Война в Сирии: России предлагают большой торг

10 Сентябрь 2016 165
Американская коалиция может активировать боевые действия в Сирии.
Американская коалиция может активировать боевые действия в Сирии.

Судя по событиям последних дней, США и их союзники в арабском мире предлагают России «большую сделку»: обмен Асада на расширение сотрудничества с богатыми странами Залива. Следует ли Москве серьёзно рассматривать такое предложение? Об этом рассуждает обозреватель рубрики «Мир» Pravda.Ru.

Только что в Лондоне прозападная сирийская оппозиция (Высший комитет по переговорам, ВПК) презентовала новый план урегулирования конфликта, длящегося уже более пяти лет. Суть его сводится к непременному уходу президента Башара Асада в рамках реализации формулы, выработанной на первой конференции в Женеве в 2012 году (так называемой «Женеве-1»).
По замыслу ВПК, пользующегося поддержкой США и Саудовской Аравии, Асад обязательно должен принять участие в новых переговорах, итогом которых станут его окончательное отстранение от власти и запрет на участие в политической жизни государства (в частности в переходном правительстве и в последующих выборах). Таким образом, можно констатировать, что формально «непримиримые» пошли на уступку: до сих пор они наотрез отказывались садиться с Асадом за стол переговоров. Но при этом их цель остаётся неизменной: вычеркнуть действующего президента из будущего Сирии.
Именно этот пункт был и остаётся (пока) неприемлемым для Москвы. Её позиция, также базирующаяся на решениях «Женевы-1», предусматривает, что и переговоры всех участников внутрисирийского конфликта, и формирование переходного органа власти, и дальнейшие выборы - всё это должно проходить при участии Асада.
На первый взгляд, нынешний демарш ВПК лишён смысла: в Лондоне в очередной раз прозвучало предложение, пусть и немного изменённое, но по-прежнему обречённое на негативный ответ Москвы (а также, что само собой разумеется, Тегерана и Дамаска).
Но тем не менее следует обратить более пристальное внимание на те условия, в которых было сделано заявление ВПК.
Во-первых, буквально накануне были подписаны соглашения о военном сотрудничестве между Россией и двумя «нефтяными монархиями» Залива - Бахрейном и Катаром. Причём Бахрейн демонстрирует намерения развивать сотрудничество с РФ и в целом ряде других направлений, а президент Путин назвал эту страну «новой опорой» России на Ближнем Востоке.
Во-вторых, чуть ранее в Китае Россия и Саудовская Аравия пришли к долгожданному соглашению о взаимодействии в вопросах нефтедобычи и, в конечном итоге, регулирования цен на нефть.
Эти два обстоятельства заставляют думать о том, что Эр-Рияд и его соратники по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), грубо говоря, предлагают Москве обменять Асада на выгодные контракты, инвестиции и совместное повышение нефтяных цен. Это, так сказать, «пряник».
Одновременно нам показывают и «кнут» - тот самый «план Б», о котором говорили и госсекретарь Керри, и его саудовский коллега Аль-Джубейр. Речь идёт об активизации боевых действий американской коалиции в Сирии и о начале активных наземных операций с участием в том числе саудовских солдат, - без оглядки на российские силы в Сирии. Аль-Джубейр повторил этот тезис в Лондоне в тот же день, когда ВПК обнародовала свою инициативу.
Как ни относиться к боеспособности саудовской армии, появление её частей на поле боя в САР создаст России множество сложных проблем и во всяком случае наверняка поставит жирный крест на перспективах согласованных действий на нефтяном рынке, не говоря уж об инвестициях и прочем.
При этом чрезвычайно показательно, что днём ранее Турция заявила о готовности начать совместное с США (и коалицией) наступление на Ракку - оплот ИГ («Исламское государство», организация запрещена в России). Видимо, по умолчанию предполагается, что американцы могут дать своё согласие на идею Анкары в случае, если Россия отвергнет предложения прозападной сирийской оппозиции.
Если это произойдёт, то, по задумке авторов «плана Б», Россия рискует оказаться в весьма невыгодном положении: «цепляясь за Асада», она отдаст инициативу борьбы против ИГ США, Турции и Саудовской Аравии, которые (как они наверняка не сомневаются) и получат лавры победителей. После чего судьбу Асада и Сирии в целом будут решать только они. Россия же останется ни с чем, потеряв перспективы выгодного сотрудничества с арабскими странами Залива.
Но если посмотреть на ситуацию с этой крайне прагматичной (если не циничной) точки зрения (на мой взгляд, вполне уместной в современных международных отношениях), то придётся констатировать, что ни «пряник», ни «кнут» пока недостаточно убедительны.

Николай ФИЛИППОВ.