ГКЧП. Закат эпохи

25 лет назад начался последний отсчёт для СССР

18 Август 2016 171
Август 91-го. Митинги в Москве за ещё непонятную «свободу».
Август 91-го. Митинги в Москве за ещё непонятную «свободу».

Под незабвенную музыку Петра Чайковского из «Лебединого озера», звучавшего с телеэкранов, под споры о демократии и роли партии 25 лет назад начался закат эпохи огромной страны - Союза Советских Социалистических Республик. Начался, к сожалению, не только событиями в Москве, но и у нас на полуострове.

Официально страны, занимавшей 1/6 часть суши, не стало в декабре 1991 года, когда никем не уполномоченная «тройка» - Ельцин, Кравчук и Шушкевич - вопреки воле большинства жителей, высказанной на мартовском референдуме, подписала соглашение о рос-
пуске Советского Союза. Но закрутилось всё в августе, ровно 25 лет назад, 19-го. На госдаче «Заря» в Форосе традиционно отдыхал первый и последний президент СССР Горбачёв, решивший отсюда отправить в Москву   документ «О проекте Договора о Союзе Суверенных Государств». Он предполагал «большие полномочия, суверенность республик, одноканальную систему налогооблажения, когда все деньги остаются в республиках, а они, по своему усмотрению, отчисляют на содержание Союза». В общем, документально разрешал «дерибан» Союза на куски, который, собственно, уже начался с провозглашения разными «сёстрами-республиками» деклараций о государственном суверенитете. Оставшиеся в Москве соратники, образовавшие вскоре ГКЧП - государственный комитет по чрезвычайному положению, вроде бы попытались напомнить президенту о народной воле, высказанной на референдуме. Даже на встречу в Крым прилетали, но президент от советов коллег отказался. В итоге, как вспоминал «гэкачепист», Герой Советского Союза, командующий Сухопутными войсками СССР генерал Валентин Варенников, оставшееся руководство страны вынуждено было «предпринять отчаянную попытку сохранить Советский Союз». Помня о том, что «в июне 1991 года на закрытом заседании Верховного Совета СССР председатель КГБ Владимир Крючков зачитал доклад Юрия Андропова 14-летней давности, где говорилось, что в стране действуют агенты влияния и что они представляют большую опасность, так как разрушают общественный и государственный строй. От себя Крючков добавил, что эти агенты влияния сегодня уже привели нашу страну на грань полного развала».
По официальной версии, члены ГКЧП выбрали момент, когда президент СССР был на отдыхе, и объявили о временном отстранении его от власти по состоянию здоровья. Выступили с экранов телевизоров в перерыве трансляций балета - символа неприятностей страны, заседали, что-то принимали. А в
Москве уже подключилось набиравшее силу движение за суверенную  демократическую Россию, по приказу Ельцина на улицы вывели танки, появились первые жертвы за непонятную тогда «свободу». Отчаянные, плохо организованные попытки ГКЧП сохранить советский строй провалились.
Вернувшийся из «ссылки» Горбачёв быстро отказался от президентских полномочий. Зачем брать ответственность за страну, где одна за другой республики заигрались в парад суверенитетов. До декабря ещё как-то Союз продержался, люди только и успевали готовиться к худшему и следить, кто ещё захотел независимости. Не обходилось и без крови, бывшие «братья» и «сёстры» срочно решили делить собственность, «прихватизировать» всё вокруг, нарезать себе землицу. А потом - границы, конфликты, потери, август все стали именовать «чёрным», вклады обес-
ценились, появились нищие и беспризорники. Крыму тогда не повезло особо: потерял сразу две Родины - большую, советскую, и малую, российскую. Ельцин в России и Кравчук на Украине не захотели «ссориться» из-за полуострова, начали делить Черноморский флот, а крымчан в 1991-м, как и в 1954-м, снова просто отдали, даже не приняв во внимание итоги нашего референдума, даже не спросив, с кем хотим быть.
К счастью, через 23 года после ГКЧП Россия стала уже другой, так же свободной, но поверившей в свои силы, мощной, возрождающейся.
И о Крыме вспомнила, услышала стремления людей вернуться домой, поверила, наконец, в итоги нашего нового референдума. Приняла, защитила от нарастающего на Украине неофашизма. Мы снова вместе в большой стране братских народов. И верим, что эту страну уже никто не разрушит, ни извне, ни изнутри, нас от неё уже никогда не отделят, а «Лебединое озеро» впредь будет просто красивым балетом с обворожительной музыкой.

Наталья ПУПКОВА.