Соответствовать российским стандартам

10 Август 2016 157
Крымские депутаты добились отсрочки в лицензировании школ республики на два года.
Крымские депутаты добились отсрочки в лицензировании школ республики на два года.

Последний месяц лета в самом разгаре, но неуклонно близится День знаний: учителя выходят из отпусков, а школьники уже заранее вздыхают об окончании каникул и грядущем новом учебном годе. Который, кстати, мог и не состояться, ведь все процедуры лицензирования должны были завершиться к 1 сентября 2016 года, но большинство крымских школ и детских садов до сих пор не получили разрешительные документы российского образца. И вовсе не потому, что школы у нас плохие. Просто процесс этот очень длительный и трудоёмкий.

В республике на момент присоединения к России было около 600 школ, около 500 детских садов и более 100 вузов. Обновить материально-техническую базу и подтвердить аккредитацию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами более 1000 образовательным учреждениям за два «переходных» года было просто физически невозможно. Именно поэтому депутаты Госсовета республики почти полгода активно отстаивали свою инициативу о переносе сроков лицензирования и о временном продлении действия разрешительных документов украинского образца. Старания завершились успехом: ещё в конце июня Госдума приняла Федеральный закон №307, который продлил период лицензирования до 1 сентября 2018 года.
- Сегодня у нас есть два года, на протяжении которых мы можем спокойно провести работу по доведению наших детских садов, школ и вузов до российских стандартов. На это будут выделены деньги, будет разработана дорожная карта. На сегодня из 600 школ около 100 уже получили необходимые лицензии, но мы видим, какой большой объём работ впереди, - отметил крымский депутат Константин Бахарев. - У нас есть поддержка правительства России и Министерства образования в этом вопросе и уверенность в том, что необходимые деньги будут выделены. Наша задача - эффективно их освоить, чтобы к 1 сентября 2018 года все наши образовательные учреждения получили необходимые документы российского образца.
Министерство образования Крыма настроено оптимистично.
- За 2 года предстоит провести большую работу. Работа эта уже начата, проведён очень подробный анализ состояния каждой школы и каждого детского сада, проводится расчёт средств, которые необходимо предусмотреть в бюджете 2017 года, - сообщила пресс-служба крымского министерства, отметив, что в 2016 году на предусмотренные республиканским бюджетом средства продолжатся замены школьных пищеблоков и приобретение медицинского оборудования для медпунктов школ и детских садов.
Несмотря на то, что главная проблема перестала быть критической, в крымском образовании ещё много лакун, над которыми тоже нужно работать, считают учителя. Это в первую очередь острый дефицит педагогических кадров, качество подготовки учителей и вынужденное обучение детей во вторую смену.
- Сегодня не хватает творческих учителей, которые бы отдавали себя работе полностью, - отмечает Людмила Апостолова, директор СОШ №24 с углублённым изучением иностранных языков. - Новые учителя приходят, но не всегда задерживаются. Иногда приходят непрофессиональные педагоги, которых приходится переучивать: в вузах дают академическое образование, и когда молодые учителя приходят в школы, оказывается, что с методикой преподавания они не знакомы. Есть также и специфические специальности - учитель труда, рисования, музыки, - по которым очень сложно найти соответствующего учителя, владеющего программами и умеющего преподавать на высоком уровне.
Несмотря на то, что в крымских вузах вопросу качества подготовки педагогов уже начали уделять серьёзное внимание, моментально переломить ситуацию сложно. Поэтому школы продолжают держаться на энтузиазме и профессиональных навыках учителей «старой школы». Правда, и у них возникают трудности. Самая большая из них - современная техника.
- Учителя в возрасте не умеют пользоваться современными техническими средствами, а это необходимо: сейчас даже все учебники от Министерства образования приходят в комплекте с дисками, которые учитель должен и сам посмотреть, и ученикам показать, - отмечает Людмила Апостолова. - Уже прошло время, когда ты пользовался мелом, тетрадкой и учебником. Учитель должен настолько разнообразить свой урок, чтобы ученик получил максимальный объём информации. Так что учитель должен не только учить, но и постоянно учиться сам.
Что до затянувшегося лицензирования, то получить лицензию, как оказалось, намного легче, чем аккредитацию. Одно дело - подготовить материально-техническую базу для ведения учебного процесса и совсем другое - вывести сам процесс на качественно другой уровень. Но и над этой задачей крымские учителя готовы трудиться, когда видят внимание к своему труду со стороны властей.
- Положительного много: это и улучшения в школе, оснащение кабинетов и двора, и повышение престижа профессии, различные стимулирующие выплаты, которые способствуют повышению качества работы учителей. Все недостатки постепенно ликвидируются. У нас, например, поменяли полностью пищеблок, оградили двор, сделали спортивные площадки, - радуется Людмила Апостолова. - И всё это было сделано за последние два года.
В Крыму ещё есть много проблем, над которыми предстоит работать, в том числе и в сфере образования: учителям - учиться новым технологиям и осваивать новые программы, чиновникам - повышать зарплаты и строить новые сады и школы (эксперты в области статистики заявляют, что для ликвидации очереди только в Симферополе нужно построить ещё 20 детских садов. - Ред.) как в городах, так и в сёлах. Но, глядя на ухоженную территорию и дружно готовящихся к новому учебному году педагогов симферопольской школы, понимаешь, что нужно просто немного подождать, не переставая при этом заниматься любимым делом.

Наталия НАЗАРУК.