Кому нужен берег турецкий?
Стоит ли Крыму опасаться оттока туристов
Подавляющему большинству крымчан, по большому счёту, не важно, сколько человек решило нынче отдохнуть на полуострове. Заполненность пляжей их мало интересует, поскольку в обслуживании туристической отрасли они никоим образом не участвуют. Тем не менее новость о том, что турецкий берег вновь открыт для российского туриста, кольнула многих. Сразу вспомнилась трагическая причина, по-которой полёты в Турцию были закрыты. Следом за этим воспоминанием пришло и обидное опасение: неужели после этого восточного вероломства россияне действительно променяют отдых в родном Крыму на турецкий шведский стол? Пообщавшись с экспертами туристической отрасли, мы выяснили, что опасаться оттока туристов из Крыма пока рановато.
Вообще, ажиотаж вокруг открытия для отдыха турецкого направления можно с уверенностью назвать искусственным. Причём подогревается он явно извне. Заголовками о пустых крымских пляжах и массовых ликованиях по поводу «открытия» Турции пестрят преимущественно украинские СМИ и отечественные опозиционные издания. Этим всё сказано. Реальное положение дел куда более оптимистично.
- По состоянию на 1 июля в Крыму отдохнули 1 миллион 570 тысяч туристов. Это почти на 21% больше, чем в прошлом году. Первое место по заполняемости, как всегда, занимает южный берег, западное побережье - на втором, и восточное, соответственно, на третьем, - сообщил нам глава Комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. - При этом основной поток туристов мы ожидаем уже с этой недели. Связано это традиционно с окончанием учебного сезона.
С тем, что сезон проходит достаточно успешно, согласен и директор одной из крупнейший турфирм республики, член общественного совета при Министерстве курортов и туризма Крыма Иван Коваленко. По его словам, отели уровня 4 звезды и выше, готовые предложить достойный сервис, дефицитом постояльцев не обеспокоены. Номера в них распроданы фактически до конца сентября. Негативные отзывы о текущем туристическом сезоне приходится слышать преимущественно от тех, кто сдаёт жильё в частном секторе, и от владельцев несертифицированных отелей. Такая тенденция, по мнению эксперта, связана не столько с малым количеством отдыхающих, сколько с ростом требований к качеству сервиса. Что до Турции, то опасаться конкуренции с её стороны пока не приходится.
- Я не думаю, что открытие турецкого направления сильно скажется на оттоке людей в Крым. Это абсолютно разные сегменты отдыха и разные клиенты. Тот, кто выбирает Крым душой, а не ради шведского стола, он и так поедет к нам.
И такому туристу мы можем многое предложить, - уверен Иван Коваленко. - Не думаю, что возникнет какая-то конкуренция. В конце концов, в прошлом году, когда Турция была открыта и заманивала туристов выгодными предложениями, у нас тоже был достаточно хороший сезон, как и в предыдущие годы. Турция и Крым - совершенно разные направления отдыха.
Кроме того, оттоку туристов, готовых отдыхать на крымском побережье, препятствует ряд серьёзных факторов. По мнению главы профильного комитета, менять купленные билеты и путёвки в Крым на турецкие никто уже не будет, поскольку это чревато серьёзными штрафами, а желающих терять деньги в России не так много. Во-вторых, желание россиян отдыхать на турецком берегу существенно поубавилось после серии громких террористических актов. И, в-третьих, цена путёвки в Турцию с перелётом ощутимо дороже аналогичной путёвки в Крым.
Кроме того, туроператорам необходимо время для того, чтобы наладить чартерные рейсы, заключить договоры с отелями, перевозчиками, экскурсоводами и тому подобное. Так что в этом году «открытие» Турции останется для наших курортов незамеченным.
Приведённые факты, впрочем, на дают нам права забывать о собственных проблемах. Опрошенные туроператоры говорят, что многочисленные проблемы в рекреационно-туристической сфере Крыма оставляют у туристов горькое послевкусие. В частности, оставляя отзывы об отдыхе, гости полуострова часто жалуются на санитарное состояние пляжей, их труднодоступность и закрытость, хаотичную, безобразную застройку побережья, чрезмерное количество торговых точек, навязчивый, низкокачественный сервис и хамство. Всё это вызывает у туристов негатив и отбивает желание возвращаться в Крым. Без устранения этих факторов создать привлекательный имидж для наших курортов будет просто невозможно.