Траулер-завод

3 Август 2016 242
Мария Поливанова, Наталья Ковшова, траулер, носящий её имя, и его капитан Анатолий Русак.
Мария Поливанова, Наталья Ковшова, траулер, носящий её имя, и его капитан Анатолий Русак.

За свою 98-летнюю историю «Крымская правда» писала о многом и многих - в статьях газеты отражалась история страны, полуострова, его жителей. Мы предлагаем вместе перелистать эти страницы прошлого, узнать, что изменилось. Если газета писала о вас, ваших близких, вашей работе, населённом пункте, расскажите об этом. Напишите, как изменилась жизнь сразу после публикации или через годы. Пишите по почтовому (295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44) или электронному (istoriya@c-pravda.ru) адресу. Фотографии желательны.

Пятьдесят лет назад, 14 июня 1966 года, «Крымская правда» опубликовала репортаж о приходе в Севастополь плавучего консервного завода «Наталия Ковшова». Он был передан созданному в 1962-м в городе-герое главному управлению «Азчеррыба» и его Севастопольскому рыбопромышленному объединению «Атлантика». «Мы сидим в одной из кают нового судна. Через несколько часов оно впервые войдёт в родной порт, в Камышовую бухту. Добро пожаловать, «Наталия Ковшова»! Траулер, построенный по разработкам советских специалистов, носит имя участницы обороны Москвы, Героя Советского Союза снайпера Наташи Ковшовой».

Наталья родилась 26 ноября 1920 года в Уфе, позже семья перебралась в Москву, где девушка, окончив школу, поступила на работу в трест организации авиационной промышленности. С началом Великой Отечественной Наташа и её подруга и коллега Мария Поливанова ушли на фронт, стали снайперами, так как окончили школу Осоавиахима. В день принятия присяги, 23 октября 1941 года, написали в газету «Красный воин»: «Мы, советские девушки-снайперы, вместе с бойцами батальона принимаем присягу. Каждый воин клялся в верности Родине и готовности защищать её, не щадя своей жизни. Наш девиз: лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Участвовали в обороне Москвы, потом сражались на Северо-Западном фронте. На счету Натальи 167 врагов, уничтоженных метким выстрелом. «Милая моя мамусенька! - писала девушка
13 августа 1942-го. - Мы совершили большой переход, примерно 115 км, и теперь наступаем в другом месте и с другой армией. Место здесь очень болотистое, грязь везде по колено. Ну, ничего, мы и здесь повоюем. Побьём проклятых гадов, чтобы им тошно стало». А на следующий день девушки выполняли боевое задание с группой снайперов возле деревни Сутоки Новгородской области. Фашисты открыли по позициям снайперов миномётный огонь. Подруги были ранены, но не покидали места боя и своим мужеством воодушевляли бойцов, которых становилось всё меньше. Когда в живых остались только Наташа и Мария, гитлеровцы подошли ближе. Патроны у девушек кончились, они взорвали себя гранатами. В феврале 1943-го им посмертно присвоены звания Героя Советского Союза. Много позже по ходатайству трудящихся Москвы имена Натальи Ковшовой, Марии Поливановой и ещё одного героически погибшего снайпера Анатолия Халина присвоили новому типу судов.
«Наталия Ковшова» - головное из них, - писала наша газета. - Оно первым спущено со стапелей судостроительного завода в Нанте (Франция). Трудящиеся города на Луаре с горячим чувством относились к советским заказам. При строительстве учитывались все пожелания наших рыбаков и консервщиков. Над выполнением заказа шефствовало отделение Общества франко-советской дружбы, а когда судно было спущено на воду, прошло швартовые и ходовые испытания и на нём был торжественно поднят Государственный  флаг СССР, наши моряки узнали, что шефство над судном берёт весь город Нант. Как символ братства советских рыбаков и трудящихся французского  города капитану Анатолию Русаку передана памятная настольная медаль и вымпел города, всем членам экипажа - малые памятные медали с изображением герба: парусника на щите. «Наталия Ковшова» - первый на нашем флоте рыболовно-консервный траулер. Орудия лова - донный и пелагический тралы, а вырабатываемая продукция: разделанная и неразделанная мороженая рыба, консервы в масле и в собственном соку, рыбная мука, технический жир, полуфабрикаты медицинского жира. Автономность плавания - 120 суток, а экипаж, в том числе сотрудники рыбзавода, - 236 человек. За две смены по шесть часов завод способен выпускать по 100 тысяч банок рыбных консервов, замораживать до 20 тонн рыбы за 22 часа, а также перерабатывать на рыбную муку и жир до 20 тонн непищевого прилова и отходов консервного производства. На суше редко встретится консервное предприятие такой мощности», - говорит капитан Анатолий Русак».
Анатолий Ипполитович родился 18 декабря 1929 года в Узбекистане, после окончания Мурманской мореходки, некоторое время работал в Мурманске, а в 1959-м переехал в Крым. Был капитаном-директором большого морозильного рыболовного траулера «Успенский», потом рыболовного траулера «Евпатория», участвовал в освоении новых районов промыслового океанического лова рыбы, за что 7 июля 1966-го ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Именно Анатолий Русак принимал новый траулер во Франции и три года водил его на океанический промысел. В 1969-м был назначен начальником промысловой экспедиции, а позднее - начальником отдела эксплуатации «Азчеррыбы», работал представителем Министерства рыбного хозяйства в Мозамбике. С 1982 года - директором Ялтинского рыбокомбината. Умер 5 ноября 1992-го в Севастополе.
«Капитану не терпится в рейс. Анатолий Ипполитович Русак хочет на деле переубедить некоторых зарубежных скептиков, по прогнозам которых плавучий завод окажется нерентабельным. Через несколько дней выйдет в свой первый рейс в Атлантику рыболовно-консервный траулер «Наталия Ковшова». Это будет нелёгкий рейс: ведь предстоит ввод в действие нового мощного предприятия. Крымчане желают «Наталии Ковшовой», её капитану и экипажу счастливого рейса и первых удач».
Уже осенью «Крымская правда» рассказывала, что консервы «Сардина в масле», «Скумбрия в масле», «Скумбрия натуральная», «Уха рыбацкая», «Уха азовская», выработанные из свежего сырья в местах промысла, заслужили самые высокие оценки. А в 1968-м «Сардины в ароматизированном масле», выработанные «Наталией Ковшовой», получили премию ВДНХ как один из лучших образцов товаров народного потребления. Но, увы, до наших дней траулер-завод не дожил: в 2005-м его, переименованный в «Mrinal VI», разрезали на металл. Ещё раньше, в 1995-м, разделан траулер «Анатолий Халин», а в 2013-м на металл пустили траулер «Мария Поливанова», переименованный четырьмя годами ранее в «Леонид Бородич», в честь погибшего в авиакатастрофе генерал-полковника украинской милиции.

Наталья ПУПКОВА.