500 рублей за человеческую жизнь

6 Август 2016 250
Водители обязаны всегда пропускать спецтранспорт.
Водители обязаны всегда пропускать спецтранспорт.

Молодая женщина едва может дышать. Она смешала в ванной разные моющие средства и получила острый токсический отёк лёгких. Её жизнь держится на волоске. В машине «скорой помощи» пытаются сделать всё возможное, чтобы довести пострадавшую до больницы. Неожиданно спецтранспорт останавливается. Час пик в Симферополе. Проехать невозможно из-за… джипа. Он не двигается с места. Сирена «скорой» не умолкает ни на минуту. Джип, перекрывший полосу, замер на месте. Через минуту он двигается. «Скорая» едва успевает доехать до больницы…

Цари дорог
Уступать дорогу спецтранспорту не умеют не только в Симферополе, но и в других городах РФ. Редко, когда водители расступаются перед машиной «скорой помощи», как воды Красного моря перед Моисеем. Почему-то большинство водителей считают, что человеческая жизнь не стоит нескольких поворотов руля.
- Автомобили почти никогда не пропускают. Включаю мигалку - реакции никакой. Если сказать такому водителю, что, может, мы к тебе едем, так в ответ ещё и ругательства можно получить, - рассказывает Олег Столоногов, водитель автомобиля «скорой помощи».
Мешают движению и пешеходы. Сирена для них не помеха. Если начали идти по пешеходному переходу, то, как говорилось в одной известной рекламе, пусть весь мир подождёт. В итоге, автомобили «скорой помощи» замирают на месте и ждут, пока симферопольцы неспешно перейдут дорогу.
Медицинскую помощь часто нужно оказать срочно. В машине «скорой» могут помочь далеко не всем, ведь это не полноценная операционная или кабинет травматологии. Иногда счёт идёт не просто на минуты, а на секунды. 
- У нас уважения нет друг к другу на дороге. Едет «скорая», уступи дорогу, может быть, она твоего близкого человека спасать будет. Да даже если к постороннему едет, мало ли, что может быть. Жизнь в опасности, - говорит о наболевшем Олег Столоногов.
Сами себе мешаем
С машинами МЧС ситуация обстоит чуть лучше. Большие автомобили пугают пешеходов, те охотно останавливаются и не бегут перед спецтранспортом. На дорогах водители тоже ведут себя вежливее, когда видят пожарную машину. Сложности у работников МЧС начинаются не на улицах, а во дворах. По ночам подъехать к подъездам практически нереально. Если на верхних этажах пожар, нужно поставить автомобиль так, чтобы раздвинуть лестницу. С учётом того, что территории возле домов заблокированы легковыми машинами жильцов, сделать это невозможно.
- У нас есть решение как раз для центральных дорог, дворов. В Симферополе работают два мотоцикла на базе BMW с базовым необходимым оборудованием. Такой транспорт манёвреннее, работает эффективнее. Специальный отряд может тушить бытовой мусор, решать другие задачи. Так служба МЧС адаптируется к проблеме загруженности дорог по всей России, - комментирует ситуацию Елизавета Мирошниченко, заместитель начальника отдела информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России в Республике Крым.
Как надо
ПДД просто и понятно для каждого объясняют, что нужно делать, если вы слышите звук сирены. Проблесковые маячки синего или синего и красного цвета, то есть «мигалки» - ещё один признак того, что едет специальный транспорт. Какие должны быть действия водителей? Простые. Уступить дорогу для беспрепятственного проезда таких автомобилей. Обгонять спецтранспорт запрещено. Если вы приближаетесь к «скорой помощи» или автомобилю МВД, у которых включены проблесковые маячки, снизьте скорость. Тогда при необходимости сможете быстро остановиться и пропустить машины.
Есть правила и для пешеходов. Видите специальный транспорт с включёнными проблесковыми маячками синего и красного цветов или слышите сирену - должны тут же покинуть проезжую часть. Только собирались перейти дорогу - остановитесь немедленно. Не рискуйте жизнью.
Но если пешеходам ничего не мешает соблюдать ПДД, то у водителей есть сложности. Часто просто некуда сдвинуться в сторону. В Симферополе практически все дороги заставлены машинами. Вместо двух полос остаётся одна, по которой и едут машины, пытаясь как-то разминуться со встречными движением.
- У меня был случай, когда я не мог никуда съехать в сторону. Дорога была слишком узкой, со всех сторон стояли машины. Пришлось двигаться впереди пожарной машины, как будто я её сопровождал. Когда сумел уйти вправо, сразу так и сделал. Практически сразу остановилась машина ДПС, представители ГИБДД поинтересовались, почему я так сделал. Объяснил, что уйти было некуда, поэтому импровизировал. И после этого мне сказали «спасибо». Так что ситуация нормально разрешилась. Но о проблеме знаю не понаслышке. Почти каждый день вижу, как блокируют движение спецтранспорта. У нас в стране машину купил - и сразу стал боярином среди черни, негоже телеса свои сдвигать с места перед холопами, - рассказывает Николай Песков, водитель с 15-летним стажем.
Пожурили и хватит?
Наказание для тех, кто блокирует движение специального транспорта, можно назвать смешным. Штраф составляет всего 500 рублей. Многие крымчане столько тратят на сигареты в неделю или на обеды за пару дней.
В ряде случаев автомобилистов лишают водительских прав на срок от одного до трёх месяцев, но это скорее редкость, чем правило. Нарушителей обычно никто не останавливает. У водителей специального транспорта, спешащих на пожар или по вызову на ДТП, нет времени на это. Остаётся рассчитывать только на сознательность и совесть тех, кто сидит за рулём. Ведь законы и правила созданы не для того, чтобы их нарушать, а для того, чтобы организовывать движение.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.