Сумасшедшее кино о людях

27 Апрель 2016 171
В результате гонки этот катер разбивается в щепки.
В результате гонки этот катер разбивается в щепки.

В Крыму завершается основной, он же самый сложный этап съёмок полнометражного художественного фильма «Крым». Мы уже рассказывали об истории любви севастопольца Александра (его роль исполняет Роман Курцын) и киевлянки Алёны (Евгения Лапова), оказавшихся по разные стороны баррикад во время событий «Крымской весны». Наше знакомство с актёрами состоялось, когда над их головами проносились вертолёты, а рядом проезжала многочисленная колонна бронетехники. И вот мы снова побывали на съёмочной площадке этого зрелищного кино и стали свидетелями стремительной погони на катерах в уникальном месте - водном канале Балаклавского подземного музейного комплекса в Севастополе.

Интересно и жутко

Пасмурное дождливое утро в Балаклаве не стало помехой для съёмок одной из самых захватывающих сцен фильма «Крым». Тишину бухты буквально разрывал шум моторов двух катеров. От входа в Балаклавскую бухту через неё лихачи проследовали к выходу из канала бывшего завода по ремонту подводных лодок.
Единственный в мире некогда секретный объект 825 ГТС, где выполняли ремонт и заправку подводных лодок, превратился из тёмного подземелья в длинную, прекрасно освещённую площадку, нашпигованную съёмочной техникой, приборами и камерами. За две недели канал в горе Таврос длиной 608 метров, шириной от 10 до 24 метров, высотой 24 метра и глубиной 8 метров изменил своё предназначение от части музейного комплекса до места, великолепно передающего динамику погони на катерах. Как заметил режиссёр-постановщик фильма «Крым» Алексей Пиманов, этот тоннель и вся база в целом создают очень напряжённую обстановку в кадре. И не только в кадре. Это чувство испытываешь при входе в штольни, пробитые в мраморе горы, когда ощущаешь прохладу подземелья (средняя температура воздуха во всех помещениях - +16 градусов), когда позади остаются массивные противоатомные двери, герметично закрывающиеся, когда проходишь мимо минно-торпедной части комплекса, где наряду с яркой учебной лежит и боевая торпеда.
И кажется, что дыхание этого мощного сооружения, навсегда остановившегося в 1992 году, продолжается. А технические сотрудники, осветители, пиротехники, операторы, ассистенты, члены съёмочной группы фильма «Крым» - не они, а те самые рабочие, руками которых в сухом доке было отремонтировано около 300 подводных лодок, испытаны все баллистические ракеты в Советском Союзе, корпуса подводных лодок, глубоководные аппараты, впервые апробированы крылатые ракеты.
И волоски на коже шевелятся при мысли, что здесь с появлением ядерного оружия хранили ядерные боеприпасы, а на складе ГСМ (горюче-смазочных материалов) стояли 19-метровые ёмкости с нефтепродуктами.
И по сей день, хотя львиная доля приборов и техники из уникального комплекса была украдена при Украине, в штольнях запрещено делать всё, что связано с возгоранием и взрывом. Зато для съёмок эпизода, где герой выныривает из водной глади, разрешили в кессонный бассейн, в котором раньше проверяли торпеды на герметизацию (подсветка снизу позволяла видеть, идут пузырьки от боевого снаряда или нет), залить пять тонн воды.
Несмотря на то, что Балаклавская бухта и секретный военный объект времён холодной войны - излюбленные места съёмок многочисленных документальных и художественных фильмов (достаточно вспомнить американскую киноленту «Солдаты удачи» и фантастический фильм Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров»), работать там непросто, признались и режиссёр-постановщик, и оператор-постановщик киноконцерна «Мосфильм» Владимир Климов:
- Когда мы с моими ялтинскими товарищами прошли по потернам (подземным коридорам) и вдоль канала некогда секретной базы и я им озвучил поставленную задачу, они погрустнели. Всего-то надо 500 метров канала осветить, установить 50 приборов. Но в кино ответа «нет» не бывает. Мы придумали, как всё сделать, поэтому я считаю это кино сумасшедшим.

«Каскадёры готовы, камера, начали»

Три оператора на три основных камеры, дополнительные экшн-камеры, партикабль - высокий помост с платформой, предназначенный для укрепления на нём съёмочной камеры или осветительной аппаратуры, - это лишь часть технического вооружения, необходимого для съёмки эпизода погони на катерах.
С суши каскадёров, мчащихся на огромной скорости, снимали два оператора, едущие вдоль канала на квадроцикле. Потом тот же эпизод снимали камерой с верхней площадки. Смена планов, света, сокращение расстояния между катерами и увеличение их посадки - всё продумывали и делали ради красивых кадров гонки. А на площадке в это время стояли совсем рядом сверхмалая подводная лодка «Тритон 1М» и небольшой современный автобус с оборудованием. Вот такая она, киношная эклектика.
Управление катером в тот день доверили и актёру Павлу Трубинеру. Многие знают его по фильмам «Сдвиг», «Курортный роман», «Грач», «Параграф 78». С задачей актёр успешно справился, несмотря на то, что за день до этого ушиб колено, гоняя на катере по Балаклавской бухте. И это не единичные трудности, которые ему пришлось испытать на себе: снимать 5 смен на высоте 1,5 тысячи метров над уровнем моря на Ай-Петри, где было холодно и ветер буквально сносил с ног, а кислорода не хватало, также было непросто. Но не трюки - главное в этом фильме. «Крым», по задумке Алексея Пиманова, «это история про людей, которые проживают во время переломных событий века, а не про армию или войну».

Оксана ПАВЛЕНКО.