Первой в городе была «двойка»

10 Сентябрь 2016 154
Троллейбусы идут из аэропорта. 1966 год.
Троллейбусы идут из аэропорта. 1966 год.

Пятьдесят семь лет назад, 8 октября 1959 года, «Крымская правда» рассказала о новинке на улицах Симферополя - в первый рейс вышли 9 троллейбусов, они стали перевозить пассажиров вместе с трамваями. Но если трамвай был привычным, то новые автобусы «с рогами» вызывали восторг у горожан: надо - не надо, все старались прокатиться на них, билет тогда стоил 40 копеек. «В первый рейс троллейбус отправился по маршруту №2 Вокзал - Марьино: по Перекопской (Гагарина), Автомагистрали, Мичурина (Киевская), Институтской (Ялтинская), - писала наша газета. - Теперь горожанам и гостям города будет удобно. Новые троллейбусы более вместительные, чем трамваи, в них больше мест для сидения и большие окна». С 1 ноября «двойка» пошла через центр: по улицам Карла Маркса, мимо кинотеатра «Пионер» («Алые паруса», сейчас на этом месте здание Госсовета Республики Крым), Серова, Ушинского, Кирова.

Необычный номер для первого маршрута в городе выбрали из-за того, что решили маршрут №1 отправить на трассу из Симферополя до Перевального (сейчас он №21, а «двойки» в городе нет совсем. - Ред.). Вообще о троллейбусах «Крымская правда» писала часто: в 1960-м рассказала о работе одного из экипажей: «Многие симферопольцы хорошо знают водителя троллейбуса Виктора Евстафьева и кондуктора Марию Павлюк. Комсомольцы содержат машину в образцовой чистоте, обслуживают пассажиров быстро и чётко».
А в январе 1972-го сообщила о том, что кондукторов в троллейбусах уже нет - их заменили на технику.
- Перешли мы вначале на кассы-полуавтоматы, - рассказывал нашей газете Георгий Славный, который более полувека проработал в троллейбусном управлении, был начальником службы движения, создал уникальный музей предприятия. - Но потом пассажиры стали монеты заменять просто металлическими кругляшками - убыток. Решили перейти на безкассовую систему: на остановках поставили ларьки по продаже абонементов, а в троллейбусах, вторыми в СССР, после Перми, сделали компостеры. Закупили сначала десять заводских, но те и двух месяцев не проработали. Тогда наши мастера свои сделали, до сих пор исправно служат, а опыт потом многие города переняли.
К этому времени количество маршрутов по городу увеличилось. Так, полвека назад, 4 июня 1966 года, «Крымская правда» сообщила об открытии троллейбусной линии в аэропорту: до железнодорожного вокзала - маршрут №9 и троллейбусов на Южный берег Крыма. «Новое здание Симферопольского аэропорта похоже на аквариум. Полмесяца назад оно вступило в строй. А сегодня в аэропорту опять новоселье: чистые, праздничные стоят на асфальтированном кругу троллейбусы Крымского трамвайно-троллейбусного управления. Первые в этих краях. Стоят, радуя глаз будущих пассажиров. Здесь же и главные виновники торжества: рабочие симферопольского строительного управления №406, стройуправления №1, стройуправления №52. На одном из плакатов надпись: «ССУ-406 - городу». Очень скромная надпись, потому что не только симферопольцы получают сегодня подарок. Его получают и москвичи, и киевляне, и днепропетровцы - жители многих городов Союза, которые прямо из аэропорта смогут уехать в Алушту и Ялту. На площади гремит оркестр. Со всех концов стекаются сюда люди. На импровизированную трибуну поднимаются строители, представители партийных и общественных организаций города и области. Начинается митинг. Выступающие говорят о значении новых линий, о моральных и экономических выгодах, которые получат будущие пассажиры. Звучат слова благодарности по адресу строителей: молодого рабочего Бориса Макалова, Петра Якименко, по адресу всех, кто дарит сегодня людям свой труд. Начальник аэропорта, Герой Советского Союза Владимир Скугарь и начальник Симферопольского троллейбусно-трамвайного управлений Александр Василенко перерезают красную ленту, и первый троллейбус, ведомый одним из лучших водителей управления Геннадием Воробушковым, берёт курс на Ялту».
В наши дни троллейбусы на Южный берег по-прежнему отправляются из аэропорта, да и маршрут №9 сохранился, только идёт он уже до 7-й городской больницы, почти через весь город. А вот асфальтированный круг троллейбусной дороги изменился значительно - аэропорт расширили, и привычную раньше троллейбусную остановку перенесли вперёд. Зато и троллейбусы новые появились, более просторные, низкополые - мечта пассажиров.

* * *

За 98-летнюю историю «Крымская правда» писала о многом и многих - в статьях газеты отражалась история страны, полуострова, его жителей. Мы предлагаем вместе перелистать эти страницы прошлого, узнать, что изменилось. Если газета писала о вас, ваших близких, вашей работе, населённом пункте, расскажите об этом. Напишите, как изменилась жизнь сразу после публикации или через годы. Пишите по почтовому (295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44) или электронному (istoriya@с-pravda.ru) адресу. Фотографии желательны.

Наталья ПУПКОВА.