Новая история нового города

27 Апрель 2016 224

Оказывается, у Крыма кроме Симферополя есть ещё одна столица - Неаполь Скифский, которая намного старше нынешней. Город возник во втором веке до нашей эры и закончил своё существование в третьем веке нашей эры. Попасть сюда проще простого - на маршрутке или подняться пешком с улицы Воровского на Петровские высоты.

Впервые я попал сюда на папиных плечах, было мне тогда два или три года, поэтому почти ничего не помню - говорят, бегал по полю и радовался раздолью. Папы не стало, когда мне было 3 года. Осталась его книга «На рубежах памяти. Незавершённая книга об истории Крыма». По ней я, когда подрос, и изучал историю. Есть в ней очерк и о Неаполе Скифском. Этот материал «Последний век Неаполя Скифского не менее печален, чем последний день Помпеи» был опубликован в марте 1999 года в газете «Крымская правда», где он работал. Я пришёл в историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский» с папиной книгой в руках, так что никакого экскурсовода мне не потребовалось.
Почему именно здесь возник Неаполь Скифский? Да потому, почему тут был построен и Симферополь. Тут центр полуострова на пересечении торговых путей из Херсонеса и Боспора, Керкинитиды (Евпатории), Калос-Лимена (пос. Черноморское) и Приднепровья. Скифское название столицы до нас не дошло. Известно лишь, что греки называли её Неаполем, или Неаполисом (в переводе - «новый город»). По Неаполю, как по книге, говорил отец, можно прочесть скифскую историю. Богатели вожди - и в городе появились прекрасные строения; скифы готовились к войне - и их столица превращалась в неприступную крепость. Если закрыть глаза и попытаться представить, как это было, то можно услышать цокот копыт лошадей, грохот колесниц - это скифы возвращаются из похода. Они были отважными воинами. Основу скифского войска составляла легковооружённая пехота. Но главной ударной силой были отряды тяжеловооружённых всадников, защищённых панцирями, шлемами и щитами. Скифы были превосходными стрелками, мастерски владели коротким мечом (акинаком). А ещё они были прекрасными оружейниками и кузнецами. Быт скифов определялся кочевым образом жизни. Своеобразными жилищами на колёсах были кибитки на 4-х или 6-ти колёсах, в которых передвигались женщины и дети, хранилось имущество скифов. Мужчины с детства жили на конях. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.
В очерке Владислава Рябчикова отмечалось, что памятник «Неаполь Скифский» даже не был обнесён забором и на его территории паслись коровы и козы. Отец болел всей душой за этот исторический памятник, с болью писал о наплевательском отношении к нему. Он считал, что со временем визитной карточкой Симферополя станет не вокзал, а Неаполь Скифский или его башня Скилура. Как он был бы рад, что Неаполь стал музеем-заповедником. Многое предстоит сделать и, конечно, не так быстро. Важно то, как считал мой отец, что мы, приводя в порядок этот памятник мирового значения, научимся хранить исторические ценности и гордиться нашей историей.
Для разговора об этом я пришёл к известному археологу, кандидату исторических наук, директору государственного историко-археологического музея-заповедника «Неаполь Скифский» Юрию Зайцеву.
Я спросил его:
- Как удалось вернуть наш Неаполь из небытия, ведь, по оценкам специалистов, в 1999 году коэффициент его сохранности составлял 0,35, то есть был на грани возможного для реконструкции? Изменилось ли уже в нём что-то в лучшую сторону?
- Коэффициент сохранности памятника, конечно же, не повысился. Он остался таким, каким нам достался. И повысить его мы не можем. Главная задача - не изменить, а не утратить то, что сохранилось. Это действительно та грань, ниже которой реконструкция вообще невозможна. Неаполю не повезло в том смысле, что он находится внутри Симферополя. И это обстоятельство негативно сказалось на сохранности его изначально, хуже того, остатки города постоянно разбирали, чтобы использовать камни как строительный материал. Вообще в идеале реконструкцию лучше всего проводить тогда, когда, например, само здание стоит в полный рост, а обвалилась только одна стенка. Естественно, тогда прямой смысл его восстанавливать. Ну, а если остался только фундамент, то в этом случае нужно не перегибать палку. Лучше всего поднять над фундаментом стенки на небольшую высоту, чтобы было видно планировку зданий, порядок размещения в нём мебели и людей. То есть нужно всё сделать так, чтобы, как говорится, и овцы были целы, и волки сыты. Поэтому стараемся для проведения реконструкций не использовать современные строительные материалы - применяем камень и глину, которыми пользовались и в древности.
Так мы работаем, хотя есть разные мнения по поводу реконструкций таких памятников. Одни считают, что вообще ничего трогать нельзя, а сохранять то, что пришло к нам из давних веков. Таков европейский подход. Некоторое время назад к нам приезжала делегация специалистов ЮНЕСКО, они тоже придерживаются этого взгляда. Но есть и другая точка зрения, сторонники её считают, что надо всё восстанавливать под крышу. Мы считаем, что необходимо придерживаться середины между этими крайними взглядами. Ведь по сути дела мы, можно сказать, успели на отходящий поезд. Уже кое-где исчезли последние следы сооружений города, но, к счастью, сохранились фотографии, по которым можно вести реконструкцию.
- Пока ведутся реконструкционные работы, заповедник будет закрыт для туристов?
- Ничего подобного. Неаполь по-прежнему представляет интерес для многих. Но сейчас, к сожалению или к счастью, мы не можем принять большое количество туристов. Сегодня Неаполь посещают в основном одиночки и группы из двух-трёх человек. Большие классические экскурсии проводить не можем и потому, что у нас мало экскурсоводов, и потому, что пока не можем показать всё, что хотелось бы показать. Но, тем не менее, заметно, что интерес стабильно растёт, и это видно по количеству посещений. Причём идут к нам в любую погоду, в любое время года. Это в том числе и люди, которые приезжают к нам на отдых или следуют транзитом через Симферополь. Проблема не только в том, что музей ещё не оформлен, но и в подходах к нему. Дороги, которые ведут в заповедник, разбиты. Городские власти должны что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию. Будут хорошие подъезды - и интерес к Неаполю неизмеримо возрастёт.
- И всё-таки, Юрий Павлович, что делается, как вы говорите, внутри, чтобы старый Новый город выглядел по-новому, как привлекательный туристический объект?
- Почти все 200 лет раскопок Неаполя приносили открытия, многие из которых действительно были и яркими, и очень важными. В первую очередь надо сказать, что для учёных он был и остаётся одним из ключевых в изучении истории древнего Крыма и в целом Античного мира. Ныне он уже совершено отчётливо предстаёт как город, в котором концентрировались разные культуры, представители разных народов, здесь они перемешивались, и в итоге сложилась самобытная культура, представления о которой дают здешние здания, предметы и памятники искусства. И тем не менее, его надо изучать и изучать, и для будущих раскопок здесь непочатый край работы. Пока раскопана небольшая часть города, остальная центральная часть его ещё нам неизвестна, недостаточно изучена система обороны Неаполя. Но копать мы не спешим, потому что сначала надо привести всё раскопанное в порядок, создать зрелищный комплекс. Его надо реконструировать и благоустроить. Это задача номер один. Нужно развернуть экспозицию на втором этаже башни, да такую экспозицию, чтобы можно было, как говорится, «потрогать руками». Здесь же нужно представить и такой исторический памятник, как Ак-Кая - другое скифское городище, которое, по-видимому, было первой скифской столицей в Крыму, потому что возникло лет на 150 раньше, чем Неаполь. А пока мы готовим выставку, которая в мае откроется в Центральном музее Тавриды. Планируем также открыть выставку древних амфор. Словом, планы большие, и, даст Бог, надеемся их осуществить.

На фото: Заповедный Неаполь Скифский.

Артём РЯБЧИКОВ.