Георгий Натансон: Жизнь продолжается, снимается кино

20 Август 2016 195

Эту фразу Георгий Григорьевич произносит уже не на один юбилей. И в 80, и в 90 съёмочная площадка была частью его жизни.

Досье

Советский, российский режиссёр театра и кино, сценарист и драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ Георгий Григорьевич Натансон родился 23 мая 1921 года в Казани. В 1944 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Большой успех имели фильмы «Шумный день», «Всё остаётся людям», «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь». Лауреат премии СССР за пьесу «Они были актёрами» - о героях крымского подполья в годы Великой Отечественной войны. Награждён орденами «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Золотой медалью им. С. Ф. Бондарчука.

И в нынешние 95 делится планами: «Задумал снять картину о защитнице Таллина Ленине Варшавской, 17-летней студентке Гнесинского музыкального училища, сбежавшей на фронт. В бою при штурме эстонской столицы она спасла пятнадцать офицеров, а сама погибла. Считаю своим долгом рассказать о героине. Тема Великой Отечественной не отпускает».
Не отпускает с тех самых пор, когда на премьере спектакля по его пьесе «Они были актёрами» в Крымском русском драматическом театре имени Горького в 1973 году Георгий Григорьевич признался:
- Героизм маленькой группы симферопольских актёров, среди которых была Александра Фёдоровна Перегонец - скромная, интеллигентная женщина, потряс меня. Актёры, о которых часто думают - легкомысленный, лёгкий народ, показал всю глубину человеческого духа не на сцене, а в жизни... Когда пьеса заинтересовала только что вступившего в должность директора театра - режиссёра Анатолия Григорьевича Новикова, никто из нас не ожидал грандиозного успеха. Работать было интересно, я со многими актёрами подружился, с Сашей Голобородько, нынче одним из ведущих московских актёров. Государственная премия была неожиданностью. Сама работа приносила счастье, а тут еще такой финал!
На одном из Ялтинских кинофестивалей мы разговаривали долго и обстоятельно.
- Ваша жизнь в театре началась с успеха и признания. Чего не скажешь о кинематографической судьбе. Чем не угодили в самом начале творческого пути?
- Вы правы. Мало кто знает, помнит, что был у меня фильм о коммунисте-карьеристе, сценарий которого написал Евгений Габрилович. Называлась картина «Повторная свадьба». С неё все неприятности и начались. В Кремле картину посмотрели и зарубили. Я был наказан - почти на пять лет отлучён от кино. Никто ничего не мог сделать, посылали покаяться, попросить прощения у тогдашнего председателя Гос­кино Ермаша. А я не пошёл. Это были годы брежневские...
- Но это потом компенсировалось большим успехом, есть что вспомнить...
- Да, только путь к успеху совсем не простым был.
В жизни часто происходят необъяснимые вещи. Когда задумали картину «Старшая сестра», ни один актёр - ни Татьяна Доронина, ни Инна Чурикова, ни Наталья Тенякова, ни Михаил Жаров утверждены не были. Всех раскритиковали наши корифеи. Но несмотря ни на что, досняли. Автор пьесы Александр Володин сказал: «Мне за эту картину не стыдно». Председатель Госкино Алексей Романов после премьеры воскликнул: «Ах, какую вы открыли актрису! Да это же уровень Любови Орловой и Марины Ладыниной!». И послал нас с ней в Италию на декаду советского кино. Сказать, что картина имела успех - ничего не сказать! Обложки запестрили Танечкиными фотографиями: «Новая звезда советского кино!».
- Газеты писали: «Картину посмотрели около 70 миллионов зрителей». Но не меньший успех был и у фильма следующего - «Ещё раз про любовь»…
- И его приняли зрители не просто тепло, а восторженно. Потому что речь шла о чистоте, искренности человеческих отношений, о подлинном чувстве. Когда в Госкино представили сценарий, на нас руками замахали: какая это пошлятина, говорили, как вы можете после «Старшей сестры» снимать такую картину антиморальную? Сняли всё же. А дальше история развивалась так. Советский Союз никогда не участвовал в Колумбийском фестивале, а тут вдруг пригласили. Отправили одну конкурсную картину, а среди 12 внеконкурсных, для ознакомления, нашу. Сопровождали их два работника отдела внешних сношений. Нас с Дорониной, конечно, на фестиваль не пустили. Приёмная комиссия, посмотрев конкурсный фильм, его отвергла, попросила заменить чем-то другим и попросила показать все картины. И выбрали «Ещё раз про любовь». Картина завоевала Гран-при. Я, правда, приз только один раз видел в кабинете начальства. Это была почти двухметровая серебряная ваза с маленькой золотой дощечкой, на которой написано: «Режиссёру Георгию Натансону за мастерство режиссуры и высокие моральные качества фильма». Где теперь этот приз - никому не известно…
- Вас называют «первооткрывателем звёзд», а на кинофестивале «Литература и кино» наградили дипломом и премией «За прекрасные режиссёрские открытия актёров и создание глубоких, незабываемых образов в экранизациях отечественной литературы». Кто кроме Дорониной обязан вам известностью с младых ногтей?
- В картине «Валентин и Валентина» Таня играла маму, а дочку - молоденькая актриса Мариночка Зудина, у которой тогда только начинался роман с Олегом Табаковым, и он несколько раз приезжал на съёмки, мы с ним вспоминали, как он снимался в моей картине «Шумный день» совсем мальчишкой. Одна из первых серьёзных ролей Инны Чуриковой - в «Старшей сестре». Саша Домогаров дебютировал в моём фильме «Наследство».
Мне приписывают и Аллу Ларионову как открытие, но это не так. Десятиклассницу Аллочку нашёл для картины «Жизнь в цвету» мой коллега - другой ассистент Александра Довженко. Режиссёр как увидел её, просветлел лицом. А я сразу влюбился. Мы какое-то время встречались, но замуж она вышла за Колю Рыбникова. Аллочка стала яркой актрисой. Наташу Тенякову я увидел в Театре Ленинского комсомола. От предложения сыграть младшую, Лиду, в «Старшей сестре» она отказалась, сославшись на то, что все её пять кинопроб на «Ленфильме» забраковали. Потом прислушалась к моим доводам и не пожалела. Виталий прежде вообще нигде не снимался, но с ролью жениха справился блестяще. Сашу Лазарева в фильм «Ещё раз про любовь» я взял совсем молодым, никому не известным.
- Как сами думаете, что главное во всех ваших фильмах?
- Всегда стремился ставить пьесы, снимать фильмы добрые. Наша творческая молодёжь впала в подражательство американскому кино с безудержным насилием. Мне думается, зрители во всех странах соскучились по героям, которые волнуют душу, окрыляют. К счастью, остались фильмы, на которых воспитывалось не одно поколение. И сегодня молодёжь по ним открывает для себя мир энтузиастов и романтиков, честных, принципиальных, любящих, жертвующих собой во имя высоких идеалов. Надеюсь, и мои картины оставляют добрый след в душах зрителей разных поколений.
Помнится, Георгий Натансон не смог быть на Ялтинском фестивале до конца - спешил на съёмки нового фильма и ему заранее вручили высшую награду фестиваля - статуэтку богини Деметры. Высоко подняв её над головой, он произнёс: «Жизнь продолжается. Снимается кино».
Перед тем как он улетел снимать, успела расспросить о задуманном.
- Герой новой ленты - Михаил Булгаков,- рассказал Георгий Григорьевич. - Это рассказ о малоизвестных страницах биографии легендарного писателя, связанных с его пребыванием в Крыму в 1925-30 годах и написанием романа «Бег».
О них я узнал во время работы над первым фильмом о жизни и творчестве Булгакова «Весь я не умру».
Художественно-публицистическая картина «Я вернусь, или Путешествие М. А. Булгакова в Крым» вышла в 2001-м году, к 110-летию со дня рождения Михаила Булгакова. Продолжением стала «Булгаков на Кавказе». За эти фильмы режиссёр получил Национальную премию «Золотой Орёл» и приз «За фундаментальный вклад в отечественную экранизацию» на кинофестивале в Гатчине.
Поздравляя мэтра отечественного кино с 95-летием, глава правительства России Дмитрий Медведев отметил, что его фильмы делают мир светлее и лучше.
Это поистине так. И дай Бог здоровья и бодрости именитому режиссёру, осуществления всех творческих задумок.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.