О скоте, лесах, полях

7 Июль 2016 210
Николай Янаки.
Николай Янаки.

В последнее время вопросам экологии и развития сельского хозяйства в Крыму уделяют особое внимание. При этом примечательно, что формировать повестку дня и обозначать наиболее острые проблемы правительству помогают рядовые крымчане, которые регулярно обращаются на разного рода «прямые линии». Свою лепту в это дело внесли и мы, пригласив в редакцию газеты заместителя председателя Совета министров Крыма Николая Леонтьевича ЯНАКИ, который курирует деятельность Минсельхоза, Минэкологии и ряда профильных республиканских комитетов. Мы предоставили нашим читателям возможность задать напрямую волнующие их вопросы.

Борис Александрович:
- Добрый день, я живу в селе Лекарственном Симферопольского района. Больше года в нашем селе не работает канализация, поэтому все стоки и нечистоты выкачивают в реку Булганак. Как-то повлиять на эту ситуацию можно?
- Можно. Для этого надо написать в мой адрес обращение, в котором будут изложены все факты. Я поручу Министерству экологии совместно с Министерством ЖКХ выехать на место и провести проверку. Если факты подтвердятся, то за бездействие будет наказан глава муниципального образования, поскольку решение подобных проблем находится в его компетенции. Сегодня деньги на такие мероприятия у нас есть. По федеральной целевой программе выделяются серьёзные средства на модернизацию сферы ЖКХ. Если в вашем селе действительно есть проблема с очистными, то надо закладывать средства на их ремонт или строительство в бюджет 2017 года. Наша экология - это наше будущее.
Людмила Васильевна:
- Подскажите, как нам быть. У нас есть земельные сельхозпаи, но мы не знаем, что с ними делать. Десять лет мы ими не пользовались и, наверное, уже не будем, потому что у нас нет ни тракторов, ни техники. А недавно узнала, что за неиспользование паёв, могут выписать штраф. Что делать?
- Людмила Васильевна, в Российской Федерации жёстко подходят к неиспользованию земель сельскохозяйственного назначения. Если вы не хотите ничего выращивать на этой земле и не можете найти арендатора, то можете продать этот земельный участок тому, кто будет его возделывать. Нужно просто выставить его на продажу, и найдутся те, кто его выкупит и будет использовать.
- А как его продавать?
- Так, как продаётся любое имущество: квартира, дом или автомобиль. Дать объявление в газету и, так как правительство имеет право первоочередного выкупа, написать в Министерство земельных и имущественных отношений письмо, что, «я желаю реализовать земельный участок, такой-то номер, по такой-то цене».
Тимур Хакимов:
- Я с рождения проживаю в пгт Гвардейское. Наши соседи содержат крупный рогатый скот. Подстилку из-под скотины они ежедневно сжигают. Она не горит, но тлеет сутками, вызывая при этом неприятный запах. Мы не можем открыть окна или выйти во двор. Как можно с этим бороться и куда можно обратиться?
- Для начала необходимо обратиться в Гвардейское сельское поселение, при котором создана комиссия по благоустройству района. Комиссия, в свою очередь, должна выехать на место для установления фактов нарушения. В случае выявления таких фактов сельское поселение подает соответствующие документы в муниципальный контроль Симферопольского района для принятия мер. После этого принимается решение о привлечении сотрудников Роспотребнадзора, Комитета по ветеринарии или других служб к данной проверке и составлении протокола, по итогам которого принимается решение относительно частного домовладения.
Корр.:
- Николай Леонтьевич, а как обстоят дела с компенсациями тем фермерам и селянам, чьи подсобные хозяйства пострадали от недавней эпидемии африканской чумы свиней?
- Абсолютно всем деньги выплачены. Мы, как и обещало правительство, в течение трёх дней после изъятия больного животного выплатили людям по 99 рублей 20 копеек за килограмм живого веса. И неважно - поросёнок был десятикилограммовый или взрослое двухсоткилограммовое животное. Всего нами было отчуждено более 9 тысяч голов, за которые людям выплачено около
77 миллионов рублей.
- За годы, проведённые в составе Украины, животноводческая отрасль сельского хозяйства в Крыму пришла в полный упадок.
В итоге мы столкнулись с ситуацией, когда мясо на прилавки магазинов приходится заво­зить из других российских регионов. Как это отражается на его цене, мы все знаем. На ваш взгляд, животноводство в Крыму может развиться до такой степени, чтобы цены на мясо у нас опустились хотя бы до краснодарского уровня?
- Думаю, да. Но, нам предстоит ещё много работать. Сейчас наша главная проблема заключается в том, что почти всё производство мяса и молока сосредоточено в домашних подворьях. Соответственно, мы не можем регулировать цену на эти продукты. Для того чтобы стимулировать предпринимателей, у нас разработана Единая государственная программа поддержки сельского хозяйства в Крыму. Есть грант на строительство и реконструкцию сертифицированных убойных пунктов. Есть субсидии на развитие племенного животноводства. Государство готово компенсировать до 80% затрат на содержание поголовья всем субъектам хозяйствования.
- Как принять участие в программе?
- Предприниматель должен обратиться в управление сельского хозяйства или АПК муниципального образования и оформить соответствующий пакет документов. В течение
30 дней будет принято решение о выделении помощи. Это грант, который позволяет начать работу, имея всего 10% от требуемой суммы, остальные 90% даёт государство. Единственное, при получении этих денег прописывают условия работы на 5 лет, чтобы вы на эти деньги не поехали в санаторий отдыхать, а купили животных, вырастили их и продали.
- Многие производители молока жалуются на низкую цену приёма сырья. Сдавать молоко становится просто невыгодно. Какая-то программа по поддержке производителей молока в Крыму есть?
- Цена на молоко на протяжении календарного года колеблется в размере от 14 до 22 рублей за килограмм. Средняя цена составляет 16-17 рублей за килограмм, в то время как себестоимость молока колеблется от 17 до 19 рублей за килограмм. Исходя из этого, переработчики молока дают цену ниже, чем его себестоимость. На сегодняшний день есть направление поддержки, в рамках которой производителям молока компенсируется 5 рублей за каждый сданный килограмм.
 Алла Игнатьевна:
- Я живу в Симферополе на проспекте Победы, 82. И я возмущена наплевательским отношением на нашу экологию. Каждое утро, когда выгуливаю собаку, становлюсь свидетелем сброса в Малый Салгир стоков. Вонь - глаза режет, вода мутная. Это на пересечении проспекта Победы и улицы Луговой...
- Алла Игнатьевна, а кто, по-вашему, это делает?
- Автосалон и ресторан, которые там находятся.
- А в какое время суток они это делают?
- Я собаку в 6 утра выгуливаю, и в это время появляется этот запах.
- Вы можете совместно с жителями района написать на моё имя обращение?
- Конечно.
- Хорошо. Я на основании этого обращения дам задание Министерству экологии и Министерству ЖКХ, Росприроднадзору и Роспотребнадзору выехать и на месте взять пробы в реке.
Галина:
- Николай Леонтьевич, я живу рядом с Гагаринским парком в Симферополе и хочу сказать, что в таком состоянии он не был давно. Трава косится частично, очень много сухих деревьев. А самое страшное, что парк сейчас оккупировали лошади: аллеи все раскуроченные, кучи, которые за лошадьми остаются, не убираются. Я уже 12 лет живу рядом с парком, и в таком плачевном состоянии, в котором он сейчас находится, я его не видела никогда.
- А можно вас попросить сделать на моё имя письменное обращение, в котором будут изложены все эти факты? Я дам поручение Геннадию Бахареву в течение двух суток разобраться в ситуации и доложить, что там происходит на самом деле. После этого будут приняты соответствующие решения.
Алиса Павловна:
- Николай Леонтьевич, мы живём на улице Киевской, 86. И много лет у нас под носом, фактически в жилом доме, находится ночной клуб. В 11 часов ночи, когда люди ложатся спать, начинает играть музыка. Невозможно отдохнуть!
- Я вас полностью поддерживаю. При Украине владельцы откупались: приезжала СЭС, замеряла шумы и говорила, что всё нормально. Но сейчас он не работает, насколько я знаю...
- Он начал работать, но их не поймёшь. На лето они вроде уезжают, а потом опять возвращаются. Но дело вот в чём.
У нас кроме этого есть ещё одна проблема. Впритык к этому клубу пристроили совершенно несуразную четырехэтажную коробку. Она перекрыла нам весь двор, так что даже мусороуборочная машина не может нормально проехать.
- Алиса Павловна, мы проведём проверку на предмет законности этого строения, посмотрим, есть ли у них разрешающие документы. Но надо, чтобы вы написали обращение на моё имя. А по поводу ночного клуба скажу так: если он мешает жителям спать, то его не будет. В спальном районе ночные клубы не предусмотрены. Как только он начнёт работать, информируйте меня, мы займёмся этой проблемой.
Николай Абросимов:
- Я проживаю с семьёй в Белогорском районе. Этой зимой получить дрова в лесхозе у меня так и не получилось. Сначала долго ждал своей очереди, а потом мне сказали, что я её пропустил. Пришлось покупать у перекупщиков, чтобы не замёрзнуть. Покупать втридорога пришлось. Как получить дрова в этом году?
- Снабжение населения топливными дровами относится к вопросам местного значения сельских поселений. Соответственно, для постановки в очередь на приобретение дров вам надо обратиться в администрацию муниципального образования. В дальнейшем лесохозяйственное учреждение заключает с вами договор купли-продажи дров. При оплате вы получаете на руки квитанцию к приходному ордеру. С этими документами отправляетесь в производственный участок, где на месте вам выписывают товарно-транспортную накладную на провоз древесины и сопроводительный документ на транспортировку древесины.
Корр.:
- С прошлого года схема покупки дров не сильно изменилась. Но в прошлом году, как мы помним, было натуральное ЧП с нехваткой дров для населения. Почему вообще возникла эта ситуация?
- Дело в том, что ранее дрова всегда заготавливались круглый год - с 1 января по 31 декабря. Для этого утверждались лимиты вырубки. Скажем, 65 тысяч кубических метров - это тот лимит, который без ущерба для природы можно изымать. Рассчитывается эта цифра по специальной технологии, далее она утверждается Министерством экологии, и после этого даётся разрешение на так называемые рубочные билеты. Но в прошлом году мы полгода не могли к этой работе приступить, потому что ликвидировался старый Комитет по лесному и охотничьему хозяйству и все лесоохотничьи хозяйства. Формировались новые. Так что лесозаготовку мы начали только с 1 июля.
- В этом году проблем с дровами не будет?
- В этом году у нас лежит уже 3 тысячи кубов леса на складах. Но у нас же люди любят дотянуть до октября, а потом бежать покупать. Покупайте сейчас, дров достаточно на складах. Увы, мы не можем заставить людей закупать топливо заранее. Что мы смогли сделать, так это поручить муниципалам до 1 июля дать информацию по детским садам, школам, ФАПам, больницам, которые отап­ливаются дровами, чтобы они уже сейчас закупили дрова, а не тянули, как в прошлом году. Уверен, в этом году ажиотажа с дровами не будет.
- Раз уж заговорили о лесе, то задам вопрос о судьбе сосны крымской. В апреле были озвучены планы об исключении этого дерева из Красной книги России. Не отказалось ли правительство от этих планов, и зачем вообще исключать её из списка охраняемых растений?
- Планы по-прежнему актуальны. Причём это была не наша инициатива, а Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Хотя в итоге идею исключения сосны крымской из Красной книги приписали мне. Якобы потому, что у меня в родном Цветочном лес сосновый и я там хочу построить дачу. Докладываю, что в округе Цветочного никогда ни одной сосны не росло и не растёт. Зато они растут на каждом шагу в городе. Многие из них уже высохли или болеют. Но вести их рубку и обрезку мы не имеем права, потому что это краснокнижное дерево. А сколько их в лесу болеет? Нужно где-то убирать, где-то подпиливать. Вообще попадание крымской сосны в Красную книгу - нонсенс. На Украине это дерево не считалось краснокнижным.
- Но мы сейчас не на Украине...
- Да, но надо учитывать, что у нас, в отличие от материковой России, очень много этой сосны, и она болеет. За ней, как и за любым лесом, нужно ухаживать и проводить санитарные рубки. Именно поэтому был поднят вопрос об исключении этого дерева из Красной книги, а не потому что нам надо вырубить лесные массивы, чтобы что-то там построить.
- Есть опасения, что санитарными рубками дело не ограничится.
- Они напрасны. С точки зрения дров сосна никому не интересна. Это мягкая порода дерева, её никто не приобретает. Если нормальные дрова стоят 7 тысяч за машину, то сосна в разы дешевле, потому что она очень быстро горит. Поэтому ни наши хозяйства, ни браконьеры заготовку этого дерева не ведут и вести не будут. С точки зрения деловой древесины, она тоже не годится. Тогда уж надо пилить сосну Станкевича. Но она произрастает только на Южном берегу Крыма, в заповедниках, и никому там пилить ничего не дадут. Так что никакой корысти в инициативе министерства нет.
Юрий Николаевич:
- Добрый день, я бывший сотрудник Крымской опытной станции садоводства. Как вы считаете, необходимо ли развивать садоводство в Крыму, и считаете ли вы необходимым создать у нас институт садоводства?
- Абсолютно вас поддерживаю. Я родился и вырос в Крыму. В моём родном селе из 9 тысяч гектаров половина была под садами и виноградниками. Я всё детство провёл на уборках этих культур. То, что Крым должен стать регионом садов и виноградников - в этом нет никакого сомнения. Всё уничтоженное надо восстановить. Поэтому из 2 миллиардов 800 миллионов рублей федерального бюджета, выделенных на развитие сельского хозяйства, 1 миллиард 700 миллионов выделено по линии растениеводства. Это компенсации, субсидии на многолетние насаждения. Государство будет компенсировать садоводам до 80% средств потраченных на саженцы для закладки новых садов. Такого никогда не было, и нет ни в одном субъекте Российской Федерации. Это очень большое подспорье. Безусловно, без науки мы никуда не уедем. Нам не надо тащить саженцы из Испании и Италии, нам нужно выращивать и реализовывать свои саженцы, которые ничем не хуже. Для этого мы сейчас передаём Институт сельского хозяйства, Никитский ботанический сад и ещё ряд объектов в Федеральное агентство научных образований, ФАНО так называемое. Мы выходим на федеральный уровень, где совместно с Российской академией наук крымскому садоводству и науке будет дана вторая жизнь.

Подготовил

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.