Легендарная «Веста»

Спустя 129 лет после гибели героический корабль нашли на дне Чёрного моря

17 Май 2016 184
Первые находки с «Весты».
Первые находки с «Весты».

«Русские не сдаются» - это не раз доказывали моряки Черноморского флота: 18-пушечный бриг «Меркурий» капитан-лейтенанта Александра Казарского 14 мая 1829 года, во время 9-й Русско-турецкой войны, принял бой с 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». Получив 155 пробоин, потеряв 10 из 115 человек экипажа убитыми и ранеными, вышел победителем. Спустя 48 лет победителем в неравном бою с новеньким турецким броненосным корветом «Фетхи-Буленд» вышел 21-летний деревянный пароход «Веста» капитан-лейтенанта Николая Баранова. А погиб пароход спустя 10 лет, столкнувшись с другим судном. Осенью прошлого года останки легендарного корабля учёные обнаружили неподалёку от мыса Тарханкут.

Из гражданского -
в военный
Изначально «Веста», спущенная на воду в 1856 году, была гражданским пароходом Российского торгового общества, перевозила по Чёрному морю пассажиров и грузы.
В начале 1877 года правительство Российской Империи выкупило пароход, на нём установили 6-дюймовые мортиры с двумя приборами управления навесной стрельбой конструкции Алексея Давыдова, 7 малокалиберных пушек и 2 минных катера. Гражданский пароход стал лёгким военным крейсером, пароход-фрегатом. Шла очередная война с турками, и на Чёрном море нам нужны были боевые корабли, но после Крымской войны России запрещалось иметь военный флот, приходилось идти на хитрость. 133-мя членами экипажа «Весты» командовал капитан-лейтенант  Николай Баранов, среди моряков - лейтенанты артиллеристы князь Евгений Голицын-Головкин, Аполлон Коротков, Зиновий Рожественский, минный офицер лейтенант Иван Жеребко-Ротмистренко, штабс-капитан флотских штурманов Николай Корольков и штурман Васильев, мичманы Григорий Петров и Евгений Рогуля, подпоручик главный механик Гавриил Пличинский, гардемарин Михаил Барковский, юнкер Алексей Казнаков, врач Владислав Франковский, боцман  Алексей Власов, братья лейтенанты Владимир (старший офицер парохода) и Михаил (минёр) Перелешины, прапорщик артиллерист Андрей и юнкер Владимир Яковлевы.
В первый поход «Веста» вышла из Одессы 10 июля 1877 года - для охраны побережья Чёрного моря и испытаний приборов Давыдова - специально прибыл подполковник Морского технического комитета Константин Чернов. На рассвете следующего дня заметили вдали корабль, подойдя ближе, обнаружили турецкий броненосец. «Фетхи-Буленд», двумя годами ранее спущенный на воду, был вооружён четырьмя 9-дюймовыми пушками, имел броневой пояс и закрытые стальными листами каземат и палубу, незащищёнными оставались только машинные и котельные люки. Первым огонь открыл «турок», деревянная «Веста» приняла бой. Позже русские герои рассказали, как это было. «Ответив залпом, пароход лёг курсом на Одессу. Пользуясь преимуществом в скорости, турецкий корабль быстро настиг, снаряды вывели из строя мортиру и кормовой прибор прицеливания, повредили корму, смертельно ранен подполковник Чернов. Отстреливаясь из уцелевшей мортиры (из неё попасть по движущейся цели сложнее, чем из пушки), «Веста» развила полный ход, противник догонял. Очередной взрыв уничтожил минный катер и оторвал ногу лейтенанту Михаилу Перелешину. Но и «Веста» не оставалась в долгу: снаряд мортиры, наводимой раненым Коротковым и Рожественским, взорвался в районе боевой рубки броненосца. Новое попадание турецкого снаряда контузило Баранова и повредило штуртрос, передающий рулю повороты штурвала, - пароход потерял управление. Команда решила пойти на таран, взорваться вместе с неприятелем. Но, к счастью, матросы смогли исправить штуртрос, очередная бомба из мортиры Рожественского угодила в трубу броненосца. Из-под палубы «Фетхи-Буленд» повалил дым с паром, он снизил скорость, остановился, а затем развернулся и стал уходить». «Видя два орудия у себя подбитыми, имея в корпусе две пробоины, двух офицеров убитыми и четырёх ранеными, палубу, заваленную осколками и разорванным человеческим мясом, и, что главное, видя, что машинисты и кочегары едва держатся на ногах после пятичасового боя, я не решился преследовать убегавшего быстроходного врага, тем более что он поднял какой-то сигнал и на горизонте стали показываться ещё рангоуты судов», - докладывал потом Николай Баранов вице-адмиралу Николаю Аркасу, главному командиру Черноморского флота. А тот писал в Морское министерство: «Честь русского имени и честь нашего флага поддержаны вполне».
Награды
и альтернативная
версия
Моряки, вернувшись в Севастополь, отправили в госпиталь раненых: лейтенанта Аполлона Короткова - 17 дробин в спине (турки стреляли ещё и картечью) и осколок в лицо, лейтенанта Владимира Перелешина, мичмана Григория Петрова, юнкера Владимира Яковлева, матросов Даниила Якушевича и Капитона Черемисова - всего 21 человека. Простились с убитыми: подполковником Константином Черновым, прапорщиком Андреем Яковлевым, лейтенантом Михаилом Перелешиным, матросами Филиппом Белым, Владимиром Евтеевым, Иваном Павленко, Фёдором Киященко, Семёном Лаптевым, машинистом Григорием Мирошниковым, кочегаром Михаилом Устиновым, стрелком Николаем Носковым и комендором Иосифом Цветковым. Героев «Весты» похоронили на Михайловском кладбище, спустя
3 года установили пятиметровый памятник с вмонтированными чугунными ядрами и орудийными стволами.
Указом императора Александра II семьям погибших выдали пенсии, Николай Баранов, Зиновий Рожественский и Владимир Перелешин награждены орденами Святого Георгия 4-й степени, остальные офицеры - орденами Святого Владимира 4-й степени. Гардемарины Михаил Бараковский и Алексей Казанков, юнкер Владимир Яковлев, боцман Алексей Власов, боцманматы Давид Рубин, Максим Ефимов, Иван Клименко, матросы Михаил Шведков, Егор Тупицын, Влас Коршунов и Михаил Савин, Даниил Якушевич и Капитон Черемисов - знаками отличия Военного ордена - Георгиевскими крестами. Позже такими знаками отличия наградили всех матросов, выдали пожизненный пансион.
Однако не все разделяли подвиг экипажа «Весты. «Не было героического пятичасового боя с блестящим маневрированием, а было бегство, длившееся пять с лишним часов - на всех парах, как только котёл не взорвался. Отстреливались от турок, но причинить броненосцу особого вреда не удалось. Турки же не могли догнать «Весту», поскольку их орудия располагались по углам каземата, и для того, чтобы стрелять по убегавшей «Весте», им приходилось всё время маневрировать, отклоняться в стороны. Но даже стрельбы из одного орудия хватило бы, чтобы едва не потопить пароход». Эти строки спустя год после боя в газете «Биржевые новости» написал Зиновий Рожественский. Тот самый артиллерист, сумевший поразить незащищённую бронёй трубу турецкого корабля, вынудив его замедлить ход. Тот самый офицер, посланный с докладом о бое в Морское министерство. Тот самый, награждённый за подвиг орденом Святого Георгия, а позже ставший вице-адмиралом, командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой, потерпевшей страшное поражение в 1905-м при Цусиме.
Исследователи считают, что опровергнуть подвиг «Весты» он решил из-за неприязни к командиру Николаю Баринову, ставшему позднее градоначальником Петербурга. Впрочем, разбирательств по этому поводу Морское министерство не устраивало. Да и как можно не говорить о героизме, если экипаж не сдал корабль превосходящему по силе врагу!
И даже если уходил, то пять часов рисковал жизнью: и котёл мог взорваться, и турок подойти, расстрелять в упор.
И сражались моряки героически, и гибли реально.
Находка на дне
После войны «Веста» вновь стала торговым судном. Ночью 5 ноября 1887 года шла из турецкого порта Самсун в Одессу, столкнулась с пароходом «Синеус» и затонула. Место гибели корабля и 34 членов экипажа не было установлено, и лишь спустя почти 130 лет, осенью прошлого года, специалисты Черноморского центра подвод­ных исследований обнаружили на глубине 52-х метров в 16 километрах от мыса Тарханкут остатки деревянного корабля.
- После исследований, в том числе и в архивах, стало ясно, что это пароход «Веста», - поясняет директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Казанник. - Легендарное судно, участвовавшее в Русско-турецкой войне, в пятичасовом бое с турецким броненосцем. Подвиг «Весты» запечатлён на полотнах маринистов Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова.
По словам завотделом тех­обеспечения центра Михаила Шевчука, одного из первых погрузившихся к месту гибели судна, «его корпус сложился как карточный домик: всюду виднеются элементы надстроек и палубы, резные детали мебели и двери кают. Судно почти не заросло, котлы, паровая машина сохранились. Хорошо сохранилась и носовая часть, фрагменты палубы, элементы деревянного орнамента, что и позволило идентифицировать пароход».
Учёные занимаются составлением планов кораблекрушения, подъёмом предметов. В работе экспедиции задействованы катер «Аргус-1» и подводный телеуправляемый аппарат «Гном». Именно робот-поисковик помог обнаружить штурвал «Весты», который будут поднимать.
- Это одна из самых значительных находок, - говорит Виктор Вахонеев, замруководителя центра. - Обнаружение парохода - уникальное событие: мало того, что героический корабль XIX века, так ещё и неразграбленный - интереснейшие находки для музеев. Всё поднимаемое передаётся в лабораторию музея подводной археологии на Даче Стамболи в Феодосии, находки высаливаются в специальном растворе, после реставраторы будут проводить расчистку.
Первой поднята бронзовая ступка, затем - судовой фонарь, цветные линзы сигнальных огней, фарфоровая посуда фабрики Кузнецова - тарелки с гербом царской России. Исследования продолжатся всё лето, а вот поднимать корабль не будут. В воде дерево сохранится лучше, и легендарная «Веста» станет экскурсионным объектом для дайверов.

Фото автора и gkokn.rk.gov.ru