Практически все студенты говорят о том, что в перспективе планируют уйти в платную медицину. На государство никто работать не хочет. Студенты проходят практику в больницах, наблюдают за тем, как организован процесс, какие условия. Большинство сходится во мнении, что слишком маленькие зарплаты и старое оборудование - основные проблемы медицины сегодня.
- Я, например, слышала про программу «Земский доктор». Идея мне понравилась, можно получить 1 миллион рублей. Но! На эту сумму не всегда реально купить жильё. Это раз. А два - то, что потом надо на что-жить, кормить семью, - рассказывает Катя, студентка пятого курса.
Олег, будущий педиатр, говорит, что хотел бы работать в условиях, где нет опасности, что на голову упадёт потолок. Рядом с ним сидит Александр, который планирует стать кардиологом. Он с гордостью говорит о том, что решил спасать людей ещё в школе. Будет работать в государственной клинике, но не исключает, что тоже пойдёт в частную.
- Сначала несколько лет люди работают в государственной клинике, нарабатывают опыт.
А потом устраиваются в частные больницы. Но многие совмещают, потому что в платных не идёт стаж. За 15000 рублей никто не хочет выписывать справки. Для этого я сначала наработаю опыт, получу знания, а потом пойду пахать за нормальные деньги, - поясняет друг Александра Игорь.
Врачи без практики
Студенты третьего курса говорят о том, что учатся только по учебникам. Да, у них есть летняя практика, но во время неё они бегают по коридорам и разносят бумажки или сидят в стороне. Будущих врачей не подпускают к пациентам.
- Мы учимся, не видя больных. У нас хороший вуз, прекрасные преподаватели, но практики как таковой нет. Мы учим философию и другие дисциплины, а уколы делать нас не учат, - рассказывает Влад.
К разговору присоединяется Ольга, будущий педиатр. Она говорит, что у них на третьем курсе до сих пор не объясняли, как делать инъекции. На словах пояснили, а макеты не дают.
Группа будущих медиков сетует, что сами больные категорически против общения с практикантами. В итоге готовый специалист знает теорию, но не умеет ничего делать на практике.
- Мало кто знает, как мы учимся. Первые курсы приходится спать по 3-4 часа в сутки, иначе отчислят. Вынуждены учить невероятный объём информации. Позавчера вот чуть документы не забрала, получила двойку. Очень расстроилась. Нам ещё приходится самим ксерокопировать страницы учебников и методичек, так что условия не из самых простых, - рассказывает Эля, первокурсница Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета.
Первокурсники при этом учиться хотят и дальше. Пятикурсники озвучивают, что скорее доучиваются. Кто из них станет первоклассным специалистом, любящим свою работу, пока непонятно. По данным Министерства здравоохранения Республики Крым, для укомплектования квалифицированными кадрами медицинских организаций полуострова проведена работа по заключению 118 договоров (77 ординаторов, 41 интерн) на целевое обучение в интернатуре и ординатуре в Медицинской академии имени С. И. Георгиевского. 185 нынешних студентов Медицинской академии имени С. И. Георгиевского (специальности: (139-«Лечебное дело», 18-«Педиатрия», 20-«Стоматология», 8-«Фармация») приняли на себя обязательства отработать по окончании вуза не менее трёх лет в государственной больнице. Останется ли кто-то из них потом? Вопрос остаётся открытым. Но принимать меры, чтобы в наших клиниках были действительно высококлассные специалисты, которые не хотят идти в частные учреждения, нужно было ещё «вчера».

Валентина ВАСИЛЬЕВА.