Что страховщику хорошо, то водителю убыток

26 Август 2016 144
В Крыму каждый месяц происходит около 100-150 ДТП.
В Крыму каждый месяц происходит около 100-150 ДТП.

Среди владельцев автомобилей не так давно появилась поговорка, что каждый русский человек должен обязательно в своей жизни подать в суд на страховую компанию. Теперь такая возможность точно есть у крымчан. Страховые компании на полуострове, мягко говоря, вызывают нарекания у автовладельцев. Три фирмы уже признаны банкротами, а от нескольких других выплат приходится ждать буквально годами.

Попал в аварию - зубы на полку
Любое ДТП сейчас - дорогое удовольствие. И неважно, вы его виновник или нет. Обычно пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии месяцами обивают пороги офисов страховых компаний. Арифметика проста. Ремонт повреждений будет стоить 15000 рублей? Получите 12 или 13 тысяч в лучшем случае. На СТО придётся отдать 60-80 тысяч рублей? Молитесь, чтобы страховая выплатила хотя бы 30000 или 40000.
Но можно не отчаиваться. Есть ещё такая услуга, как «аварийный комиссар». В этом случае ваш автомобиль осмотрит, условно говоря, посредник. Оценит ущерб, предложит получить деньги в течение недели и забыть о ДТП как о страшном сне. Интерес аварийных комиссаров и компаний, которые они представляют, прост. К сумме ущерба они добавляют ещё 5000-10000, а иногда и больше, затем от вашего лица добиваются выплат от страховой компании. Причём практика показывает, что очень успешно.
- У меня было лобовое столкновение, автомобиль со встречной полосы просто взял и поехал в меня. Машина, дорогая иномарка 2011 года, восстановлению не подлежит, забрал 300000 от аварийного комиссара и теперь присматриваю другой автомобиль. Так оказалось проще, - поделился опытом Сергей, довольный работой с посредниками.
Результативная работа аварийных комиссаров привела к тому, что в Краснодарском крае страховые компании перестали оформлять документы на автомобили без оплаты дополнительных услуг. Хотите ездить по закону? А ну-ка застрахуйте ещё свою жизнь. В этом случае страховая получает дополнительную прибыль, которая хотя бы частично компенсирует убытки по выплатам по ДТП.
Крыму эта перспектива светит в ближайшем будущем. На материковой части России такая практика считается распространённой. Однако на полуострове пока важнее другие проблемы. Из-за санкций к нам не приходят крупные компании с хорошей репутацией.
Надо бороться
Сами автолюбители таким положением дел возмущены, но рычагов воздействия на недобросовестных страховщиков у них почти нет. Александр, один из пострадавших в ДТП в этом году в Ялте, рассказывает, что в его случае ущерб был приблизительно 120 тысяч, а выплата составила всего 30. Михаил, оказавшийся жертвой гонщика на участке дороги между Севастополем и Симферополем, посетовал, что ему выплату задерживают уже на 35 дней:
- Машина стоит на улице и ржавеет! Что за отношение такое! Мало того, что я вынужден ездить на общественном транспорте, а у меня работа находится на другом конце города, так ещё и ремонта ждать непонятно сколько. Я даже начать его не могу! У меня нет в шкафчике комода 75000 рублей, чтобы взять их и отдать работникам СТО. Расспрашивал знакомых, оказалось, что выплату можно ждать около года, потому что многие потом ещё в суд подают на страховые компании. Беспредел да и только!
Анатолий, владелец иномарки из Феодосии, рассказывает, что ему удалось добиться погашения полной суммы ремонта. Для этого крымчанину понадобилось «всего» 9 месяцев. Ремонт его автомобиля обошёлся в 24000 рублей, а от страховой он получил ровно 14 000. Месяцы суда, общение с юристами, постоянный сбор то одних, то других документов.
- Всем хочу посоветовать бороться до конца! Мы зачем страховые полисы оформляем? Чтобы потом деньги этим негодяям платить? Всё им мало… Ремонтируйте машину, собирайте все чеки и добивайтесь справедливости, - призывает водитель.
Ждать придётся долго
Полисы ОСАГО согласно законодательству должны защищать потерпевших в ДТП от материального ущерба. На деле, оказывается, всё иначе, так как страховые компании не горят желанием отдавать деньги.
В большинстве случаев оценка ущерба оказывается сильно заниженной, что и приводит к тому, что пострадавшие получают часто на 50-60% меньше суммы реального ущерба.
После аварии сотрудник страховой компании обязан провести экспертизу повреждённого автомобиля, а затем рассчитать сумму выплаты. Зачастую она вызывает у водителей слёзы. Потому что на озвученное количество денег можно отремонтировать лишь 30-40% повреждений. В этом случае нужно дополнительно проводить ещё одну экспертизу, но уже независимую. Позже на её основании можно будет судиться со страховой компанией.
Желание как можно быстрее привести машину в прежний вид стоит забыть сразу же. Понятно, что каждая вмятина как ножом по сердцу, но искалеченным автомобилем придётся «любоваться» до оценки ущерба от страховой или независимого эксперта. После можно ехать на СТО, если, конечно, у вас есть деньги. Все чеки на любые виды работ и запасные детали необходимо сохранять.
Важно учесть ещё нюанс: представители страховой могут ссылаться на то, что повреждения были получены в другом ДТП. В этом случае поможет только трасологическая экспертиза. Сейчас её можно заказать у частных лиц, оплатив их услуги любым удобным способом. Экспертиза проводится на основании фотографий, которые были сделаны непосредственно на месте ДТП, а также снимков, подготовленных экспертом страховой компании. Поэтому после аварии нужно взять телефон или фотоаппарат, попросить друзей привезти его, но обязательно сделать как можно больше снимков повреждённого автомобиля. Желательно, чтобы в кадр попала проезжая часть, осколки и другие детали ДТП.
Грустно и пока бесперспективно
В июле этого года в некоторых СМИ прозвучала информация о том, что Российский Союз автостраховщиков может принять меры в отношении одной из страховых компаний. Она работает и в Крыму, причём оказывает услуги во всех крупных городах полуострова. Если угрозы представителей Российского Союза автостраховщиков вступят в силу, то ещё одна компания лишится права предоставлять услуги по ОСАГО в Крыму.
Отчасти выгодно такое положение дел автоюристам. Они представляют интересы потерпевших в судах и успешно на этом зарабатывают. У многих автолюбителей нет ни времени, ни желания бегать по кабинетам, составлять заявления и носить кипы справок. Автоюристы берут на себя эти обязанности, а затем получают денежное вознаграждение после того, как выигрывают в суде по делу своего клиента.
В итоге - страховые компании остаются при деньгах, как плюшкины, трясясь над каждым рублём. Юристы и аварийные комиссары получают прибыль в качестве посредников, а автовладельцы… Автовладельцы месяцами ждут ремонта машины, ходят пешком и размышляют над тем, есть ли смысл при такой частоте ДТП в Крыму и таком качестве работы страховщиков садиться за руль.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.