Людмила Чурсина:

Молодость - не на лице, а в душе

3 Сентябрь 2016 220

Досье

Народная артистка СССР и РСФСР Людмила Алексеевна Чурсина окончила театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1984 года - в Центральном театре Советской Армии (ныне театр Российской Армии). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов, Почёта. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Снялась в общей сложности в ста фильмах и телесериалах. Обладательница Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. За роль в фильме «Журавушка» удостоена приза «Серебряная раковина лучшей актрисе» на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания). Награждена российской национальной актёрской премией им. Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству».

Она никогда не скрывала своего возраста. Не стремилась и не стремится омолодиться, считая, что лицо - это генетическое наследство от родителей, это мысль Бога.
Актриса признаётся, что с особым чувством приезжает на полуостров:
- Всегда относилась к крымской земле как к российской и не скрывала этого. Поэтому и подписала письмо в поддержку политики нашего президента в отношении воссоединения Крыма с Россией. Каждый раз играю на ваших сценах с особым вдохновением. Это легко, потому что крымчане так принимают, что молодеешь душой и телом.
- Как-то после спектакля на крымской сцене вас назвали богиней киноэкрана.
- Ну, это уж слишком… Думаю, это замечательные роли, которые мне выпадают, способствуют такому восхищению. По прошествии лет я осознала, что это самое что ни на есть настоящее актёрское счастье - сыграть Любовь Яровую, Анфису Козыреву в «Угрюм-реке», колдунью Олесю из дивной повести Куприна. Тысячи актрис мечтают о таких ярких ролях, а мне их судьба дала.
- Вы играли и королев, и простых крестьянок, а какие роли вам ближе?
- Корона - это внешний атрибут. Женщина, живёт ли она в деревне и доит коров или сидит на троне и управляет государством, остаётся всегда женщиной по своему душевному состоянию. У меня есть спектакль «Императрица», в котором играю Екатерину Великую. Там потрясающий текст, который помогает выстроить образ государыни и одновременно беззащитной, ранимой, признающейся: моё сердце не может жить без любви… Человек изначально одинок. Изначально земля - это юдоль печали. По вине самого человека, который не стремится к совершенству.
- Но каждый всё же находит в чём-то радость…
- Безусловно. Шекспир пять с лишним столетий назад писал: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье, / Все мерзостно, что вижу я вокруг. / Но жаль тебя покинуть, милый друг...». Я пыталась десятилетия разгадать - кто этот милый друг. И поняла - жизнь. Годы идут, смеркается, чем дольше живёшь, тем с большей благодарностью, несмотря на погоды, на дела, на испытания, радуешься каждому дню. Внимаешь словам Тютчева: Не рассуждай, не хлопочи! / Безумство ищет, глупость судит; / Дневные раны сном лечи, / А завтра быть чему, то будет. / Живя, умей всё пережить: / Печаль, и радость, и тревогу. / Чего желать? О чём тужить? / День пережит - и слава богу!». Надо научиться смиренномудрию. Этому учит спектакль-притча «Та, которую не ждут» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны «Утренняя фея», в котором я играю женщину, стремящуюся любить, дружить, общаться, но обречённую на одиночество.
- В театре, на съёмочной площадке вы окунаетесь в жизнь своих героинь и отрешаетесь от суетной горечи. Какие из фильмов своей обширной фильмографии особенно выделяете?
- Самое первое всегда запоминается. Как рождение первого ребёнка. А фильм - тот же первенец. Это «Донская повесть». Хотя до этого была картина «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова, который меня снял и в своей последней картине «Умирать не страшно». В «Донской повести» я играла совсем ещё зелёной студенткой. И вдруг - шолоховский образ, могучий, потрясающий! Потом была «Журавушка». Не поняла сразу, почему об этой женщине нужно снимать фильм: не одна она такая, кто в одиночестве сына растит, трудно живёт, ну что в ней такого? А потом вдруг дошло, что самый большой подвиг, который совершает эта простая женщина - подвиг души. А ещё она совершила женский подвиг: умела ждать.
А это не так-то просто. При том, что рядом возник харизматичный герой Джигарханяна - как на такого не среагировать? Но она не могла слукавить душой и сердцем. Я бы эту картину нынешним молодым с утра до ночи по телевизору показывала.
- Вы со многими режиссёрами работали в кино. С кем было легко и интересно?
- У каждого чему-то можно было научиться. Режиссёр фильма «Журавушка» Николай Москаленко любил работать, скрупулёзно всё объясняя, даже интонацию. Ярополк Лапшин, у которого я снималась в картинах «Угрюм-река», «Демидовы», «Приваловские миллионы» доверял актёру полностью. Он давал свободу, но в какой-то момент эту свободу очень мудро направлял. С Владимиром Фетиным было очень интересно работать в «Донской повести», в «Виринее», в «Открытой книге», «Любови Яровой». Он понимал, что надо беречь состояние актёра на съёмочной площадке и умел настроить актёра. Нам всем нужен садовник. И в жизни, и в работе. А то мы корявые растём, неухоженные, колючие. Вот таким добрым садовником и был Фетин. Но в то же время - бескомпромиссным, всегда добивался наибольшей отдачи от каждого на съёмочной площадке.
- Больше запоминаются кино- или театральные роли?
- Конечно, театральные. Их, во-первых, долго репетируешь, вживаешься. Сейчас в сериалах сниматься приходится, чтобы форму не потерять и денежек заработать, так там не до долгого вживания, всё надо делать быстро. Редкие режиссёры дают возможность порепетировать. Как, например, Наталья Хлопецкая, в милой комедии которой «Как выйти замуж за миллионера» я играла с замечательным партнёром Сашей Михайловым. С Натальей было так приятно работать, что снялась ещё в одной её лирической комедии - «Так не бывает».
- Как вы, наделённая яркой внешностью, понимаете красоту человека?
- Красота - это не носик, ротик, губки, щёчки. Поэт Николай Заболоцкий очень точный вопрос задал: «А что такое красота, сосуд в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?». Есть актрисы, которых красавицами не назовёшь. Но в них такой костёр внутри горит, что глаз оторвать невозможно. Таких всё меньше становится, хотя длинноногих красоток - хоть отбавляй. Но что-то существенно важное вырождается.
- А что для вас любовь?
- Я расцениваю любовь как один из самых больших талантов. Но не каждому он дан, как любой другой талант. Это одно из самых прекрасных и трепетных, чистых состояний души. А ещё это работа души и огромная ответственность. Помните, у Экзюпери Лис говорит Маленькому принцу: «Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил». И добавил: «Люди забыли эту истину…»
И я с грустью соглашаюсь с этим…
- В каких спектаклях вы выходите на сцену?
- «Элинор и её мужчины» по пьесе американского драматурга Джеймса Голдмана «Лев зимой», который мы в Крым привезли, «Игра на клавишах души» современного немецкого автора Нино Хараташвили и «Этот безумец Платонов» по пьесе Чехова «Безотцовщина».
Талант и красоту актриса Людмила Чурсина дарит людям, проживая на сцене и на экране яркие жизни своих героинь.
И остаётся в жизни скромным милым человеком без гонора и амбиций.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.