Новая геополитическая реальность

5 Сентябрь 2016 293
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Уже при Хрущёве строка «Русский с китайцем - братья навек» из написанной в 1949 году песни «Москва - Пекин» приобрела иронический смысл. Презентация глобального проекта союза РФ и КНР, способного противостоять агрессивной американской гегемонии на фоне демонтажа однополярной модели мира не означает возврата в позднесталинские времена. Нынешний союз даже не евразийского, а мирового масштаба, строится не на «братстве», а на долговременных прагматических взаимных интересах. Это, как неоднократно доказано историей, куда как надёжнее. А вот обещанное российское мороженое Владимир Путин привёз китайскому коллеге чисто по-дружески. Потому что Си Цзиньпиню оно нравится.

В защиту суверенитета
В воскресенье в китайском Ханчжоу открылся саммит G20, тема которого была сформулирована как «Строительство инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики».
Перед началом форума президент России принял участие в неформальной встрече лидеров стран БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), а затем провёл двустороннюю встречу с председателем КНР. «Наши страны должны ещё плотнее усилить всестороннее сотрудничество, усилить взаимную политическую поддержку, поддержку другой страны по защите суверенитета», - сказал Си Цзиньпин и подчеркнул, что Китай поддерживает Россию в её стремлении «идти путём развития в соответствии с реалиями своей страны».
Кроме того, Си Цзиньпин призвал активнее продвигать процесс сближения стратегий Евразийского экономического содружества и «Шёлкового пути», поскольку Китай рассматривает процветание России как «свой собственный шанс в развитии».
Перед началом саммита Владимир Путин также провёл переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Великобритании Терезой Мэй.
Итоги пока рано подводить окончательно. Но основная направленность саммита очевидна.
Информационная и полит­экономическая «артподготовка» началась заблаговременно. О том, что президента России ждут в КНР в качестве «почётного гостя» мы уже сообщали. Затем последовал ряд публичных высказываний китайских официальных лиц о намерениях расширять сотрудничество с Россией.
Китайский посол Чжан Ди сообщил прессе о намерениях бизнесменов Поднебесной инвестировать в целый ряд направлений российской экономики.
«Первый раз за 100 лет мы испытываем взрывной рост китайских инвестиций за рубежом. По сравнению с прошлым годом наши зарубежные инвестиции увеличились на 60%. Мы готовы развернуть с Россией полномасштабное сотрудничество минимум в 12 отраслях. В частности - в цветной металлургии, сталепрокате, постройке скоростных железных дорог, лёгкой промышленности, автомобилестроении, судостроении и так далее. Во многом условия для этого появились благодаря программам поддержки развития дальневосточной территории, которые инициировало правительство России. Ещё одним последствием этого процесса стал идущий невиданными темпами рост продаж российской сельскохозяйственной продукции в Китае», - заявил заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом Хэ Чжэньвэй.
Аналитики Morgan Stanley отмечают, что на долю КНР приходится 18% глобального ВВП и 27% глобального производства. При этом ответственная за 45% мирового роста Поднебесная в последнее время столкнулась с заметным «замедлением». Поэтому, по мнению экспертов Morgan Stanley, КНР в ближайшее время будет наращивать инвестиции - для увеличения темпов роста.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отмечает, что «из общего объёма инвестиций, привлекаемых для развития Дальнего Востока, от одного триллиона рублей более 16% составляют инвестиции из Китая». А заместитель председателя Народного правительства провинции Хэйлунцзян КНР Хайтао Ли сообщил что объём торговли с российскими территориями упомянутой пограничной провинции достиг 11,5 миллиарда долларов, «и эта цифра продолжает стремительно расти».
2 сентября в рамках Восточного экономического форума Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Inventis Investment Holdings подписали соглашение о создании совместного фонда в 500 миллионов долларов. На полях саммита G20 председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава совета директоров китайской компании CNPC Ван Илинь подписали соглашение о строительстве (Engineering, procurement and construction) подводного перехода газопровода «Сила Сибири» через реку Амур. И это - не все примеры.
Клеймо «хромой утки»
Бараку Обаме обычно безупречные китайские службы протокола на этот раз оказали весьма недружественный приём. По сообщениям СМИ, сначала забыли подать к самолёту трап, и президенту США пришлось воспользоваться запасным - в хвосте лайнера, после чего выяснилось, что полагающуюся высокому гостю красную ковровую дорожку тоже забыли постелить. Затем последовала ссора между одним из помощников Обамы и китайским чиновником, который требовал, чтобы сопровождавшие Обаму представители СМИ не освещали происходящее и даже преградил путь советнику президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс.
На фоне подчёркнуто тёплого приёма, оказанного почётному гостю - президенту России, такой набор «недоразумений» при встрече Обамы - весьма красноречивый политический жест.
- Китайцы продемонстрировали Обаме, что они не уважают его. И не признают за США статус единственной сверхдержавы. Обаме не подали трап. Всё бывает, - считает политолог Сергей Марков. - Но не бывает, чтобы реальному «главному начальнику» не подали трап.
По мнению целого ряда комментаторов, Обама, заявивший, что без уступок со стороны России «будет трудно видеть, как мы перейдём к следующей фазе» урегулирования сирийской проблемы, заведомо обрёк переговоры по сирийскому урегулированию на неудачу. Однако госсекретарь Джон Керри, прибывший на саммит для переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, напротив, анонсировал скорую сделку с Россией по Сирии, несмотря на ряд имеющих место серьёзных разногласий.
Отметим, что это последний саммит «Большой двадцатки», в котором Бараку Хуссейну Обаме довелось участвовать в качестве президента США. Так что решать судьбу «Сирийского вопроса» предстоит уже, скорее всего, не ему.
Ответ тёмным силам
Относительно внешнеполитической позиции России президент Владимир Путин дал знаменитому агентству Bloomberg интервью, которое можно считать программным.
- Дело в том, что Джон Миклетвейт, главный редактор агентства «Блумберг», который проводил интервью с российским президентом - не просто журналист, а один из немногих журналистов, который вот уже много лет участвует во встречах «Бильдербергского клуба» на правах полноценного члена этой теневой влиятельной группы, мнение которой зачастую определяет политику западных стран. Именно этим, как мне кажется, можно объяснить необычный формат интервью и тот факт, что Владимир Путин называл своего собеседника «специалистом», дискутируя с ним скорее как с политиком, чем с журналистом, - отмечает политэксперт, главный редактор сетевого журнала PolitRussia Руслан Осташко. - А ещё именно этим можно объяснить определённую наглость в постановке вопросов, которую вряд ли себе мог позволить человек, за спиной которого стоит всего лишь информационное агентство, пусть даже одно из самых влиятельных в мире.
Территориальных уступок не будет ни на западе, ни на востоке - ни по Курилам, ни по Калининграду. В переговорах с Японией речь идёт не о продаже одного из Курильских островов, а «о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побеждённой, ни проигравшей». А навязчивая идея пересмотреть итоги Второй мировой ударит, в первую очередь, по Европе. «Если кому-то хочется начать пересматривать итоги Второй мировой войны, давайте попробуем подискутировать на эту тему. Но тогда нужно дискутировать не по Калининграду, а в целом по восточным землям Германии, по Львову, который был частью Польши, и так далее, и так далее. Там есть и Венгрия, есть и Румыния. Если кому то хочется вскрыть этот ящик Пандоры и начать с ним работать, - пожалуйста, флаг в руки, начинайте».
На провокационный вопрос, кто из фаворитов американской президентской гонки Москве ближе, был дан вполне серьёзный ответ-предупреждение: «Мы готовы работать с любым президентом, но, конечно, настолько, насколько готова будет будущая администрация. И если кто-то говорит, что он хочет работать с Россией, мы приветствуем это. А если кто-то, как вы выразились (может быть, неточный перевод), хочет от нас избавиться, это совершенно другой подход. Но мы и это переживём: здесь неизвестно, кто больше потеряет при таком подходе».
Пресловутый Brexit, после которого Великобританию уже можно считать вышедшей из ЕС, несмотря на множество формальностей, не отменяет связей между Лондоном и Вашингтоном. «Но, так или иначе, конечно, мы понимаем, что в рамках союзнических отношений и особых партнёрских отношений со Штатами Великобритания должна делать поправку в отношениях с Россией на мнение своего главного парт­нёра - Соединённых Штатов. Мы относимся к этим реалиям как к данности», - сказал президент России.
На фоне крушения модели однополярного мира, начала дезинтеграции ЕС и попыток США создать новую колониальную систему союз активно отстаивающих свои национальные интересы России и Китая строится и укрепляется, постепенно превращаясь в зримую альтернативу западному проекту американской гегемонии.
Между тем переговоры по соглашению о Трансатлантическом торговом инвестиционном партнёрстве (TTIP) между Европой и США приостановлены. По словам вице-канцлера, министра экономики Германии Зигмара Габриэля, переговоры «фактически провалены». Скептически о TTIP отозвался даже президент Франции Франсуа Олланд.
Транстихоокеанское парт­нёрство (TPP) формально создано, но пока себя не оправдывает. Остаётся третье соглашение о торговле услугами (TISA), переговоры о котором ведутся с 2012 года в режиме почти полной секретности. Совокупно TPP, TISA и TTIP затрагивают 53 страны, 1,6 миллиарда человек и окажут влияние на 2/3 мировой экономики. Говорить о «провале» американского плана создания новой модели мировой колониальной системы, безусловно, нельзя. Но то, что его исполнение, как минимум, затягивается, уже очевидно.

Николай ФИЛИППОВ.