Политические игры с адмиралом

Как образ Павла Нахимова в угоду чиновникам уничтожали

24 Май 2016 260
Памятник адмиралу Нахимову восстановили на старом месте.
Памятник адмиралу Нахимову восстановили на старом месте.

Сын Павел родился у Степана и Феодосии Нахимовых из села Волочек Смоленской губернии (ныне Нахимовское Смоленской области) 214 лет назад, 23 июня (по старому стилю) 1802 года. По семейной традиции, стал военным и свято верил в то, что «жизнь и смерть каждого принадлежит Отечеству», и в то, что «у русского моряка нет трудного или лёгкого пути, есть только путь славный». У адмирала путь очень славный - кругосветное плавание, победы в Наваринском и Синопском сражениях, героическая оборона Севастополя, смертельное ранение на Малаховом кургане 28 июня 1855-го. Но так случилось, что в угоду политикам над памятью героя немало поглумились.

Панорама и могила
14 мая исполнилось 110 лет со дня открытия одной из главных достопримечательностей города-героя - Панорамы обороны Севастополя в 1854-55 годах. Решение о её создании император Николай II принял в 1899 году, когда заговорили о необходимости торжественно отметить 50-летие Крымской вой­ны и героической 349-дневной обороны Севастополя. Спустя два года основоположник оте­чественной школы панорамной живописи художник-баталист Франц Алексеевич Рубо получил заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 метров и шириной 14 метров. К делу подошёл основательно: приехал в Севастополь, знакомился с документами, портретами и лично с участниками сражения, сделал около полусотни этюдов. Сюжетом будущей панорамы выбрал сражение на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой. Контурный рисунок будущего полотна Франц Рубо создавал в Петербурге, а когда работу утвердил император, уехал в Мюнхен, где вместе с помощниками создавал грандиозное полотно, отличавшееся особой точностью.
Панораму открыли в специально построенном здании по проекту военного инженера Оскара-Фридриха Ивановича Энберга и архитектора Валентина Августовича Фельдмана. Первыми посетителям стали ветераны Крымской войны, поражённые масштабом и растроганные точно переданными эмоциями и атмосферой сражения. Среди матросов на Малаховом кургане - адмирал Павел Степанович Нахимов, он руководит боем, как и было на самом деле. Но образ адмирала мог на панораме и не появиться: приехавшие на приёмку полотна чиновники из Петербурга потребовали заменить его главнокомандующим армией князем Горчаковым. Мотивация была простая: незадолго до гибели адмиралу прислали императорскую премию, на что он в присутствии офицеров раздражённо воскликнул: «Лучше бы они мне бомб прислали!». Неслыханная дерзость - упрекнуть государя за оказанную милость. Франц Рубо категорически отказал этой и другим комиссиям: во-первых, Горчакова во время боёв на Малаховом кургане не было, а во-вторых, Павел Нахимов - действительно боевой адмирал. Он высоко ценил матросов и солдат и всегда оказывался на передовой - уже во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года руководил боем на третьем бастионе, был ранен, в марте 1855-го контужен осколком бомбы на Камчатском люнете, но «с уцелевшей частью солдат и матросов пробился штыками из окружения». Вместе с ним штыковой атакой отбили Малахов курган 6 июня. А через три недели, 28 июня 1855-го, на этом кургане он с подзорной трубой в руке поднялся на возвышение бруствера и упал, сражённый пулей в голову.
Впрочем, убрать изображение Павла Нахимова с полотна панорамы Францу Рубо всё же пришлось: зарисовать его облаком. Дело в том, что в 1909 году полотно вывезли в Санкт-Петербург - император захотел увидеть, и члены очередной комиссии предположили, что образ адмирала может не понравиться государю. Попасть в немилость художник не захотел. «Под раздачу» попали и матросы на переднем плане - их портретное сходство с героями обороны тоже не понравилось комиссии, пришлось изменить. А вот изображать Горчакова на полотне Рубо отказался категорически.
В 1926 году советское правительство задумало вернуть полотну исторический вид, но Франц Рубо уже тяжело болел и не смог сделать работу - изображение адмирала Нахимова восстановил ученик баталиста художник Митрофан Греков.
Во время Великой Отечественной благодаря мужеству пожарных, солдат и моряков удалось спасти 86 фрагментов полотна - около 80% всей картины. Их вывезли в Новороссийск, а потом в Москву. После войны началось возрождение панорамы - возглавил группу реставраторов академик живописи Василий Яковлев. После его смерти в 1953 году руководство работами принял академик Павел Соколов-Скаля. Это была не просто реставрация, а фактическое создание творческой копии - художники, опираясь на исторические материалы, создали новые эпизоды панорамы. Новое открытие панорамы состоялось 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя.
Восстановление образа адмирала на полотне панорамы в 1926-м стало единственным почтением тогдашней советской власти Павла Нахимова. Через пять лет после того, как изображение адмирала появилось на полотне, его останки и останки  Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Владимира Истомина были уничтожены.
Павла Нахимова не стало через два дня после ранения (12 июля по новому стилю) - лучшие врачи были бессильны. Склонённые к гробу три адмиральских флага, тело, накрытое изодранным ядрами кормовым флагом «Императрицы Марии», ордена на столе, среди них - последний, за Севастополь, орден Белого Орла. И матросы стояли сутки у гроба, сменяя друг друга, а затем уходили на бастионы. Нахимова похоронили рядом с Лазаревым, Корниловым и Истоминым в склепе возводимого собора Святого Равноапостольного князя Владимира. В день похорон враг не стрелял, говорили, что англичане даже приспустили флаги на своих кораблях. Но после того, как англо-французские войска заняли всё-таки Севастополь, их мародёры взломали стену склепа, разбили крышки саркофагов и сорвали с мундиров адмиралов золотые эполеты. Но сами останки не тронули.
А в 1931-м при передаче здания собора Осоавиахиму отечественные мародёры склеп вскрыли, останки уничтожили. Спустя 60 лет специальная комиссия обследовала его, обнаружила среди мусора лишь обломки костей, которые в 1992-м торжественно перезахоронили.
Бюсты и памятник
В 1904-м на здании панорамы «Оборона Севастополя» установили и 13 скульптурных портретов (скульптор А. Попов) - бюсты великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича Романовых, князей Александра Горчакова, Александра Меншикова, Виктора Васильчикова, а также Павла Нахимова, Владимира Корнилова, Владимира Истомина, Степана Хрулёва, Александра Панфилова, Фёдора Новосильского, Александра Хрущёва, Дмитрия Остен-Сакена. Но 12 апреля 1918 года появился в Советской России декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В Крыму в то время шла гражданская война, но после её окончания появился и похожий приказ Крымревкома. Все музеи и памятники стали собственностью Крымской АССР, а
22 марта 1925-го «все украшения панорамы в виде атрибутов царской России - огромный бронзовый орёл, георгиевский крест и бюсты сняты».
К счастью, во время Великой Отечественной войны власти одумались - вспомнили имена героев Отечества, тем более что защитники Севастополя всегда с теплом отзывались о Павле Нахимове, называли его отцом матросов. В марте 1944-го, за два месяца до освобождения Севастополя, появились орден и медаль Нахимова. А в сентябре 1952-го Совет министров СССР включил в художественное оформление восстанавливаемой панорамы устройство специальных ниш для установки в них 13 цементных бюстов героев обороны Севастополя. Князей, естественно, убрали, кроме Виктора Васильчикова, начальника штаба гарнизона, тоже немало сделавшего для простых защитников города и ценимого ими. Кроме того, восстановили бюсты Павла Нахимова, Владимира Корнилова, Владимира Истомина, Степана Хрулёва, Александра Хрущёва, Александра Панфилова. Появились бюсты Эдуарда Тотлебена, Даши Севастопольской, Петра Кошки, Николая Пирогова, Льва Толстого, Григория Бутакова. Но установить бюсты смогли только в 1974 году, внеся в список, утверждённый Иосифом Сталиным, некоторые изменения. Но бюст Павла Нахимова (работа Леонида Смерчинского) всё-таки восстановили.
Восстановили в Севастополе в 1959-м памятник адмиралу и площади, где он находится, имя вернули. Площадь Нахимова (позднее Нахимовская) впервые появилась в городе в 1898 году, когда на ней к юбилею Синопского сражения воздвигли памятник великому адмиралу Русского флота. После Октябрьской революции названия менялись: площадь Труда, II Интернационала, Парадов, Ленина. Кстати, памятник Ленину в 1932 году установили на постаменте, где ранее находился первый памятник Нахимову. В 1959-м Павел Степанович навсегда вернулся в Севастополь - во флотской шинели с эполетами, зажав в правой руке подзорную трубу, смотрит на город, за который погиб.

Бюст адмирала на здание панорамы вернулся лишь через 70 лет.

Наталья ПУПКОВА.