Превратности культурного наследия,

или Почему до сих пор не исполнена просьба Айвазовского

3 Сентябрь 2016 192
В Крыму сделать что-то очень сложно - даже за свои деньги. Варткез Арцруни и Иеремия Макиян.
В Крыму сделать что-то очень сложно - даже за свои деньги. Варткез Арцруни и Иеремия Макиян.

В июле 2017 года весь мир будет с размахом отмечать 200-летие со дня рождения всемирно известного российского художника-мариниста, баталиста Ивана Константиновича Айвазовского. Крыму, будь он хоть трижды под санкциями, в праздновании этой даты отводится особое место - ведь именно Феодосию художник считал своим домом, не только по рождению. И именно в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб-Саркис, был похоронен в 1900 году, как сам завещал. К сожалению, за 116 лет со дня смерти художника изменилось многое, и его завещание, как и его память, потомки соблюдать не спешат.

Подправленная история
Могила Ивана Айвазовского (он же Ованнес Айвазян) и по сей день находится в нескольких шагах от пережившей в прямом смысле огонь и воду церкви Сурб-Саркис. Точнее, церкви Святого Сергия, если верить табличкам при входе в парк (на каком основании исконное название переведено, история умалчивает). О том же, что на этой территории, помимо церкви, располагается и могила всемирно известного художника, не упоминает ни один дорожный указатель. Выяснить эту информацию можно целенаправленно из Интернета, туристических путеводителей или у местных жителей.
Сама церковь - памятник средневековой архитектуры, место, где крестили, венчали и отпевали Айвазовского, - находится на реставрации с 1980 года. За последние годы территорию озеленили и частично облагородили силами настоятеля церкви отца Иеремии Макияна. Но фронт работ по-прежнему просторный.
И, как водится в Крыму, на намеченном пути постоянно возникают препятствия. Так, например, отреставрировать церковь в полном объёме мешают квартиранты.
- Раньше к церкви примыкали прицерковные помещения, где жили священники. В советское время территорию раздали жильцам, исторический вход замуровали, - поясняет настоятель. - Здесь уже не одно поколение жильцов сменилось. Я с 1992 года ставлю вопрос о возвращении этих участков в ведение церкви, но безуспешно. Сейчас пока ещё сохранилась старая дверь с другой стороны: я предупредил жильцов, что если они её уберут, я подам на них в суд.
В отличие от прицерковных помещений в здании приходской школы никто не живёт: его просто нет. Остатки фундамента ещё можно различить вдоль новой ограды. Вопрос же восстановления приходской школы заблудился в архивных и бюрократических лесах.
- Мы неоднократно поднимали вопрос о восстановлении школы. Нам сказали, что нужна справка из архива, подтверждающая, что это действительно территория церкви. Мы писали в архив Крыма, но ответа пока не получили, - рассказал настоятель церкви. - Восстановление одноэтажной школы было бы полностью законным. В законодательстве РФ сказано, что если на месте было старое здание и если сохранился его фундамент, то на восстановление даже разрешений не надо: бери и строй.
Второе дыхание
Мечты о реставрации церкви, об организации воскресной школы, этнографического кружка и библиотеки, до того упиравшиеся в деньги, в этом году стали реальнее: на состояние наследия Айвазовского в Феодосии обратил внимание российский общественный деятель, почётный председатель ООО «Армянское возрождение» Варткез Арцруни. Будучи председателем Епархиального совета армян России и по совместительству заслуженным строителем РФ, меценат, посетив церковь и могилу Айвазовского, пообещал отреставрировать объекты культурного наследия за свои средства.
А работ понадобится немало: в церкви предстоит укрепить фундамент, защитив его от постоянного подтопления дренажными водами, и полностью обновить роспись, от которой остались лишь маленькие фрагменты. Что же касается могилы художника, то состояние её - обнять и плакать: надписи на саркофаге затёрлись, верхние плиты потрескались, по фундаменту прошли трещины. Окружающая могилу площадка засыпана простым гравием, хоть и отделена от остальной территории кованой решёткой. Прямо возле неё обрываются выложенные плиткой дорожки прицерковного парка. На вопрос, почему за могилой не следят и не облагораживают, настоятель отвечает: не положено.
- Территория могилы не относится к церкви. И нам не разрешают ничего делать.
Я когда-то сам хотел отреставрировать, даже спонсор никакой не нужен был, но мне не разрешили. Здесь действует сервитут (ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях. - Ред.). Поэтому и пальцем тронуть нельзя, - рассказывает Иеремия Макиян. - Мы на небольшом участке в стороне от могилы заменили забор. Так после этого меня вызвали в суд и оштрафовали за то, что я не имею права ничего делать на этом участке, потому что он не принадлежит церкви.
Вот и получается, что до тех пор, пока могила, де факто находящаяся на прицерковной территории, не будет относиться к ней де юре, никакого гранита, даже самого красивого и дорогого, ни меценат, ни церковь положить не могут. Реставрация, облагораживание, строительство или даже покраска забора - любые действия на благо могут быть расценены как покушение на государственное имущество, что грозит «деятелям» судебным разбирательством.
Кто на могиле хозяин?
Несмотря на многолетнюю историю, в том числе уже и российскую, вопрос о возвращении могилы церкви ни на шаг не приблизился к решению.
- С переходом Крыма в Россию чиновники не стали российскими, а остались украинскими, - горько отмечает представитель армянской церкви. - Эта территория - не только камни и церковь. Это духовное место. Но ничего не делается, хотя на благоустройство выделяются деньги. Я не понимаю этого: не можете сделать - передайте, и сделают другие. Надо решить вопрос о передаче этой земли в ведение армянской церкви. Речь о том, чтобы восстановить историческую справедливость и исполнить желание Айвазовского быть похороненным при армянской церкви.
Однако найти «бумажного» хозяина могилы оказалось делом непростым. Республиканское Министерство культуры открестилось от вопроса передачи, переведя стрелки на муниципальный уровень.
- Вопросы проведения реставрационных работ, а также передачи могилы И. Айвазовского в ведение армянской церкви Сурб-Саркис находятся в компетенции администрации муниципального образования городской округ Феодосия, - говорится в ответе Минкульта Крыма на запрос нашего корреспондента.
Городские власти в лице главы Феодосии Станислава Крысина в свою очередь заявили, что вопрос о передаче могилы в собственность армянской церкви находится в компетенции не города, а Министерства культуры РФ. Правда, глава города со своей стороны пообещал всячески поддержать инициативу.
- Здесь даже и речи нет ни о чём другом: место упокоения Айвазовского должно быть в надлежащем виде, потому что весь мир будет приезжать и смотреть на него. Но, к сожалению, я не могу решить этот вопрос, потому что любые реставрационные работы должны происходить с согласия Министерства культуры Российской Федерации, - пояснил он.
Вопрос о реставрации могилы тем временем подняли и в региональном отделении ОНФ. На выездном заседании рабочей группы «Сохранение историко-культурного наследия» руководство галереи Айвазовского заявило, что только на проект­но-сметную документацию понадобится 7 миллионов рублей. О том, что на горизонте уже появился человек, готовый хоть завтра приступить к работам за свои же деньги, руководство галереи почему-то не слышало.
И всё же председатель Епархиального совета армян России, принимавший непосредственное участие в строительстве Армянского кафедрального собора в Москве, настроен оптимистично.
- Я знаю, что такое получить 2 гектара в застроенной Москве. Нужно просто правильно поставить вопрос и вцепиться мёртвой хваткой, - уверен он. - Надо вернуть могилу армянской церкви и потребовать от них соблюдения всех норм, связанных с сохранением могилы. Я считаю, что если могилу передадут армянской церкви, ухаживать за ней будут гораздо лучше, чем пока она относится к Министерству культуры.
Варткез Арцруни также выразил готовность обратиться к главе республики, а если потребуется, то вынести вопрос на федеральный уровень. При этом с согласия администрации Феодосии меценат уже готов приступить к работам на том участке, на который действие сервитута не распространяется: поставить лавочки, провести освещение, оборудовать туалет. Успеют ли до юбилея? Вопрос пока остаётся открытым. Хочется верить, что за состояние памятников культуры мирового значения Крыму краснеть всё же не придётся.

Юбилей уже близко, а вопрос о реставрации ещё не решён.

Наталия НАЗАРУК.