Нанули Иванова: Мы не заполним вакансии в регионах без соцпакета для молодых специалистов

14 Сентябрь 2016 223
Нанули Иванова.
Нанули Иванова.

Весной этого года весь полуостров следил за конфликтом, развернувшимся между клиническими кафедрами медакадемии и крымскими клиническими больницами на почве нового законодательства, не учитывающего крымские реалии. С тех пор обе стороны приложили немало усилий, чтобы наладить взаимодействие и сохранить самое главное - возможность для студентов-медиков приобретать не только теоретические знания, но и практические навыки. Об учёбе студентов медакадемии в новых реалиях, о проблемах трудоустройства молодых врачей и о многом другом в начале нового учебного года мы поговорили с директором медакадемии им. С. И. Георгиевского КФУ им. В. И. Вернадского Нанули ИВАНОВОЙ.

- Нанули Викторовна, за прошедшие полгода наметился какой-то прогресс в ситуации с клиническими кафедрами?
- У нас проблем нет ни с какими больницами, кроме Республиканской клинической больницы, где проводится большая реорганизация, расширяется коечный фонд отделений, и это расширение происходит за счёт площадей медакадемии, кафедр, которые исторически всегда там были. Министр Александр Голенко пообещал нам, что эти помещения к 1 сентября хотя бы частично будут возвращены. К сожалению, на сегодня мы не получили ни одного помещения обратно. Поэтому 1 сентября эти кафедры мы частично перевели в нашу многопрофильную клинику Св. Луки, где мы подготовили учебные аудитории для занятий студентов клинических кафедр. За счёт этого учебный процесс не срывается, а на тех площадях, которые сохранились в РКБ, осталось минимум обучающихся. Последнее выселение было буквально два дня назад. Но мы надеемся, что это временные трудности и что по мере окончания реорганизации помещения кафедр в какой-то степени будут возвращены, потому что количества коек в клинике Св. Луки явно не хватает для того количества студентов, которые там обучаются сегодня.
- В Крыму планируется строительство большого медицинского центра на Московском шоссе. Вам уже известно, будут ли какие-то кафедры располагаться на базе этой новой больницы?
- Я думаю, что там кафедр будет много. Если больница федерального уровня, она немыслима без высшего учебного заведения, без профессоров, доцентов, кандидатов и докторов наук. Насколько мне известно, там предполагается учебный корпус, который будет клинической базой. Мы очень надеемся, что эта больница будет, что мы сможем расширить спектр специальностей, по которым будут обучаться врачи.
- А что касается практической части? Насколько койка больного сейчас доступна для студентов? И сохранено ли взаимодействие с врачами в больницах, которые могут многому обучить на практике?
- Студенты, как правило, не имеют контакта с врачами, а вот интерны и ординаторы все находятся на практических базах. Те помещения, которые за нами сохранили, мы как раз оставили для интернов и ординаторов, потому что их обучение немыслимо без койки пациента. Что касается отношений с практикующими врачами, они у нас сохранились: все работают с интернами и ординаторами, которые уже мотивированно по специальности пришли в отделения. Интерны, в свою очередь, хорошие помощники: помогают оформлять истории болезни, вместе смотрят пациентов - с согласия пациентов, конечно. Никаких проблем в этом плане нет. Также по российскому законодательству все студенты проходят ежегодную практику и зимой, и летом. На первом курсе студенты проходят санитарскую практику, на втором курсе - сестринскую практику и так далее. В конце студенты сдают зачёты руководителю практики, это не только устное собеседование, но и письменные задания. Те, кто не отработал практику, проходят её заново, но уже во внеучебное время, и пересдают ещё раз. Всё очень серьёзно. Мы заключаем договоры со всеми больницами Крыма, чтобы дети из других городов могли пройти практику у себя и чтобы не перегружать симферопольские больницы. Эти практики очень многое дают, и мы рады, что они восстановлены. Все органы здравоохранения охотно берут студентов, за что им большое спасибо!
- Весной вы анонсировали создание на базе медакадемии большого симуляционного центра. Он уже работает?
- Частично. В этом году уже прошли первую аккредитацию стоматологи и фармацевты. Мы сдавали экзамен практическому здравоохранению на качество студента.
И практически все оценки подтвердились. На аккредитацию приезжали эксперты, которые очень высоко оценили знания наших студентов. С 2017 года врачи всех специальностей для подтверждения сертификата должны будут в симуляционном центре тренироваться и сдавать аккредитационный экзамен независимым экспертам.
- Где он находится?
- К сожалению, пока его ещё нет как центра, поскольку КрымНИИпроект не одобрил помещение, которое мы освободили для центра, потому что здание старое, а оборудование многотонное. Но мы его запустили частично, поставили в одном из корпусов 32 симулятора, которые уже активно работают. Когда будет закончен ремонт в том помещении, которое КрымНИИпроект одобрил, мы сможем перевезти туда все симуляторы и сделать там единый центр по всем специальностям - думаю, уже зимой. Ещё у нас есть тренинговая машина скорой помощи, которую мы поставили около клиники Святого Луки. В ней студенты имеют возможность работать на симуляторах в особых условиях: машина может смоделировать даже езду на неровной дороге. Когда центр откроется, мы обязательно пригласим всех на него посмотреть, это будет большое событие. А на аккредитационный центр по стоматологии и фармации можно посмотреть уже сегодня. Это обучение XXI века с хорошей защитой и полностью независимым аудио и видеоконтролем.
- Очень часто можно услышать, как ветераны здравоохранения ворчат по поводу того, что современные врачи во всём привыкают полагаться на технологии и в результате разучиваются думать своей головой, перестают чувствовать пациента. Вы как считаете?
- Знаете, высокие медицинские технологии - это технологии для молодёжи, для тех, кто легко осваивает технику. Но всегда молодому и рьяному хирургу рядом нужен опыт старшего наставника, который в любой момент сможет с эндохирургии перейти на лапаротомию, на широкую хирургию. Есть же человеческий фактор, который высокими технологиями не учитывается: это индивидуальность пациента, умение общаться. Поэтому никто не умаляет достоинств тех врачей, которые работают уже десятки лет и спасли десятки тысяч жизней без использования технологий. Их опыт всегда будет нужен. То же самое касается и диагностики: высокотехнологичная диагностика - это прекрасно, но любая даже самая высокоточная диагностика, мы знаем, может показать вероятность максимум 75-80%. Есть ещё и совет опытного доктора, который в силу мудрости и профессионального опыта по другим клиническим признакам может сделать совсем другой вывод - и его вывод может быть правильным. Сегодня, на стыке веков, это сочетание мудрости и технологичности очень важно. Надо молодёжи передать тот жизненный опыт, который копился десятилетиями. Хорошо знать нужно не только новые, но и старые технологии: без них никуда. Врач тогда состоялся как врач, когда идёт в операционную и знает, что с любым осложнением - а любая операция это риск - он знает, как справиться, и может это сделать. Хирург должен быть готов ко всему и не должен растеряться в критический момент.
- И насколько в этом контексте актуальны симуляторы? В их программах предусмотрены все эти неожиданности?
- Они очень актуальны. Приведу пример: симулятор по реанимации. Человек в коме: остановка сердца и дыхания, надо делать массаж сердца. Стажёр сделал массаж - а симулятор показывает: больной умер. Значит, он сделал что-то неправильно или недостаточно. После этого на специальном электронном табло идёт анализ ошибок. Разве это не актуально? Человек может увидеть, с какой силой он должен делать массаж, с какой частотой, сколько времени упустил. Такие тренинги будут актуальны не только для врачей и студентов-медиков, но и для спасателей, милиционеров, пожарных. Они чаще сталкиваются с критическими ситуациями. Я уже не говорю о том, что эти навыки должны иметь все, ведь никогда не знаешь, случится ли тебе попасть в ситуацию, где от одной минуты может зависеть жизнь человека.
- А другие люди, кроме мед­работников и студентов мед­академии, могут получить шанс потренировать такие навыки?
- Знаете, у нас каждый год проходят «Игры патриотов». Наши студенты в преддверии «Игр» выступили с инициативой обучить студентов других структурных подразделений КФУ навыкам неотложной помощи.
И потом на «Играх» будут соревнования, у кого это получится лучше. Это, я считаю, прекрасное мероприятие, которое наверняка принесёт большую пользу. Если за 10 лет таких игр кто-то, даже не наш студент, сумеет где-то оказать помощь и спасти пусть всего одну жизнь, это уже будет великолепным результатом.
- Если говорить о других добрых традициях - я имею в виду распределение после окончания обучения, - не собираются ли возвращать его, чтобы равномерно распределять выпускников не только по городам, но и по районам и более мелким населённым пунктам?
- В июне дефицит ставок в Крыму составлял 860 вакансий. Мы выпустили студентов, но многие из них пошли учиться дальше на более узкую специальность, в интернатуру, в ординатуру. Распределение, возможно, можно было бы и вернуть, но в России есть другое, как мне кажется, более гибкое, целевое направление, когда студент, поступающий в медакадемию, уже идёт с рекомендацией от лечебного учреждения любого города или района, которые гарантируют, что возьмут его к себе на работу. Но в этом году набор целевиков жёстко ограничили квотой, упустив тот момент, что между ними тоже должен быть хороший конкурс. В итоге у нас получился недобор по целевому направлению, потому что кто-то из получивших направление поступал не к нам - сегодня же студенты имеют право поступать на три направления. Поэтому нам нужна конкурсная ситуация, чтобы целевиков было больше. Тогда и отбор будет лучше.
- А кто-то следит за тем, чтобы целевики возвращались на обещанное им место работы?
- В России жёсткого контроля пока нет. На Украине целевики тоже были, и если целевик не поехал по окончании на место работы, то его разыскивала уже прокуратура. Я думаю, надо требовать, чтобы отрабатывали, это нужно. Ведь дефицит кадров на селе связан в первую очередь с отсутствием того минимального социального пакета, который необходимо предоставить молодому специалисту. Сейчас мы говорим не только о докторах, но и об учителях, например. Да, программа «Земский доктор» имеет место. Но это доктор, который сидит на ФАПе, оказывает первичную помощь и при необходимости отправляет к узким специалистам: в районах же нет офтальмологов, невропатологов, не хватает хирургов, стоматологов. Они не идут по этой программе.
- Как, по-вашему, можно исправить эту ситуацию?
- Для того чтобы молодой доктор, который ничего за своей душой не имеет, кроме диплома, приехал работать в район, ему надо создать минимальные социальные условия. Это должно быть жильё или какие-то льготы - доплата за съёмную квартиру, оплата за коммунальные услуги - с перспективой на получение жилья. Пусть будут ведомственные квартиры, пусть с докторами заключают договоры, что если он отработает 15 лет, он имеет право приватизировать жильё. Надо решать такие вопросы мобильно. Врач может заработать и накопить на приобретение жилья, только если он работает с высокими технологиями, а они у нас планируются в крупных центрах. В районах такой возможности нет. Но это всё можно продумать. И в России этот социальный пакет разрабатывается в каждом регионе свой, на уровне местных властей.
- А у нас?
- Я неоднократно выходила с такими предложениями. Думаю, что мы всё равно к этому придём, потому что без таких программ мы не заполним вакансии в регионах. Люди должны где-то жить. Я знаю доктора, который работает в Судаке и в Старом Крыму. Он до сих пор снимает какую-то комнату у какого-то дедушки, работает там уже лет 15, и у него до сих пор нет никаких перспектив на приобретение жилья. Причём он один обслуживает весь тот регион. Человеку должны помочь, потому что у него вся зарплата уходит на оплату аренды жилья. Мы проводим в течение года ярмарки вакансий, чтобы работодатели могли выступить перед нашими выпускниками и рассказать им о возможностях, которые у них есть. Но главная проблема - минимальный соцпакет. Нам надо разработать его на уровне нашего правительства или на уровне властей в регионах. Мы готовы учить студентов для здравоохранения Республики Крым, сегодня для этого открываются большие возможности. Мы работаем в тесном контакте с Министерством здравоохранения Крыма. Но вопросы их трудоустройства на имеющиеся вакансии - это прерогатива руководящих структур на местах и в целом в Республике Крым.

Беседовала
Наталия НАЗАРУК.