Перелёт с приключениями

4 Август 2016 221
Так согласно принятому проекту может выглядеть аэропорт «Симферополь» в 2018 году.
Так согласно принятому проекту может выглядеть аэропорт «Симферополь» в 2018 году.

Не аэропорт для человека, а человек для аэропорта. Такое мнение складывается у гостей полуострова о главных и пока единственных воздушных воротах Крыма. Многочасовые задержки рейсов, ожидание регистрации и посадки на полу, пол-литра минеральной воды за 150 рублей - это суровая реальность аэропорта «Симферополь». И хотя статус у него «международный», многие туристы говорят, что он стандартам пока не соответствует.

Трудностей хватает
В июле этого года аэропорт «Симферополь» был одним из самых упоминаемых аэровокзалов в СМИ России. Задержки авиарейсов звучали как сводки с полей боевых действий. Каждый день появлялись сообщения о том, что очередной рейс задерживается. В ТОП-5 по созданию проблем для пассажиров входили такие авиакомпании, как Red Wings, «Ямал», «Аэрофлот», «Виам-Авиа», «Уральские авиалинии». Ждать посадки, а потом и взлёта многим пассажирам приходилось по 5-10 часов. К примеру, рейс в Нижний Новгород авиакомпании «Аэрофлот» вылетел с опозданием на 12 часов.
Такие задержки становятся регулярными. И это при загрузке аэропорта до 5-6 миллионов человек ежегодно. Согласно плану развития Республики Крым, ожидается, что к 2026 году количество пассажиров вырастет до 10 миллионов, то есть почти в два раза. Время на изменения пока есть, да и деньги тоже. По федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя аэропорту с 2014 года планировалось выделить 12 миллиардов рублей. Деньги необходимы для полной реконструкции взлётной полосы, рулёжных дорожек, стоянки воздушных судов. Актуальность этой проблемы подтвердила недавняя ситуация с самолётом компании «Ямал». Воздушное судно полностью заблокировало взлётную полосу аэропорта «Симферополь». Это привело к многочасовым задержкам десятков рейсов.
Существуют правила, согласно которым пассажирам в аэропорту должны быть предоставлены особые условия из-за отмены рейса или его переноса. За их выполнение отвечают представители авиакомании, виновной в форс-мажоре. Например, при задержке более чем на два часа должны быть предоставлены бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребёнка. Через шесть часов должно быть организовано бесплатное питание. Форс-мажор произошёл ночью? При задержке более чем на 6 часов предоставляется гостиница вместе с трансфером всех пассажиров туда и обратно.
Выполняются ли такие требования в Симферополе? Пока нет. Скорее, наоборот. Компаниями-авиаперевозчиками создаются все условия для того, чтобы перелёт скорее походил на изощрённую пытку.
Пассажиры недовольны
В июле этого года аэропорт побил рекорды востребованности по России. Примерно треть всех авиабилетов, купленных жителями нашей страны, была приобретена для поездок в Крым. Казалось бы, надо радоваться. Полуостров становится всё более популярным. Кроме того, аэропорт «Симферополь» ещё и исправно платит налоги. Растёт прибыль - пополняется казна. Только вот положительный имидж у аэропорта не растёт, а скорее катится в пропасть.
Александра Шестакова, туристка, впервые посетившая Крым, делится своими впечатлениями:
- Я прилетела в Симферополь с двумя детьми 3 и 6 лет. Мы на неделю в санаторий отправляемся в Ялте, так что, сами понимаете, с малышами такого возраста вещей пришлось взять немало. Самое яркое впечатление было после того, как добрались в зал ожидания багажа. Приезжают 30 кг багажа плюс коляска 18 кг. Дети уставшие, капризничают, младшая просится на руки. Оборачиваюсь по сторонам - тележек нет. Как хочешь, так и иди до автобусов или такси. Я в других аэропортах бывала в России, да и в мире, но с таким столкнулась впервые. Как может хватать денег на строительство новых терминалов, но не хватает на тележки?..
И это не единственная проблема обновлённого аэропорта «Симферополь». Информационное табло периодически обновляется в хаотичном порядке: то несколько минут «висит» англоязычная версия, то буквально на пару секунд появляется русская. Объявления по громкой связи часто невозможно разобрать. Поймёт их только человек с идеальным слухом и хорошей фантазией.
Зона ожидания также оставляет желать лучшего. В небольшом, по меркам современных аэропортов России и мира, здании людям приходится играть в «третий лишний». Как в детстве - бегать вокруг одного стула и по команде пытаться сесть на него быстрее соперника. Примерно по такому же принципу многие крымчане и гости полуострова пытаются найти место для ожидания рейса. Некоторые достают коврики-карематы, пледы, подушки для плавания и размещаются прямо на полу. С учётом того, что задержки авиарейсов по 1-3 часа происходят почти каждый день, радости и счастья от отдыха такое ожидание явно не прибавляет.
Золотая парковка
Особенную любовь к аэропорту «Симферополь» испытывают те, у кого есть своя машина. Парковка возле аэровокзала стоит 200 рублей за 1 час. Если представить, что родственник ждёт отправления семьи в Анапу или Санкт-Петербург, а рейс задерживается на 5-6 часов, то придётся заплатить не менее 1000 рублей. К слову, месячный абонемент для легковушек стоит 22 000 рублей. За эту сумму в течение месяца в низкий сезон можно 3-4 раза слетать в Москву и обратно.
Сергей, ожидающий прилёта жены и дочери в машине на обочине перед аэропортом, комментирует цены так:
- Прочитал как-то в новостях, что в аэропорте «Симферополь» работает комплект биоакустических орнитологических отпугивателей. Но он не единственный. Ещё один отпугиватель, даже более эффективный, сделали для владельцев машин - ценник в 200 рублей за час на парковке.
Сергей делится опытом: оставил машину на обочине неспроста. Предприимчивые жители нашей страны придумали новый сервис: «позвони и заберу». Они ожидают прилёта родственников или друзей вдоль дороги к аэропорту. Как только багаж получен, ожидающим звонят по мобильному телефону. Теперь у водителя машины и его будущего пассажира есть 15 минут, чтобы бесплатно покинуть аэропорт. Именно столько длится бесплатная стоянка.
Надежда есть
Изменить ситуацию наверняка помогло бы упразднение вип-зоны и особых условий для чиновников. Так считают измученные ожиданием пассажиры очередного рейса авиакомпании Red Wings.
- Если бы руководство Крыма, да и самого аэропорта регулярно летало авиарейсами Red Wings или «Вим-Авиа» с многочасовым ожиданием на полу, возможно, ситуация изменилась бы. Пока у аэровокзала нет конкурентов. Это самый быстрый и относительно доступный способ посещения Крыма, - сетует Кристина Иванькова, приехавшая в Крым в командировку из Москвы.
Негативные отзывы об аэропорте, скорее всего, уменьшатся в 2018 году, когда будет достроен Керченский мост. Тогда внушительная часть туристов начнёт добираться до полуострова на легковых автомобилях, автобусах и поездах. Кроме того, продолжится финансирование из государственного и региональных бюджетов. Когда будут закончены все ремонтные работы, можно надеяться, что аэропорт действительно начнёт соответствовать своему статусу главных воздушных ворот Крыма.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.