Ответственность не по адресу

Кто должен обслуживать аварии в ЖСК

15 Июль 2016 196
В экстренных ситуациях жителям ЖСК должны помогать ресурсники.
В экстренных ситуациях жителям ЖСК должны помогать ресурсники.

Вопрос ответственности в жилищно-коммунальной сфере всегда оставлял желать лучшего. Получить оплату за «оказанные» услуги желающих всегда много, а вот когда прорвало трубу или вырубило пробки или не работает отопление в лютый мороз - виноватого ищи-свищи, независимо от сезона или специфики вопроса. Традиционно попасть по нужному номеру с первой попытки получается в исключительных случаях: обычно надо совершить минимум два-три звонка. Но что делать, когда во всех известных тебе инстанциях отказывают в решении проблемы, ссылаясь на установленные порядки? Мы попытались разобраться в этом вопросе с помощью письма, с которым обратились в редакцию «Крымской правды» жители одного из симферопольских кооперативов.

Ни ответа, ни привета

- В ночь с 25 на 26 июня в нашем доме случилось ЧП: в квартире на 6 этаже прорвало трубу и горячая вода стала течь на пол. Хозяев квартиры в ту ночь не было дома, поэтому соседи обнаружили аварию уже тогда, когда вода через стыки блоков начала протекать на нижние этажи и с лоджии капать на деревья вокруг дома, - рассказывает в письме жительница дома по улице Балаклавской Марина Петровна. - Наш дом - кооперативный, поэтому мы сразу позвонили вдове председателя нашего ЖСК, и она дала нам номер телефона слесаря, который обслуживает наш дом. Но на наши звонки он не ответил (выходные, 2 часа ночи). Тогда мы позвонили дежурной гор­исполкома, и она дала нам номер аварийной службы водоканала Центрального района. Сотрудник, ответивший нам, узнав, что наш дом кооперативный, резко ответил, что нас обслуживать они не будут, и их это не волнует, хотя мы говорили, что оплатим всю работу.
Дальше - до боли знакомая многим схема: позвоните туда, не знаю куда. При повторном звонке в дежурную службу горисполкома с просьбой помочь жители получили консультацию об уставе ЖСК и установленном порядке их обслуживания. На все возражения по поводу безотлагательности ситуации (а вода, по словам жительницы, начала течь из электрощитков) - ответ один: не в нашей компетенции, помочь не можем.
И МЧС не поможет. И Аксёнову, и Путину - хотите, звоните. Стоит ли говорить, что подобное равнодушие возмутило «утопающих» жителей.
- Работники горисполкома, которые должны помогать горожанам быстро находить выход из всяких экстремальных ситуаций, просто «отморозились». Мы много слышали о бездушном отношении наших чиновников к людям, но такого хамско-безразличного поведения никак не ожидали. Слава Богу, что нам слесарь потом перезвонил и, хотя был за городом, приехал и перекрыл горячую воду в подвале, где уже тоже было очень много воды. Мы потом до утра выгребали воду из квартиры, - рассказывает пострадавшая крымчанка.

В ЖСК - тоже люди

О том, кто прав, а кто виноват, об установленном порядке реагирования в сочетании с человеческим фактором рассуждать можно долго, и каждый наверняка будет прав по-своему. Но всё-таки хотелось бы знать: неужели в подобных ситуациях, требующих экстренного вмешательства, ни одна городская служба не должна прийти на помощь даже кооперативному дому и даже на платной основе?
Ситуацию прокомментировала юрист Крымского отделения АНО «ЖКХ Контроль» Юлия Пелипенко. По её словам, законодательно ситуация трактуется двояко, но выход всё равно можно найти.
- С одной стороны, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 110 Жилищного кодекса РФ, члены жилищно-строительного кооператива непосредственно участвуют в том числе и в содержании дома: определяют виды работ и услуг и оплачивают их самостоятельно. В этом они равны в правах с управляющими организациями и ТСЖ. Но в то же время особенность кооперативов состоит в том, что у кооператива заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями - в данном случае, с водоканалом. Соответственно, здесь сфера ответственности разделяется. Члены кооператива обязаны самостоятельно осуществлять ремонт и нанимают для этого работников. С другой стороны, пункт 106 постановления Правительства РФ №354 закрепляет обязанность членов кооператива и любых других собственников незамедлительно сообщать об аварии. Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, обязана незамедлительно регистрировать обращение об аварии и принимать меры в кратчайшие сроки, в частности, направлять аварийно-диспетчерскую службу для устранения аварии и составлять акт, - пояснила она.
Выходит, что в подобной экстренной ситуации «ресурсник», хоть и не должен проводить ремонт, обязан был отреагировать, то есть перекрыть воду и помешать её проникновению в другие квартиры.
Что касается «отзывчивости» в смежных инстанциях, то здесь изменения, к сожалению, зависят не от законодательства, а от индивидуальных человеческих качеств.
- При обращении в государственные органы они теоретически могут сообщить жителям, куда им нужно звонить при возникновении экстренной аварийной ситуации. Но, как показывает опыт, в государственных органах очень редко помогают в перенаправлении в соответствующий орган или организацию, в чьей компетенции находится решение возникшего вопроса, а чаще просто отвечают отказом в просьбе человека хоть как-то помочь, - констатирует юрист.
«ЖКХ меняется!» - утверждают профильные ведомства на всех уровнях, от муниципального до федерального. Возможно, так оно и есть. Но что нужно сделать, чтобы менялось отношение людей друг к другу?

В тему

Получить консультацию по вопросам, касающимся управления многоквартирным домом либо взаимодействия с органами, ответственными за жилищно-коммунальное хозяйство, можно, обратившись на «горячую линию» МинЖКХ РК: (3652) 53-01-99; +7 (978) 735-26-26 , либо на «горячую линию» АНО «ЖКХ Контроль РК» 51-34-34.

Наталия НАЗАРУК.