Капитальный ремонт: отсчёт пошёл

21 Сентябрь 2016 247
Михаил Баландин.
Михаил Баландин.

О том, как работает программа капитального ремонта многоквартирных домов, мы уже рассказывали читателям (см. «Крымская правда» от 29 апреля «Капитальный ремонт: кому и за что будем платить» и от 9 июня «Капремонт не за горами»). И вот пришла осень, а с ней и обязательство уплаты взносов, столь же неизбежное, как смена времён года. Как будет работать этот новый для крымчан механизм, корреспонденту нашей газеты рассказал генеральный директор некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Михаил БАЛАНДИН.

- В октябре крымчане получат квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт. Можно сказать, отсчёт пошёл?
- Да, с 1 октября граждане начнут получать платёжные квитанции.
- Что в них будет написано?
- Придут квитанции, в которых будут написаны фамилия, имя и отчество. А некоторым, как, например, одной жительнице Керчи - в которых будет написано «собственнику Тамаре Ивановне». Потому что её фамилии у нас к настоящему моменту в базе нет. Немногие получат платёжный документ, адресованный просто «Собственнику». В зависимости от того, какие данные у нас по собственнику есть, будет заполнена квитанция. Приведу живой пример - несколько дней назад звонит мне собственник квартиры города Симферополя по ул. Яблочкова (ГРЭС) Виктор Дмитриевич и говорит: «Михаил Алексеевич! Я бы хотел уточнить информацию о своей квартире». Я тут же нахожу его в базе и отвечаю: «Виктор Дмитриевич, у вас квартира по такому-то адресу площадью 43,4 квадратных метра». И он отвечает: «Совершенно верно». Приятно убедиться, что наши данные совпадают. Но работа по заполнению базы и уточнению данных продолжается.
Кроме данных о собственнике в квитанции будет указан метраж квартиры и тариф - 6 рублей 16 копеек за 1 квадратный метр. Этого достаточно, чтобы путём несложного арифметического действия получить сумму к оплате. Там же, в квитанции будет указан наш телефон, по которому можно обратиться для уточнения своих данных и задать любые вопросы по порядку уплаты взносов.
- А если выяснится, что у вас и у собственника данные о площади квартиры не совпадают?
- Если по какой-то причине цифра, указанная в квитанции, окажется некорректной, достаточно сообщить об этом нам, предоставив, конечно, подтверждающие документы.
- И каков порядок предоставления документов?
- Порядок очень простой. Либо к нам прийти (г. Симферополь, ул. Сергеева-Ценского, 21), либо в абонентский отдел Единого расчётного центра (ЕРЦ) и показать платёжный документ, документ, подтверждающий метраж, то есть площадь квартиры и, разумеется, паспорт.
- Долго в очереди стоять не придётся?
- Очередей пока, по крайней мере сегодня, нет. Прогнозировать, как будет дальше, я не берусь. Но есть и другой путь: можно направить нам письменное обращение - обычной либо электронной почтой, прикрепив к нему скан-копии документов, которые я только что перечислил.
- Достаточно копий?
- Конечно, достаточно. Но они должны быть обязательно. И письменное заявление. Без копий документов корректировки производиться не будут.
- Это довольно щадящий порядок в сравнении с другими организациями…
- Ну а какой же ещё может быть порядок? Вот если человеку некорректно начислили размер взноса, к примеру, в Армянске, приезжать ему в Симферополь не надо. Жители других регионов могут обратиться либо в свои отделы ЖКХ при администрациях - там есть специалисты, которые вправе вносить изменения, корректировать данные. Либо, как я уже сказал, обратиться к нам письменно, приложив копии документов. Все ошибки, которые таким образом удастся выявить, будут учтены в будущих начислениях, то есть в последующие месяцы. Работа по перепроверке данных ведётся непрерывно, она очень кропотливая. Но это тот случай, когда тяжело, но надо. Я уже говорил, что учёта жилищного фонда как такового в республике не было. Мы всё вынуждены были начинать с нуля. Данную работу проводили весь 2016 год.
- Немного жутко представить себе, какой объём информации вам приходится перерабатывать…Сколько же лет на это потребуется, при условии, что вы начали с чистого листа?
- Проблемы, конечно, есть, но всё не так плохо. Большая часть информации уже обработана. По собственникам жилья - физическим лицам база данных уже почти заполнена. Несколько сложнее ситуация с юридическими лицами. Но работа продолжается. Например, в Симферополе у нас в программу капремонта включены 1533 домов. Информация по подавляющему большинству их них уже обработана и включена в базу.
- Симферополь всё-таки столица. А в других городах Крыма ситуация хуже или лучше?
- В целом ситуация получше. Армянск обработан весь, Красноперекопск - весь, Первомайский район - весь. По Ялте работа близится к завершению. Хорошо работают Евпатория, Керчь. Феодосия после смены руководства показывает себя с лучшей стороны.
В сельских районах меньше многоквартирных домов, соответственно, и ситуация там попроще. Черноморский район хотя и числился у нас в отстающих, но они смогли мобилизоваться, и за последние две недели вся недостающая информация к нам поступила.  Большое значение имеет контакт с администрацией, когда администрация понимает важность нашей работы. Но в любом случае мы справимся, и не менее 95 процентов собственников получат платёжный документ установленного образца в установленный срок.
- А остальные 5 процентов?
- Есть такие случаи, когда известен собственник, но за ним числится «ноль» квадратных метров. Нет данных.
- Но позднее ведь данные появятся?
- Конечно. Начисления будут произведены в соответствии с законом - за каждый месяц. Именно поэтому я хочу предупредить всех - если квитанция на уплату взноса вам не придёт - это повод обратиться к нам или обратиться в абонентский отдел ЕРЦ, чтобы выяснить, почему платёжный документ не выставлен.
А причина может быть одна: нет данных. И в этом случае стоит немедленно обратиться к нам для их уточнения. Потому что обязательство уплатить взнос уже возникло.
- И если не придёт квитанция в этом месяце, то в следующем…
- Придёт уже на двойную сумму. Квадратуру мы всё равно выясним, даже и без участия собственника. Кроме того, каждый месяц мы будем проводить актуализацию данных - муниципальные власти и управляющие компании обязаны сообщать нам обо всех изменениях. Кто-то купил, кто-то продал, кто-то вступил в наследство. Жизнь ведь на месте не стоит. Соответственно, и в нашу базу данных будут регулярно вноситься коррективы. Это нормальный рабочий процесс.
- А как быть с украинскими юридическими лицами, владеющими жилплощадью в Крыму?
- Закон для всех один. И на иностранных собственников его действие тоже распространяется. И обязательства независимо от страны проживания у собственника возникают точно такие же, как и у наших сограждан.
- Теперь, наверное, стоит сказать, каков механизм уплаты взноса. Что гражданину делать после получения квитанции?
- Я могу порекомендовать гражданам, особенно тем, у кого есть пенсионные или зарплатные банковские карты РНКБ, воспользоваться услугой «автоплатёж», потому что такая услуга банком оказывается, а сумма взноса фиксированная. Автоматически ежемесячно эта сумма будет списываться со счёта, что позволит избежать лишней траты времени и сил.
- Это касается только РНКБ, или других банков тоже?
- Пока я могу говорить только об РНКБ. А о том, оказывают ли такие услуги другие банки, лучше проконсультироваться непосредственно у них. Не исключён вариант, что подключится ещё и Почта Крыма. Но это будет уже не бесплатно. Если РНКБ не берёт комиссию за платежи, то Почта Крыма комиссию за перевод брать будет. Поймите меня правильно, я не пытаюсь рекламировать РНКБ. Просто речь идёт об удобстве граждан. И когда мы на конкурсной основе выбирали банковскую структуру, где будем хранить средства нашего фонда, одним из основных условий была нулевая комиссия при внесении платежей. Только сами взносы - и ни копейки сверх начисленных сумм.
- Что ожидает злостных неплательщиков? Их будет немного, но они ведь наверняка появятся.
- Не исключено. У людей бывают разные жизненные обстоятельства. Мы относимся к этому с пониманием: 2 месяца ждём, на третий присылаем письменное уведомление о том, что сформировалась задолженность, после чего у нас возникает обязанность начислить пеню, то есть штраф за просроченный платёж. Если задолженность продолжает расти, подаём судебный иск, после чего, при удовлетворении судом иска о взыскании задолженности, дело передаётся судебным приставам. Сами мы ходить и «вышибать» долги не будем, мы не коллекторы. Хотя, я бы посоветовал гражданам не доводить дело до суда. Мы готовы выслушать любого и пойти навстречу - в рамках, которые нам отведены законом. Поэтому при возникновении сложных жизненных ситуаций лучше сразу обратиться к нам, а не наращивать задолженность.
- В прошлый раз мы говорили об особенностях ведения спецсчетов на капремонт отдельных домов и взносах в «общий котёл». Сегодня вы уже можете судить об их работоспособности на практике. Рискну предположить, что подавляющее большинство предпочло всё-таки «общий котёл» - из-за простоты. Так ли это?
- Не совсем так. Вот прямо сейчас у нас находятся 2-3 человека - уполномоченные представители, которые заключают договоры по ведению спецсчетов. Когда вы входили к нам, наверняка их видели.
А 78 спецсчетов, владельцами которых является региональный оператор, и 92 спецсчёта по реестру Государственной жилищной инспекции у нас уже открыты. Все остальные дома включены в «общий котёл». Так что обе формы работают.
Как я уже говорил при нашей прошлой встрече, выбирать спецсчёт жильцам дома малой этажности с небольшим количеством квартир не имеет смысла: даже для одного вида работ, например, ремонта кровли, средств, которые смогут накопить жильцы 8-12 квартир, будет недостаточно. Для таких домов подходит «общий котёл». Но дело тут не в простоте, а в целесообразности.
- А не получится ли так, что и в «общем котле» средств на всех не хватит? Если средства в фонд будут собираться медленнее, чем ожидалось?
- Первые 4 месяца работы программы будут показательными. Мы проанализируем результаты, учтём и положительные достижения, и недостатки, которые за это время будут выявлены. И при необходимости внесём коррективы. Для Республики Крым это дело новое. Но опыт ведущих российских регионов показывают собираемость взносов на капремонт примерно на уровне 90 процентов. Когда люди видят, как расходуются средства, видят положительный результат, тогда относятся с пониманием и особых проблем не возникает.
Самое главное, что я хотел бы отметить - не надо ничего бояться. В каком состоянии наш жилой фонд, вы знаете. Реализация республиканской программы уже началась. Когда пройдёт немного времени и будут видны положительные результаты, - перестанут протекать кровли, изменятся фасады некоторых зданий, людям будет проще поверить в то, что это возможно. Всегда ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И вы всё это увидите. Не бывает так, чтобы «всё и сразу», но изменения к лучшему будут заметны. Убедитесь сами.
- Тогда через 4 месяца мы оценим результаты вместе с читателями «Крымской правды». Согласны?
- Конечно. Вы ведь уже успели убедиться, что мы ничего от людей не скрываем.

Беседовал

Николай ФИЛИППОВ.