Мы наш, мы новый мир построим

26 Апрель 2016 204

Станет ли Дональд Трамп американским Ельциным, Хиллари Клинтон - Горбачёвым, а Дэвид Кэмерон - Кравчуком? Это, безусловно, любопытно, но по большому счёту абсолютно не важно. Успеет ли Обама за оставшиеся ему примерно 9 месяцев завершить процесс приёма вассальной присяги участниками трансокеанских партнёрств и отдать 73% мировой торговли во власть транснациональных корпораций, не так важно, как кажется. Причины, по которым в прошлом веке разразились две мировые войны, а в нынешнем - десятки локальных конфликтов, не исчезнут. Они заложены в самой капиталистической модели, в какие бы демократические одежды она ни рядилась. Не изменив главного правила игры, по которому «победитель получает всё», от угрозы III мировой человечество не избавится.

Планы ковбоев и грёзы лохов

В неравных союзах одни планируют и зарабатывают, другие грезят и расплачиваются. Северо-атлантический альянс - один из таких союзов.
- Нам нужно предложить новые подходы и новое видение ситуации. Одним из таких новых подходов может быть инициатива о создании Черноморской флотилии под руководством НАТО, которая имеет цель усилить присутствие альянса и укрепление безопасности на Чёрном море, - заявил Пётр Порошенко 21 апреля в Бухаресте на сов­местной пресс-конференции с президентом Румынии Клаусом Вернером Йоханнисом. Согласно конвенции Монтрё о статусе турецких проливов, совокупное водоизмещение военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должно превышать 30 тысяч тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 тысяч тонн в случае увеличения ВМС черноморских стран). Срок пребывания в акватории военных кораблей нечерноморских государств ограничен 21 сутками. Создание флотилии НАТО на основе ВМС Румынии, Болгарии, Украины и Турции само по себе расклада сил не меняет. Но если под флагами этих стран в Чёрном море появятся боевые корабли других членов альянса (в первую очередь - США), ситуация может измениться. В Москве напомнили, что режим соблюдения конвенции о проливах «должен оставаться незыблемым», и дали понять, что попытки усилить присутствие боевых кораблей нечерноморских стран встретят адекватное противодействие. Как может выглядеть вежливое выражение неудовольствия, моряки «Дональда Кука» уже знают.
Настойчивые приглашения оккупировать страны Балтии в Москве так и не услышали, и Вашингтону пришлось усилить риторику. Ещё в конце февраля главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав прямо заявил, что «Россия решила быть противником и представляет долгосрочную угрозу для существования Соединённых Штатов и их союзников и парт­нёров в Европе». После таких слов герой вестернов должен выплюнуть сигару, выхватить верный «кольт» и ликвидировать угрозу. Современные герои поступают иначе: требуют выделения денег на «кольт», патроны, лошадь и всё прочее, не забыв добавить в длинный перечень памперсы, таблетки от бессонницы и услуги психоаналитиков: «Бюджетная заявка на этот год отражает нашу твёрдую приверженность интересам безо­пасности наших союзников и партнёров и наше намерение и в дальнейшем защищать их родину». В данном случае речь идёт об использовании стран Балтии в качестве плацдарма для атаки на Калининградскую область РФ.
Тем временем сам балтийский плацдарм НАТО, воюющий с Россией в собственном воображении почти так же долго, как Киев, потерявший за три года 98 миллиардов долларов вследствие разрыва экономических связей с РФ, терпит похожие бедствия.
В постсоветское время транспортная инфраструктура Литвы, Латвии и Эстонии обеспечивала до трети ВВП этих стран. Однако запущенная летом 2000 года программа развития российских портов (в первую очередь - Усть-Луги) приносит свои плоды. В результате снижения грузооборота в I квартале 2016 года, по оценкам специалистов, в таллиннском порту работы лишатся около 6 тысяч человек, а на железной дороге - больше 1,2 тысячи. Более того, в новых условиях железные дороги стран Балтии становятся попросту убыточными.
Надежды на компенсацию издержек в результате военных побед над ненавистной Москвой не выглядят обоснованными. При проведении командно-штабных учений 173-й воздушно-десантной бригады США на полигоне Хохенфельс в Германии несколько бронемашин разлетелись на куски в результате неудачного десантирования. Этот случай, конечно, не говорит о слабости НАТО, но… сами понимаете.

Время европейских референдумов

О том, что происходит с Европейским союзом, на поверку намного более слабым и менее долговечным, чем СССР, плодами распада которого весьма успешно пользовались европейцы, достаточно хорошо известно.
- В чём-то современная ситуация с ЕС напоминает ситуацию с СССР тридцатилетней давности. Получающая дотации периферия недовольна диктатом центра, а испытывающий перенапряжение финансовых возможностей центр всё более тяготится «сидящей на шее» периферией. Постепенно понимание взаимозависимости уступает место взаимным претензиям, недовольству и желанию пересмотреть правила игры, - констатирует президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Сейчас британский референдум является такой же миной под устои ЕС, какой была прибалтийская фронда в отношении СССР. Дело не в его результатах. Дело в том, что ЕС отказался от принципиальной позиции, заключающейся в том, что любые права и льготы возможны лишь при условии исполнения определённых обязанностей, и, поддавшись шантажу Кэмерона, пошёл на уступки… Теперь можно всем, а остальное - дело времени.

Ближневосточный узел

В настоящее время правительственные войска ведут бои с террористами севернее и восточнее Пальмиры. Напомним, что в конце марта в результате двухнедельной битвы с сирийской армией и военизированными формированиями Сил национальной обороны при поддержке с воздуха ВКС РФ террористы ИГ были полностью изгнаны из Пальмиры. На разминирование сокровищницы мировой истории российским специалистам потребовалось около 20 дней.
Изменилась риторика Барака Обамы - впервые с 2014 года главными угрозами названы запрещённые в РФ террористические группировки ИГ (ИГИЛ, DAESH) и «Аль-Каида». В интервью немецкой «Bild» Обама заявил, что уничтожение ИГ имеет первостепенное значение. А по позициям террористов ИГ в Ираке начали наносить удары стратегические бомбардировщики B-52, недавно размещённые на базе «Эль-Удейд» в Катаре. Россия по-прежнему обвиняется в «агрессии», но уже не называется угрозой, равной ИГ и лихорадке Эбола. Официальный представитель Пентагона полковник Стив Уоррен признал, что ВКС РФ более 70% ударов нанесли по ИГ (ранее представители США, не смущаясь, заявляли, что 80% ударов российской авиации приходится не по террористам, а по «умеренной оппозиции»), сообщил об уничтожении склада оружия на севере Ирака, а заодно и о том, что успехи иракских вооружённых сил позволили перекрыть северные пути снабжения террористов и получения ими подкреплений. Последнее замечание особенно интересно: Уоррен таким образом фактически признал, что оружием и живой силой ИГ снабжает Турция.
В провинции Эль-Хасака на севере Сирии в последнее время усиливается вооружённое противостояние между курдами, добивающимися предоставления им автономии и защищающими территориальную целостность страны проправительственными Силами национальной обороны (СНО). Этот конфликт выгоден террористам, поддерживаемым Турцией, Катаром и Саудовской Аравией, выгоден самой Турции, которая уже достаточно давно воюет с курдами на своей территории. И если Вашингтону перед выборами нужны победные реляции, то Анкару, Эр-Рияд и Доху быстрое поражение снабжаемых ими террористов совершенно не устраивает.
К явно не безоблачным в связи с угрозой заморозки находящихся в собственности КСА долговых обязательств США на сумму 750 миллиардов долларов отношениям Вашингтона и Эр-Рияда добавилась ещё одна деталь: 20 апреля (в день визита Барака Обамы в Эр-Рияд) Верховный суд США отказал Центробанку Ирана в возвращении 2,65 миллиарда долларов из замороженных в результате санкций иранских активов и постановил направить эти средства родственникам американских военных, погибших в результате террористических атак в Бейруте в 1983 году и в Саудовской Аравии в 1996-м. Санкции с Тегерана сняли, а денежки решили не возвращать. Причастность Ирана к терактам международному сообществу официально не доказана. Как, впрочем, и причастность Саудовской Аравии к терактам 11 сентября 2001 года. Зато саудитам, обеспокоенным мягкостью Вашингтона в отношении Тегерана, США продемонстрировали готовность «кидать» не только их, но и их противников. Правила для всех одни: только в Вашингтоне решают, что и для кого «по правилам», а что нет, больше нигде.

Проект проектом вышибают

Председатель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков обвинил США в «политическом расизме». Собственно говоря, в этом суть глобализации.
- Им нужны субъекты их мира, а не объекты, которые от них в значительной мере независимы, - отметил Пушков. - Поэтому, когда мы говорим, что мы должны бороться за другой мировой порядок, не американоцентричный, а некий иной, где будет баланс интересов, мы фактически обеспечиваем условия для своего национального существования и выживания. Но этим же мы привлекаем на свою сторону очень многие государства, которые до последнего времени не играли ведущей роли в политике.
Что мы в итоге получаем? Противостояние двух блоков - глобалистского и антиглобалистского, то есть (поскольку оба блока состоят из капиталистических стран) империалистическую войну образца XXI века, методы ведения которой современны, а причины примерно те же, что 102 года назад. Количество тех, кто готов «желать поражения собственному правительству» и рассчитывает «превратить вой­ну империалистическую в вой­ну гражданскую», в прошлом веке и сейчас сравнимо, а вот зарубежное финансирование сегодня они получают куда более щедрое, чем издатели ленинской «Искры». А вот настолько же привлекательного проекта мирового масштаба никто пока не в состоянии предложить. Да и цели такой у них нет.
Но в следующем году исполнится ровно 100 лет с начала отсчёта Новейшей истории - того момента, как в России ценой гигантских потерь, крови и страданий была начата реализация нового общественно-политического проекта мирового масштаба. И чтобы история не пошла по кругу, у России сегодняшней нет другого варианта, кроме как предложить миру новый настолько же глобальный проект. Но хорошо бы учесть при этом уроки прошлого. Слишком велика цена ошибки.

Николай ФИЛИППОВ.