Искусство детали
Переплетение ростков нежной зелени, морское дно в миниатюре, дуновение горного ветра и терпкий аромат кофе - кажется, что любое явление природы, любой запах и звук в руках мастера может запечатлеться в форме украшения - броши, колье, серёг. И всё это - с помощью бисера? Того самого, из которого многие делали поделки в детстве? Не совсем. Профессионал своего дела, мастер бисерного дизайна Ольга ШЕЛЯГ рассказала о том, как из крошечных кристаллов рождаются авторские украшения, что вдохновляет на кропотливую работу и почему бисер ценится не меньше драгоценных камней.
Страстное увлечение Ольги украшениями ручной работы началось, как у многих современных женщин-мастеров, с рождением ребёнка.
- Мы с мужем переехали в Днепропетровск, когда ребёнку не было ещё и года, - вспоминает она. - Чужой город, никого рядом. Я скучала по родному Севастополю. Случайно знакомая пригласила пройтись по магазинам и завела меня в бисерный магазин. С этого момента я заболела! Сначала это были простые вещи, потом работы стали сложнее. Потом я попробовала свои силы на местном конкурсе и буквально с наскока заняла первое место.
Создание украшений из бисера уже давно переросло из хобби в призвание и в признание. По очереди демонстрируя некоторые из своих работ, Ольга с блеском в глазах рассказывает о том, что такие вещи украшают не только конкурсный стенд, но и любую девушку.
- Мы отходим от того, что бисер - это фенечки. Сейчас много новых современных материалов, которые имеют стойкую окраску, различные формы, стабильный размер, что очень важно, а концепции разрабатывают ведущие дизайнеры мира, - поясняет мастер. - Некоторые виды каратного бисера, в которые добавляют крошечный процент золотой пыли, стоят около доллара за грамм. Это не совсем безделушка, согласитесь. Такие украшения можно носить везде и под всё. Конечно, работы шоу-класса предполагают вечернее или коктейльное платье, но есть и такие, которые можно надеть в офис, с летним сарафаном и даже со спортивной одеждой.
Для своих работ ни один уважающий себя мастер не использует чужие эскизы, уверяет Ольга. Всё рождается в голове и претворяется руками.
- Я очень люблю море, кофе и сказки. Это три направления, которые меня ведут. Но при этом я тяготею и к классике, к античности. Одна из моих любимых тем - классические камеи, - делится мастер. - И я всё делаю сама. Подать на конкурс работу по чужому эскизу - это дурной тон. Это в первую очередь вызов мастеру. Если я буду копировать чьи-то чужие работы, разве они будут моими?
Со своими работами мастер иногда встречается и в повседневной жизни.
- Помню, как я один раз ехала в маршрутке, передо мной сидела девушка. Она подняла руку, и я увидела на ней свой браслет. Судя по всему, моё украшение ей подарили, потому что всех своих покупателей я помню в лицо. Она заметила мой интерес и спросила: «Вам нравится?».
Я говорю «Да, очень». А она мне в ответ: «Хотите, я вам визитку дам?». Я решила её не смущать и не говорить, что мастер - я, - смеясь, вспоминает Ольга.
Без любви к искусству никак не справиться: на работу над некоторыми украшениями порой уходят годы.
- Одно колье я делала 5 лет, - вспоминает мастер. - Можно долго охотиться за парным срезом в камне или искать камень с похожим рисунком: природные материалы в отличие от кристаллов неповторимы.
Местные конкурсы со временем сменились международными, но Ольга продолжает творить и расти - теперь снова в родном Севастополе. Популярность ремесла поддерживает, новичкам советует в первую очередь терпения.
- Сразу может получиться только в том случае, если будет умелый руководитель. Вы знаете, у меня до сих пор идёт путь проб и ошибок. Любой эксперимент - это страх неудачи, - рассуждает она.
- В любом случае не надо опускать руки: если дело нравится, надо просто заниматься этим для души, для себя - чтобы работа приносила удовольствие.
В работе используются искусственные кристаллы и природные материалы.