Таможня объясняет, советует, пресекает

13 Июль 2016 300
Владимир Авраменко.
Владимир Авраменко.

Воссоединение Крыма с Россией всесторонне изменило быт крымчан. Для того чтобы навестить знакомых, живущих на территории Украины, теперь надо пересечь государственную границу. У тех, кто это делает впервые, всегда возникает масса вопросов, многие из которых так или иначе связаны с прохождением таможенного контроля. Немало таких вопросов накопилось и у нас. Встретившись с начальником Крымской таможни, полковником таможенной службы Владимиром АВРАМЕНКО, мы поговорили о контрабандистах, «зелёном коридоре» и разного рода инновациях.

- Владимир Георгиевич, с какими нарушениями таможенного законодательства Крымская таможня сталкивается чаще всего?
- Если говорить о физлицах, то можно сказать, что около 70% всех дел об административных правонарушениях связаны с нарушением срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования. Люди приезжают в Крым с территории сопредельного государства и забывают, что у них есть год для того, чтобы без последствий ездить по дорогам полуострова на автомобилях с иностранными номерами. Если говорить о предприятиях, то самое характерное нарушение связано с отсутствием различного рода разрешительных документов или несвоевременным их предоставлением.
- Судя по новостям, приходящим с пограничных пунктов, нередки и случаи контрабанды. Что чаще пытаются провезти в Крым с украинской стороны?
- Как правило, это продукты питания. Здесь речь идёт либо о запрещённых ко ввозу на территорию Евразийского экономического союза товарах, либо о продуктах питания сомнительного качества, когда сложно идентифицировать их производителя или оценить качество. Нередко пытаются ввезти товары, которые попадают в санкционный список. Буквально на днях пытались провезти 48 килограммов польских сыров, которые были изъяты и подлежат уничтожению.
- Какие способы провоза контрабанды используются чаще всего?
- У нас народ изобретательный, так что способов хватает. Очень часто, пытаясь скрыть товар, используют полости автомобиля: прячут за обшивкой, под сидением, в запасном колесе. В недавнем случае с сырами вообще никто ничего не прятал: 48 килограммов сыра пытались ввезти якобы для личного пользования. Но, исходя из количества ввозимого товара, можно сделать вывод, что он предназначен для коммерческих целей и наличие разрешительных документов на него обязательно. Само собой, никаких документов на сыры у гражданина не было.
- На что он надеялся?
- Мне сложно это комментировать. Как говорится, чужая душа потёмки. Но даже если бы человек попытался спрятать этот сыр, то у него едва ли получилось бы провезти его в Крым. У нас есть большой опыт выявления и пресечения таких нарушений. Есть определённые технические средства таможенного контроля, которые применяются в пунктах пропуска. Есть система управления рисками, которая позволяет анализировать ситуацию и точечно применять те или иные формы таможенного контроля для выявления разных товаров. Ну и естественно, у нас есть взаимодействие с коллегами из погрануправления в пунктах пропуска. Потому что, кроме санкционных товаров, нередки случаи выявления наркотических и психотропных веществ, оружия и патронов, которые относятся к особо опасным видам контрабанды. Недавно удалось остановить провоз партии патронов для малокалиберной винтовки. Их пытались спрятать в обычной кухонной кастрюле. На что надеялись, непонятно.
- Сколько времени сейчас занимает прохождение таможенного контроля на границе?
- В среднем 5 минут, но ситуации бывают различными и говорить о равномерности пассажиропотока сложно. Далеко не все, например, перед поездкой знакомятся с перечнем того, что подлежит, а что не подлежит обязательному декларированию, что можно ввозить, а что нет. В этом смысле на нашем участке границы мы наблюдаем некий правовой нигилизм: люди едут на курорт и не думают, что есть законодательные требования, которые надо соблюдать. Вот и получается, что пока один достаёт из сумки свои 48 килограммов сыра, все остальные вынуждены стоять и смотреть. Естественно, это тоже образует какое-то скопление, неудобства и недовольство со стороны людей. Исходя из этого, мы вынуждены очень оперативно менять количественный состав смен, количество автоматизированных рабочих мест, для того чтобы в определённые периоды обеспечить максимальную пропускную способность.
- В прошлом месяце первый вице-премьер Михаил Шеремет озвучил идею создать на украинско-крымской границе «зелёный коридор» для граждан, направляющихся в Крым без багажа. Эта идея будет реализована?
- Мы обсуждали с Михаилом Сергеевичем этот вопрос, когда он был на автомобильных пунктах пропуска в Армянске и Перекопе. «Зелёный коридор» возможно организовать, но для этого нужно создать соответствующую инфраструктуру. Увеличить, как минимум, площадь залов оформления, где проходит контроль физических лиц, следующих пешим порядком. Что такое вообще «зелёный коридор»? Это такое бытовое название. Речь идёт о двухканальной системе пропуска: красный канал и зелёный канал. У физического лица в данном случае есть выбор. Если он идёт «красным каналом», то он должен заполнить пассажирскую таможенную декларацию и указать товары, подлежащие обязательному таможенному декларированию. Если он выбирает «зелёный канал», то он этим своим действием уже заявляет о том, что у него нет товаров, подлежащих обязательному декларированию. Если же он проходит «зелёный коридор» и обнаруживается, что такие товары у него есть, то это образует состав административного правонарушения. Статья называется «недекларирование». Сейчас на пунктах пропуска созданы минимально необходимые условия, и там действуют всего две пешеходные полосы движения: одна на въезд, другая на выезд. При одной полосе движения создать двухканальную систему пропуска, сами понимаете, проблематично. Нужно, как минимум, увеличить её в два раза. Это действительно упростит и ускорит процедуру, но для того, чтобы развивать инфраструктуру, необходимо определённое финансирование. Данный вопрос в ближайшее время должен быть решён. Есть федеральная целевая программа, которой предусмотрено строительство к 2018 году трёх стационарных пунктов пропуска. По мере её реализации все условия будут улучшаться, создаваться комфортные залы оформления и, конечно, появится возможность для открытия «зелёного коридора».
- А что скажете по поводу другой идеи Михаила Шеремета - установить веб-камеры на подъездах к пунктам пропуска, чтобы граждане в режиме реального времени могли оценить степень их загруженности?
- Такая практика существует на многих других участках государственной границы, где идёт большой поток туристов. В этом нет ничего плохого.
- Тогда может стоит реализовать на практике идею вице-премьера?
- Она уже реализована, но мы пошли своим путём. Мы создали на своём сайте интерактивный ресурс, на котором сигналами светофоров обозначили степень загруженности пунктов пропуска. Если очередей, скоплений автомобилей нет, то светофор зелёный. Если пункт пропуска перегружен, то горит красный.
- Каково, на ваш взгляд, главное достижение Крымской таможни за последние два года?
- Основное достижение - это то, что Крымская таможня предельно быстро интегрировалась в систему таможенных органов Российской Федерации и на сегодняшний день ничем не отличается от какого-либо другого таможенного органа. При этом мы интегрировались не только в рамках правового поля, но и смогли перенять все информационно-технические инновации. Это и электронное декларирование, и полноценное участие в эксперименте по автоматической регистрации деклараций на товары. Перспектива развития этой технологии позволяет нам надеяться на то, что в скором времени мы будем применять и автоматический выпуск, когда участие инспектора будет сведено к нулю. Это очень интересно и это мало где применяется, даже в развитых западных странах. Можно с уверенностью говорить, что за 25 лет, прошедших с момента образования таможенных органов Российской Федерации, мы шагнули далеко вперёд.
- 25 лет - серьёзная дата, как будете её отмечать?
- Прежде всего, трудовыми подвигами (улыбается). Но, конечно, запланирован ряд мероприятий, крупнейшим из которых станет выставка достижений, инноваций и технических возможностей, которая пройдёт в Москве. Это будет масштабное мероприятие, в котором примут участие представители таможенных органов многих зарубежных стран, и я думаю, нам будет, чем удивить своих иностранных коллег. Всё-таки Российская Федерация является не только членом Всемирной торговой организации, но и Всемирной таможенной организации.
И позиции Федеральной таможенной службы России здесь, можно сказать, лидирующие.

Беседовал

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.