Роскошь или средство передвижения?

23 Август 2016 130
Подержанные машины продолжают пользоваться стабильным спросом, несмотря на подорожание.
Подержанные машины продолжают пользоваться стабильным спросом, несмотря на подорожание.

Автомобильный рынок России в последнее время переживает сложный период. Говорить об остановке продаж, конечно, не приходится, но то, что автомобиль становится всё менее доступным товаром - факт. По данным исследования аналитического агентства «Автостат», в январе - июле нынешнего года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1 млн. 356 тыс. рублей, что на 18% больше, чем за тот же период 2015 года (1 млн. 149 тыс. рублей).

Без пробега
Больше всего, по данным аналитиков, подорожали автомобили Land Rover, средневзвешенная цена которых выросла на 44%, что объясняется появлением на рынке более дорогих комплектаций. Далее следует Audi, продукция которой в среднем стала дороже на 28%.
У таких марок, как Subaru, Lexus, Mitsubishi и Mazda увеличение стоимости автомобилей составило от 22% до 27%. Сразу у 15 марок рост средневзвешенных цен находится в диапазоне 10-20%. Среди них присутствуют и отечественные бренды - LADA и УАЗ (+17% у каждого).
Причин для такого подорожания множество. Большинство из них - макроэкономического характера.
- Дело в том, что с началом кризиса курс российского рубля по отношению к иностранным валютам упал как минимум наполовину, а рост цен на легковые автомобили за это время составил около 40%. Естественно, производители вынуждены компенсировать эту «разницу» за счёт увеличения цен, но не резко, а плавно и постепенно. К тому же никто не знает, как поведут себя макроэкономические факторы в дальнейшем, поэтому они вынуждены ещё и закладывать риски. Цены будут расти и дальше, но насколько - сказать сложно. Совсем непонятно, что будет дальше с ценами на нефть и курсами валют, - прогнозирует специалист агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
С пробегом
Вслед за ценами на новые авто выросла и стоимость подержанных машин. Наиболее резкий скачок произошёл в первой половине 2015 года, но вслед за ним произошёл и достаточно существенный откат. Связано это было с тем, что предложение сильно превысило спрос, и продавцам пришлось скидывать цены, чтобы вернуть себе покупателей.
- Тем, кто торгует вторичкой в Крыму, можно сказать, повезло. Пока на материке все жаловались на слабые продажи, мы как в масле катались. Спрос на недорогие подержанные машины среди крымчан был серьёзный, поскольку при Украине далеко не каждый мог позволить себе даже авто с пробегом. Там другие цены. Сейчас отоварились многие. Не надо быть экспертом, просто посмотрите на дороги - там места свободного нет, - рассказывает Александр Теменюк, зарабатывающий на жизнь перепродажей автомобилей.
Его коллега Александр Хрусталёв в свою очередь констатирует, что вторичный авторынок также не в лучшей форме. Правда, падение продаж он связывает со сменой покупательских предпочтений. Если в 2014-2015 годах активнее всего раскупали далеко не самую свежую продукцию оте­чественного автопрома, то теперь клиент пошёл более притязательный. Наибольшим спросом пользуются относительно свежие (2008-2013 годов выпуска) иномарки. При этом, он подчеркнул, что говорить о бедственном положении на рынке продаж автомобилей с пробегом рано.
- Выгодное отличие вторичного рынка от первичного - обилие продавцов, а значит, и здоровая конкуренция, и, конечно, широта ассортимента, о которой салоны не могут и мечтать. Это те два стержня, которые помогают рынку контролировать себя, - считает торговец. - Кроме того, когда мы говорим о вторичном рынке автомобилей, то имеем в виду не какое-то экономическое понятие, а рынок в самом буквальном смысле. А на рынке, как вы понимаете, торг всегда уместен. Так что без работы мы точно не останемся.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.