Дорожный контроль

2 Июль 2016 413

Начальник Управления ГИБДД по Республике Крым
Анатолий Борисенко:

Вот уже которое десятилетие сотрудники Госавтоинспекции честно и добросовестно исполняют свой профессиональный долг, передавая из рук в руки эстафеты памяти, традиций и опыта предшественников, стоявших у истоков создания и становления нашего ведомства. Времена меняются, приходят новые поколения, но в суете будних дней мы все чаще осознаём, что главная ценность общества - это люди, живые носители истории, те, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, напряжения мирных будней и поднимал страну из разрухи. Для нас опыт, переданный ветеранами ГАИ-ГИБДД, бесценен! По случаю профессионального праздника желаю всем своим коллегам и их семьям успехов во всём, счастья, здоровья, благополучия,  верности и преданности Родине! Благодарю за службу!

От ГАИ к ГИБДД

С появлением первых автомобилей в Российской Империи  за порядком на дорогах следили городовые. Первые распоряжения об ограничении скорости езды (до 12 вёрст в час, чуть позже - до 20 вёрст) были изданы в XIX веке.
Уже в XX столетии на транспортных средствах и повозках появляются первые номерные знаки, которые в тёмное время суток освещают фонарями.
С 1918 года патрульно-постовую службу начинают нести дружинники революционной охраны, которые следят за порядком на дорогах.
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 23 мая 1935 года в целях решений борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУ Дортранс) была организована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ).
В союзных и автономных республиках, краях и областях, Москве и Ленинграде учреждался институт уполномоченных ГАИ, а в районах - госавтоинспекторов. Однако уже в октябре 1935 года на основании решения правительства ЦУ Дорстроя передаётся в состав НКВД СССР, а в марте 1936 года СНК СССР принимает постановление «О реформации Центрального управления шоссейных дорог и автомобильного транспорта».

В системе НКВД СССР

образовывается Главное управление шоссейных дорог (ГУшосдор), а на местах, в составе НКВД союзных республик - управления шоссейных дорог, в автономных республиках, краях и областях - отделы шоссейных дорог. Этим же постановлением ГАИ в центре и на местах передаётся в ведение Главного управления Рабоче-крестьянской милиции. Третьего июля 1936 года СНК СССР принимает постановление «Об утверждении положения о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР».
В первые годы деятельности ГАИ её сотрудникам пришлось заниматься упорядочением учёта транспортных средств, повышением их технической готовности, улучшением качества подготовки водителей.
С ростом автомобильного парка страны, расширением сети дорог усложнились условия движения и, естественно, задачи ГАИ. Не хватало квалифицированных кадров, не было опыта работы. Сотрудники молодой Госавтоинспекции не имели ни патрульных машин, ни приборов-измерителей скорости, ни радиосвязи.
Начальником  ГАИ управления рабоче-крестьянской милиции Крымской АССР с 26 июля 1940 года становится старший лейтенант милиции Александр Фёдорович Крючков. Спустя год, после перехода ГАИ в структуру НКВД, он занимает должность начальника ГАИ управления милиции НКВД Крыма. 23 августа 1941 года, перед гитлеровской оккупацией полуострова, Александр Крючков ушёл на фронт, где и пропал без вести в этом же году.
В те времена сотрудники ГАИ готовили водителей для действующей армии, эвакуировали население и промышленные предприятия, активно участвовали в борьбе с диверсантами, мародёрами; многие служили в автотехнических подразделениях войск. Они же в числе первых приступили к налаживанию мирной жизни на освобождённой от фашистских оккупантов территории.
Уже в 60-х годах Крымский полуостров становится центром международных встреч, и автотуризм в регионе достигает наивысшей точки популярности. По этой причине для охраны автомобилей особой нормы было создано специальное подразделение ГАИ. Так, в соответствии с решением коллегии МВД СССР от 11 апреля 1969 года
№10/КМ в отделе внутренних дел Крымоблисполкома был создан отдельный дивизион  дорожного надзора для обслуживания трассы постоянного следования автомобилей особой нормы. Территорией обслуживания была определена автомобильная магистраль город Симферополь (Аэропорт) - город Ялта - Форос, общей протяженностью 152 километра.
С 23 июня 1969 года по 1 марта 1986 года первым командиром дивизиона был полковник милиции Азамат Георгиевич Лысяков, который в годы Великой Отечественной войны в числе самых юных фронтовиков, в 13 лет сбежав на войну, стал сыном полка в одной из частей, воевавших на Курско-Орловской дуге.
В мирные годы закончил военное училище, служил в Группе советских войск в Германии, затем в органах внутренних дел.
Госавтоинспекция Крыма также гордится своим не менее легендарным сотрудником Дмитрием Степановичем Водолазовым, который в период войны участвовал в танковых сражениях, получил увечья, горел в танке, руководил выходом из окружения. После завершения войны Водолазов был принят в ряды милиции, с 1951 по 1964 год возглавлял Крымскую госавтоинспекцию.

Под крылом России

Совсем недавно Крым отметил вторую годовщину воссоединения с Российской Федерацией. Это событие эпохальной важности не только для простых жителей полуострова, но и для представителей органов правопорядка. Крымские автомобилисты, как и сотрудники Госавтоинспекции, начали учиться жить по-новому. Введение законов РФ на полуострове предусматривало и переход на новые правила дорожного движения (ПДД). Перестроиться к работе по российским законам крымским коллегам помогали полицейские с материковой части страны. Они оказали содействие сотрудникам ГАИ и автомобилистам в  разъяснении ПДД, а также нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
За 23 года российская система безопасности дорожного движения пережила настоящую эволюцию, опередив во многих вопросах украинскую ГАИ. Показательной в этом отношении является ситуация, сложившаяся на улично-дорожной сети городов полуострова, которая находится не в лучшем состоянии. По статистике, 75% ДТП в Республике Крым происходят в местах, где дорожная разметка не соответствует требованиям российского законодательства. В связи с этим Госавтоинспекция по Крыму постоянно проводит комплексные обследования улично-дорожной сети и все выявленные недостатки направляет в соответствующие органы самоуправления. Кроме того, отсутствие материально-технического обеспечения также накладывало свой отпечаток на состояние аварийности на дорогах региона. Теперь же ситуация меняется к лучшему, ведь в ближайшее время на дорогах полуострова буду установлены комплексы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, что снизит количество происшествий на дорогах республики и улучшит дисциплину среди водителей. 
После подписания постановления председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым о предельном сроке перерегистрации автомобилей в Крыму Госавтоинспекция перешла на  усиленный режим работы, чтобы ускорить регистрацию транспортных средств и в кратчайшие сроки покончить с очередями. Помощь тогда традиционно пришла с материка.
На полуостров дополнительно прибыло 20 сотрудников МРЭО из других регионов Российской Федерации, которые благородно помогли своим коллегам.
Сегодня же в Госавтоинспекции в связи с наступлением высокого курортного сезона планируют проведение ряда мероприятий, направленных на предупреждение дорожных происшествий в регионе, а также масштабные работы по искоренению неправильной парковки в городах полуострова.

Рафаэль ЗАЛЯН.