Выбирай, плати, следи

Что нужно знать собственникам жилья в МКД

1 Август 2016 151
Вопросы, которые раньше решал ЖЭК, теперь решают сами жильцы.
Вопросы, которые раньше решал ЖЭК, теперь решают сами жильцы.

Уже больше двух лет крымчане пытаются привыкнуть к тому, что нужно, во-первых, исключить страшное слово «ЖЭК» из своего лексикона, а во-вторых, учиться активно и самостоятельно принимать решения по всем вопросам, связанным с домом, в котором они живут: когда чинить крышу, какой установить тариф, сколько раз в неделю убирать подъезд. От плохой привычки «за нас уже всё решили», въевшейся в головы за 25 лет полного игнорирования проблем ЖКХ, пора избавляться, считает начальник Инспекции по жилнадзору в Крыму Ирина КОНДРАТЮК. У жильцов много прав, уверяет она. Пора учиться пользоваться ими.

МКД с молотка
В Республике Крым около 15000 многоквартирных домов. Несмотря на то, что со способом управления нужно было определиться уже давно, около 500 домов до сих пор остаются бесхозными. На практике это означает, что за их имуществом и территорией никто не следит, не убирает и не ремонтирует, а жильцы, если и платят, то ещё большой вопрос, за что и кому.
- Сегодня эти дома уже определены, по ним объявлены открытые конкурсы. В частности, в Керчи таких домов около 350, по ним конкурс уже проведён и управляющая компания уже заключает договоры, - привела пример Ирина Кондратюк. - Договор в таких случаях заключается с администрацией муниципалитета. Тарифы также утверждает администрация.
Заключить договоры есть с кем: по данным Инспекции по жилнадзору, сегодня на территории республики лицензии получили 166 управляющих организаций. Две трети из них - МУПы, оставшаяся треть - частники. При этом около 10% компаний зашли с материка и создают отличную конкуренцию крымчанам.
Между тем ещё около 1000 договоров, уже якобы заключённых с жильцами, в данный момент проверяются на предмет законности.
- Мы сейчас проводим мониторинг с целью выявить договоры, которые недозаключены или заключены некачественно, то есть которые ещё не поступили в инспекцию и не занесены в реестр лицензий. Эти дома пока что находятся в управлении незаконно: пока договор не попадёт в реестр лицензий, осуществлять деятельность УК не имеет права. Сегодня мы уже выявили около 1000 таких договоров, они сейчас проверяются, - сообщила Ирина Кондратюк.
Жалоба жалобе рознь
В отличие от 500 тянущих лямку домов, остальные уже более-менее определились со способом управления: около 8500 МКД предпочли управляющие организации, около 1000 домов выбрали ТСЖ и около 4200 домов (в них количество квартир меньше 30) остановились на непосредственном управлении через заключение прямых договоров на обслуживание. У определившихся собственников тем не менее то и дело возникают вопросы, а большинстве своём - пространные жалобы.
- За прошедшие полгода в Инспекцию поступило около 3000 обращений, - сообщила главный инспектор жилнадзора. - Сегодня по ним проводится очень много проверок. Но очень часто у нас недостаточно оснований для того, чтобы их проводить. Для того чтобы выйти на проверку, нам нужно увидеть в обращении информацию, которая свидетельствовала бы о нарушении того или иного нормативного акта или о нарушении, которое несёт за собой угрозу комфорту и безопасности проживания.
Яркие примеры: залит подвал, нет освещения, не убирается лестничная клетка. Текстовое обращение можно и нужно подкрепить фотографиями.
- Даже одного подобного основания достаточно, чтобы выйти на проверку, зафиксировать, выдать предписание управляющей компании. Иногда мы сразу штрафуем, потому что есть вопиющие нарушения, которые могут повлечь за собой небезопасное и некомфортное проживание. Если компания не устраняет такие недостатки, то это сразу же штраф. Два подобных штрафа - и дом автоматом исключается из реестра компании. Собственники получают право в одностороннем порядке расторгнуть договор, выбрать другую форму управления либо выставить дом на конкурс. Это исключительно проще и быстрее, чем суд, - пояснила Ирина Кондратюк.
В случае, если управляющая компания теряет больше 15% площадей, которые она обслуживает по договору, компанию лишают лицензии на управление МКД, также отметила инспектор. Вместе с тем некоторые обращения, часто направляемые в Жилинспекцию, находятся вне её компетенции.
- Возникает много возмущений по вопросам управления финансами при форме управления ТСЖ. Куда пошли деньги, почему так. Инспекция не проверяет финансово-хозяйственную деятельность, - разъяснила Ирина Кондратюк. - Для этого в каждом доме в составе совета должна быть счётная или ревизионная комиссия, которая эти вопросы и обсуждает. Если это УК, то это раскрытие информации: у неё есть чётко структурированные показатели, по которым они должны отчитываться в течение года перед жильцами.
В сферу Жилинспекции также не входит рассмотрение вопросов о взаимоотношениях граждан между собой, если это не вопросы захвата общедомового имущества.
- Перегораживание коридоров или установка решёток на площадках перед дверями - подобные вопросы рассматриваются в общедомовом срезе и разрешаются следующим образом: собственники платят за общедомовое имущество пропорционально квадратным метрам своей собственности. В том случае, когда собрание решило разрешить кому-то отгородить часть общедомового имущества, производится перерасчёт и этот собственник просто платит больше, - пояснила инспектор Жилнадзора.
Что касается тарифов, которые зачастую невообразимо высоки, некоторые компании, пользуясь неосведомлённостью жильцов, навязывают бешеные суммы, обосновывая их «экономической ситуацией» или «чёткими стандартами». Тариф не регулируется государством, поясняет Ирина Кондратюк. Он определяется собственниками на общем собрании из расчёта затрат на год.
- Расчёт тарифа начинается с осмотра, в котором могут участвовать и жильцы. По результатам должен быть составлен акт дефектов дома. Исходя из их наличия составляется финансовый план работ и рассматривается годовая смета. Сюда входят и 28 обязательных услуг, и объём текущего ремонта. После того как определена сумма финансовых затрат на год, она делится на 12 месяцев и на площадь дома, - пояснила Ирина Кондратюк. - Возможна переброска средств со статьи на статью, но это допустимо только, если собственникам это понятно, а не по усмотрению самой компании.

Наталия НАЗАРУК.