Посиделки

17 Ноябрь 2021 535

Имена икон

Знаю, что у каждой иконы в храме своё место. И имеют они свои названия. Например, Аналойная, Одигитрия, Оранта. Что они означают, и какие ещё бывают.

Алексей Д.

Раздольное.

Аналойная - это икона небольших размеров, возлагается на аналой (высокий четырёхгранный столик с наклонным верхом, на который во время богослужения, кроме иконы, кладутся Евангелие и крест). Есть икона Запрестольная или Выносная - находится непосредственно за престолом, у левого его угла, а выносится на крестных ходах. Местными называются иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся, соответственно, справа и слева от Царских врат. Икона Храмовая - святого или священного события, в честь которого освящён храм, находится рядом с иконой Спасителя. Надвратная - находится над входом в храм или монастырь. Нательная - икона маленького размера, носимая на груди. Мироточивая - из которой источается или источалось святое миро. Праздничная - изображающая священное событие или святого, в честь которого совершается праздничная служба. Семейная - икона, на которой изображены святые небесные покровители всех членов семьи. Складная (складень) - состоит из двух или трёх складывающихся ликом друг к другу небольших икон. Чудотворная - от которой совершались или совершаются чудеса исцеления, избавления от бедствий, исполнения прошений. Явленная - чудесным образом явившаяся или обретённая. Образ, на котором Спаситель или святой изображён по пояс, называется поясным, а по плечи - оплечным.

Ора́нта (от лат. orans - «молящаяся»)  - один из основных типов изображения Богоматери, на котором она представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии - от греческого Παναγία - Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια - Указующая Путь; Путеводи́тельница) - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. В России это, прежде всего, «Влахернская икона», «Одигитрия Воронинская», «Одигитрия Христофорова», «Смоленская», а также «Казанская икона Божией Матери».

Возмущаясь, будьте уверены

Одноклассник сказал мне: «Я возмущён твоему невежеству, а свой успех уверен». Поспорили, как сказать правильно: уверен в успехе или в успех? Возмущён невежест­ву или невежеством? К единому мнению с ребятами не пришли. А ещё меня заинтересовал часто употребляемый глагол выступить. Например, усомнился в правильности такого выражения: «Автором скульптуры выступил» Неужели это правильно?

Сергей Д.

Симферополь.

По нормам русского языка надо говорить: уверен в успехе, а не в успех. Или - верю в успех.

Возмущаться (что делать?) - глагол несовершенного вида, (чем?) творительный падеж. Стало быть, «Я возмущён твоим невежест­вом». Творительный падеж употреб­ляется и с глаголом совершенного вида - возмутиться: «Мне ничего не остаётся, как возмутиться твоей безграмотностью».

Разберёмся и с тем, кто или что может выступить.

Глагол выступить имеет несколько значений.

Выдаться вперёд или вверх, оказаться спереди или сверху чего-либо. «Он выступил из толпы и направился в нашу сторону».

Начать двигаться, отправиться куда-либо с места стоянки. «Ребята выступили из лагеря в поход»,

Появиться на поверхнос­ти. «Пятна бензина выступили на водной глади».

Публично произнести речь, исполнить что-либо. «Оперная певица выступила с необычным для неё эстрадным номером».

Можно выступить в печати с заявлением, защитником на суде. Выступить против чего-либо, с чем не согласен, с протестом.

Выступить на наших глазах могут слёзы, на лбу - капельки пота, кровь из раны.

Странно было бы прочитать или сказать: «Лев Толстой выступил автором романа «Вой­на и мир», не правда ли? А и зачем, если проще сказать «Автор романа».

Выступить можно с предложением создать скульптуру, установить памятник, издать книгу. Но уж никак не автором скульптуры или какого-либо другого произведения. Автором можно только быть.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

Какую минералку пить?

Знаю, что не всякую минеральную воду можно пить каждый день. Какую выбрать, чтобы не нанести вреда здоровью?

Алиса Кайтанова.

Саки.

Диетологи предупреждают, что каждый день можно пить только ту столовую воду, в которой содержится не более 1 г солей на литр. Та, в которой больше 1 г - лечебно-столовая, постоянное употребление которой нарушит солевой баланс в организме. Вода, содержащая 10 г солей на литр воды, употреб­ляется по предписанию врача. Внимательно читайте этикетки, на них всё обозначено.

«Школьный корабль будущего»

Так назвал свою книгу, изданную к 95-летию Восходненской школы Красногвардейского района, постоянный в течение многих лет автор нашей газеты Николай Готовчиков. Под красочной обложкой на 308 страницах - летопись этого учебного заведения. В документах, снимках, заметках. Сегодня Николай Александрович - наш гость.

- Как родилось именно такое название, Николай Александрович?

- Его подсказала мне песня Георгия Струве на стихи Константина Ибряева «Школьный корабль»: «И в сентябрьский день погожий,/И когда метёт февраль,/Школа, школа, ты похожа/На корабль, бегущий вдаль». Много лет назад Георгий Александ­рович был у нас в гостях, порадовался, отметил красоту нашей школы, похожей на белоснежный лайнер.

И действительно, здание напоминает большой корабль с похожим на капитанский мостик центральным входом.

- А почему корабль - будущего?

- Потому школа всегда устремлена в грядущее, готовя достойную смену нынешнему поколению. Ведущие учёные-педагоги, известные не только в СССР, Эдуард Костяшкин, Борис Кобзарь, Мария Анцибор, Пётр Гранкин, другие видели будущее за школами продлённого и полного дня, как, впрочем, во многих странах мира.

И я напоминаю, что были такие школы, на базе которых проводились всесоюзные, республиканские семинары. В Крыму тоже, а в их числе и наша. И о Восходненской школе выходили статьи в «Правде», «Учительской газете», в журналах.

В ней тогда обучалось 1540 учащихся, из которых более 1000 человек - в группах продлённого дня.

- Наверное, без поддержки руководителей колхоза невозможно было бы содержать и здание, и большой коллектив «продлёнки»?

- Безусловно. Нам повезло, что у школьного коллектива с председателями колхоза, сначала с Петром Семёновичем Переверзевым, затем с Владимиром Ивановичем Криворотовым было полное взаимопонимание. Обучение и воспитание молодёжи было нашим общим делом. Поэтому у нас были отлично оборудованные кабинеты, столовая с бесплатным питанием, комнаты для дневного сна, три спортзала, кинотеатр «Гренада», плавательный бассейн, школьный театр, три кукольных любительских коллектива и три - хоровых. Для занятий танцами и аэробикой - два зала, духовой, народных инструментов, эстрадный оркестры. Мы тесно сотрудничали с музыкальной школой, Домом культуры, областной филармонией, Русским театром имени Горького. В филиалах детско-юношеской школы занималось более 300 юных спортсменов, двадцать пять из которых стали мастерами спорта, есть среди выпускников чемпионы страны по разным видам, участники Олимпийских игр. Танцевальный коллектив успешно гастролировал в Германии, Венгрии, Болгарии, в союз­ных республиках. Одно из достижений школы тех лет - выпускники получали не только документ о среднем образовании, но и права водителя, тракториста, удостоверения швеи, оператора машинного доения…

- Неужели с кадрами, которые давали бы ребятам такую разностороннюю подготовку, не было проблем?

 - Никаких. Потому что работники ДК, филиалов, некоторых кружков поощрялись правлением колхоза. Тренеры, руководители клубной самодеятельности стояли на колхозных ставках. Даже филиал киевского НИИ обеспечивался оборудованием, зарплатой научных сотрудников. Обо всём этом я тоже рассказываю в книге. Мы гордимся, что из стен школы вышли известные в стране инженеры, руководители крупных предприятий, учёные, музыканты, поэты, люди самых разных профессий.

- Что бы вы поменяли в нынешней школе?

- Вернул бы продлённый день, производственное обучение. Дал бы право директору формировать кадры, чтобы каждый учитель был и профессионалом своей узкой специализации, и умелым организатором, психологом. И, конечно, учитель должен получать достойное вознаграждение за свой труд. И они должны быть защищены законом от тех, кто смеет недостойно вести себя в школе. Это касается и учеников, и родителей. Примеры издевательского отношения к педагогам постоянно появляются в прессе, об этом говорят с экранов телевизоров. Тогда школьный корабль будет уверенно устремляться в будущее.

Друзей не поглощает темнота, и время не стирает их черты

В солнечный осенний день солнечно вспоминали в симферопольской библиотеке им. А. С. Пушкина члена Российского отделения Всемирной ассоциации писателей, Союза журналистов России, писателя, автора, ведущего телепрограмм, фотомастера Аркадия Левина.

Аркадий Левин.

Началась встреча друзей с представления заведующей читальным залом Еленой Плахоцкой биобиблиографического сборника «Полёта нет - лишь взмах крыла…», изданного к первому дню памяти. В нём не только список его произведений, интервью Аркадия с известными художниками, поэтами, интересными ему людьми, но и воспоминания коллег, друзей, учеников. Особую атмосферу создали фотовыставка и книжная выставка «…Он во мне, в тебе, в облаках», запечатлевшие Аркадия в разные годы, в разных ситуациях (на снимке

Сергея Стрельникова запечатлён в привычном окружении спутников жизни - книг), представившие его книги «Фотосны» «Взмах крыла», «Аркадия и окрестности», «ПРО-ЗА», «Мгновение тому назад», «Арлекино. Мгновение тому назад».

Трогательной интонацией пронизан видеосюжет Алексея Шестипалова, возвращающий живые облики, голоса Аркадия и его друзей - поэтов Александра Ткаченко, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, прозаика Василия Аксёнова, которых он принимал в своём доме.

Искусствовед и фотохудожник Игорь Липунов презентовал фотоальбом «Ара. Синдром человеческого обаяния».

«Когда меня призовёт Всевышний, или я предстану перед ним нечаянно или от отчаяния, он не спросит меня, почему я не стал героем или Моисеем, или ещё кем-то. Он спросит: «Почему ты не стал самим собою?» - поделился как-то Аркадий своими размышлениями.

Мы знаем: он стал самим собою, достиг своего Парнаса.

И взирая теперь на нас с заоблачных высот, он делает это не свысока, как не умел и при жизни. От даже лёгкой похвалы смущался и переводил разговор в другое русло. Теперь мы можем говорить о нём без опасения быть прерванными. Но и без ощущения его ухода навсегда.

Есть люди, которые так прочно заполняют определённое пространство, что после их выхода из земного круга ниша не образуется, оставаясь заполненной духом покинувшего наши пределы неординарного человека. Аркадий Левин - из таких.

Забота о красе лица

Она свойственна каждой женщине. Поэтому в почте рубрики так много вопросов. Сегодня продолжим разговор о домашних масках. Напомним, что делать их лучше всего с 10 до 12 часов, с 16 до 18 и с 22 до 23.

Обветренную осенними ветрами кожу лучше всего полечить маской из оливкового или подсолнечного масла. Пропитанную тёплым маслом тканевую салфетку наложите на лицо, сверху накройте махровым полотенцем, и держите 20-30 минут. Для жирной и угреватой кожи это не подходит.

Для огрубевшей кожи подойдёт маска из огурца и миндального масла. Столовую ложку огуречного сока надо смешать с аптечным косметическим миндальным маслом, и аккуратно втирать эту смесь в кожу, не растягивая её. Через полчаса ополосните лицо сначала тёплой, затем холодной водой. Можно сделать также медово-травяную маску. В мёд надо добавить настойку календулы, ромашки или мяты и нанести на 15 минут.

Для любого типа кожи подойдёт несколько масок.

Возьмите кусочек мякиша белого хлеба, залейте молоком. Размокший хлеб разомните до густоты сметаны. Нанесите на кожу лица на 15 минут.

Хороша и яблочно-морковная маска. Натрите на мелкой тёрке пол-морковки, пол-яблока, добавьте 1 ст. л. творога. Тщательно перемешайте и наложите на лицо на 15 минут.

А вот ещё одна также для любого типа кожи. 2 ст. л. толокна залейте 100 мл горячего молока и добавьте 10-20 капель оливкового масла. Нанесите на 15 минут, после чего смойте тёплой, затем холодной водой.

Оздоровит любую кожу маска из тёртого помидора и крахмала. К полученной кашице добавьте несколько капель растительного масла. И проведите обычную процедуру. С этой же целью смешивают хлопья и молоко - 2-3 ст. ложки овсяных или пшеничных хлопьев залейте горячим молоком. Остывшую массу нанесите на лицо на 15-20 минут.

Хорошее средство для увлажнения  банановая маска. Банан предварительно надо разрезать на кусочки и заморозить: в нём так больше концентрируется влаги. Размороженный банан разминают и накладывают на лицо. Можно также протирать кожу неразмороженным бананом.

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок

Людмила ОБУХОВСКАЯ.