Детская санатория

90 лет назад она стала международной, а 75 лет назад началась самая длинная смена

15 Июнь 2016 204
Артековцы 1941-го. Война уже началась./Фото с сайта artek.org
Артековцы 1941-го. Война уже началась./Фото с сайта artek.org

Завтра страна детства в урочище Артек у подножия Медведь-горы отметит 91-й день рождения - 16 июня 1925-го началась самая первая смена лагерь-санатория Общества Красного Креста РСФСР (так сначала именовался Международный детский центр). Впрочем, этот год для «Артека» тоже юбилейный - 95 лет назад впервые появилась идея отдать эти места для детского отдыха, 90 лет назад он стал международным, а 75 лет назад началась самая длинная смена. «Крымская правда» вспомнила, как это было.

Идея врачей
Особняк, в котором сейчас музей, остался от дачи «Звонкий источник» генерала Бориса Виннера, основателя порохового завода в Санкт-Петербурге, и его пасынка - иммунолога Сергея Метальникова, одного из основателей Таврического университета. Именно Сергей Иванович, врач, занимавшийся проблемами профилактики туберкулёза в юном возрасте, предложил в 1921-м отдать свой «источник» в урочище Артеке под санаторий для подростков. К мнению учёного, к тому же уехавшего работать во Францию, не прислушались - дачу просто национализировали и разграбили. Санаторий появился благодаря другому врачу, боровшемуся с туберкулёзом, Зиновию Соловьёву, заместителю наркома здравоохранения РСФСР, председателю общества Красного Креста России. О создании он объявил 5 ноября 1924 года на празднике пионеров Московской губернии, а в конце ноября в «Правде» появилась статья «Крым - пионерам». В начале января 1925-го Центральный комитет Красного Креста, направив в Совет Народных Комиссаров официальное предложение «об организации в урочище Артек Всесоюзного санатория для школьников», выделил на это 18 тысяч рублей и арендовал территорию в 100 десятин (десятина - 1,09 гектара) с дачами и парками, лесами, лугами. «На этом просторе можно из года в год создавать своеобразное учреждение, которое со временем превратится в настоящую «Пионерию», - решили Зиновий Соловьёв и Фёдор Шишамрёв, заведующий санаторией. Комсомольцы из Москвы и местные жители устроили у моря спортивную и костровую площадки, в доме Александра Потёмкина, внучатого племянника Григория Потёмкина-Таврического, разместили клуб, библиотеку, врачебный кабинет. Построили кухню, а столы-скамейки под тентами поставили на берегу моря, там же в 8 палатках жили ребята и сотрудники санатории. 17 июня 1925 года «Красный Крым» (так тогда называлась наша газета) рассказал: «Десять крымских ребят и семьдесят мальчишек из Москвы, Московской губернии, Тулы и Твери с переутомлением и малокровием, туберкулёзной неактивной интоксикацией, заболеваниями нервной системы стали первыми отдыхающими в санатории». Как в конце смены, а она длилась три месяца, сообщил Фёдор Шишмарёв: «71 пионер уехал с общим улучшением, а один мальчик выздоровел полностью».
Посланники Клары
Сейчас в «Артеке» отдыхают ребята из 78 регионов России, но детский центр остаётся международным, готовым принять ребят со всего мира. Впервые это произошло 90 лет назад: в 1926 году по инициативе немки Клары Цеткин, восторженно отзывавшейся о стране детства: «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь «Артек». Первыми из маленьких иностранцев в Крым приехали немцы. К их приезду на воротах даже вывеска на немецком языке появилась. Привёз ребят председатель комитета детских коммунистических групп Эрих Виснер. Правда, информация о том, сколько было детей, разнится. По одним данным - пятеро: девочки Паула и Эрна, мальчики Курт, Рихард и Вилли и их вожатый Фриц. По другим - Эрна, Рихард, Вилли и Фриц приехали в Крым только в 1927-м, а первыми немецкими пионерами, которых в
1926-м привёз Эрих Виснер, были Паула Юнгманн из Гамбурга, чей отец погиб в 1923 году во время восстания рабочих, и Курт Байдукат из пролетарской семьи берлинцев. Вторую версию подтверждает и фотография, которую удалось разыскать исследователю истории лагеря Виктории Серебряковой. Снимок Эриха Виснера, Паулы Юнгманн и Курта Байдуката сделан в 1926-м в Берлине перед отъездом «первой делегации немецких пионеров в «Артек» в Советский Союз». Фотокарточку журналисту М. Озерову привёз в шестидесятых годах прошлого века сам Виснер. Он и рассказал, что в Артеке побывал в 1926, 1927 и 1929-м, а в годы войны был подпольщиком, узником концлагеря.
В концлагере погибла и участница антифашистского движения Паула Юнгманн. Судьбу её товарища из первой немецкой артековской смены Курта Байдуката узнать не удалось: дом, где жили его родители, разбомбили. Эрих Виснер рассказал журналисту, что «пребывание в Артеке произвело на детей неизгладимое впечатление, хотя лагерь только строился - жили ещё в палатках».
Немцы стали и первыми из иностранцев, приехавших в возрождаемый пионерлагерь после войны. Дети погибших антифашистов, в том числе родившийся в концлагере Ганс Коппи, сын участника подпольной организации «Красная капелла». А в знак дружбы детей мира в «Артеке» позже появился памятник, в который вложены частицы горных пород из 83 стран.
Смена в 1301 день
Самая длинная артековская смена тоже случилась из-за немцев, но уже фашистов. 19 июня приехала первая группа - из Эстонии, до 22 июня дети из недавно присоединённых к Советскому Союзу Литвы, Латвии, западных областей Украины, Белоруссии, Молдавии и ребята из Москвы, Ленинграда, Симферополя. Флаг смены подняли 22 июня, но не было песен - уже все знали, что началась война, не было пионерского костра - светомаскировка, фашистские самолёты уже летали над Крымом - бомбили Севастополь. Артековцы отправили Иосифу Сталину телеграмму: «Отдыхая в солнечном «Артеке», всегда готовы к защите Родины», очень скоро довелось защищать её на трудовом фронте.
А родители слали в пионерлагерь телеграммы: что будет с детьми, как их забрать домой? Крымчан забрали сразу, потом прорвались москвичи, ленинградцы, вожатые развозили небольшие группы ребят из других регионов. Оставались в «Артеке» около 200 ребят из Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, Западной Украины, которым некуда было ехать - на их земле хозяйничали фашисты.
Они с тревогой слушали сводки Совинформбюро, ночами дежурили на башне у берега моря. 1 июля ребятам и сотрудникам представили нового начальника  Гурия Ястребова, получившего задание эвакуировать артековцев подальше от фронта. Неизвестно, как сложились судьбы всех ребят из военной смены 1941-го, развезённых по домам, но эти две сотни удалось спасти. Автобусами до Симферополя, оттуда в железнодорожных теплушках в подмосковную Фирсановку. Подняли флаг - смену так и не закрыли в Крыму. Через несколько недель - новый приказ: вывозить детей дальше в тыл. Пароходами по Волге до сталинградской школы, затем вновь эвакуация – поездом на станцию Чир. Ребята трудились в местном колхозе, фронт приближался. Эвакуироваться в Среднюю Азию не удалось, вернулись в Сталинград: работали в госпиталях, дежурили на крышах, гасили зажигательные бомбы, страдали от тифа, принимали друзей в комсомол и проводили на фронт вожатого Анатолия Пампу, встречали Новый год и верили в Победу. Весной 1942-го лагерь вывезли в деревню Фролово, работали и там - детский трудовой фронт. Потом машинами эвакогоспиталя прибыли в Камышин, под бомбёжками пароходом проследовали до Казани, затем - Уфа, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Белокуриха. Почти 8 тысяч километров и 15 месяцев пути из Крыма на Алтай. И весь заработок, 117 тысяч рублей, - в фонд обороны. Иосиф Сталин прислал телеграмму: «Благодарю пионеров Всесоюзного санаторного лагеря «Артек»
им. Молотова за заботу о Красной Армии. Примите мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Флаг смены спустили только через 1301 день - 12 января 1945 года. Первые артековцы военной смены уже ушли на фронт, трое - Эльмас Велверис, Владимир Васильчиков и Владимир Катков и вожатый Владимир Дорохин погибли в конце войны. В их личных вещах остался подарок друзей - стальная ложка с надписью «Артек».

А в это время...

Фашисты, вступившие в «Артек» 7 ноября 1941-го, уничтожили его. Казнили неэвакуировавшихся сотрудников - врачей Любовь Вербицкую, её мужа Николая Гнеденко и 11-летнего сына Владека. Погибли и пионервожатые Наум Бруславский, Ольга Корниенко, Александр Малянчиков, Константин Миронов, Фаина Озик, Любовь Столярова, Михаил Табачков, Борис Чернов, директор Анатолий Цигельман, завхоз Баринов, шофер Оскар Раабе, Владимир Филя, Анатолий Манжос, прораб Иван Парфёнов, киномеханик Адольф Раабе.
Освободили «Артек» воины Приморской армии
15 апреля 1944-го, через неделю приехал Александр Кабанов, отозванный с фронта и назначенный директором пионерлагеря, началось возрождение. 13 августа 1944-го «Артек» принял 300 детей крымских партизан. Увы, не обошлось без потерь: наступив на мину, вынесенную на пляж и засыпанную галькой, погибли Валя Степанова и Лида Депутатова.

Наталья ПУПКОВА.