Истина им виделась в вине

21 Апрель 2016 270

История крымского виноделия - кто же её не знает у нас? Всё здесь просто и понятно. Князь Лев Голицын, предприятия «Новый Свет» и «Массандра», институт «Магарач»… С них же всё началось в этой отрасли и по инерции докатилось до наших времён. Хотя и через ухабы, буераки, пробуксовки и откаты назад. Однако упрощённому подходу к череде прошедших событий, их примитивному и поверхностному истолкованию удивился бы и сам Лев Голицын. Почему, например, оказался основательно забытым Михаил Щербаков, которого он считал ровней, советовался с ним, изучал его научные труды? И который пользовался международной известностью в кругу специалистов.

Первая в России
кафедра виноделия
Михаил Фёдорович явился основателем первой в Крыму и на всём юге тогдашней Российской Империи кафедры виноделия.
В 1907 году он был приглашён в Крым на должность директора Никитского ботанического сада.
В посёлке Никита профессор познакомился со многими членами царского двора и с самим императором Николаем II, пользовался их расположением. На посту главы Ботанического сада помимо прочего занимается наукой виноделия, изучает процессы рождения вина в ходе сбраживания виноградного сусла, биохимические основы созревания и старения напитков, находит оригинальные решения проблемы понижения их кислотности. Михаил Фёдорович одним из первых в науке исследовал диетические и лечебные свойства красных вин.
В 1922 году профессор переехал в Симферополь, где осуществил свою давнюю идею по организации подготовки квалифицированных специалистов для повсеместного развития производства вина на научной основе. Вначале он становится ректором Института специальных культур, возникшего на базе Таврического национального университета, а в 1923-м основывает свою кафедру и становится её бессменным заведующим до начала Великой Отечественной войны, не считая командировки в 1925 году в Краснодар, куда его пригласили для создания там такой же, как в Крыму, кафедры виноделия. И после войны Михаил Фёдорович до конца своих дней, до 1947 года, руководил кафедрой.
Нынешний заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Евгений Шольц-Куликов рассказывает, что в послевоенные годы при этом учреждении выращивали виноград. Осенью студенты собирали грозди сладких ягод и отжимали их на корзиночном прессе. Из полученного сусла готовили вино, затем учились профессионально дегустировать напитки.
Питомцы вуза регулярно проходили производственную практику на ведущих предприятиях отрасли. В 60-80-х годах прошлого века таковых было десятка полтора. В лучшие периоды в Крыму перерабатывалось более 600 тысяч тонн винограда. Для сравнения скажем, что сейчас перерабатывается не более 100 тысяч тонн.
В сферах виноградарства и виноделия трудились многие выдающиеся организаторы производства, например, директор совхоза «Виноградный» Симферопольского района Георгий Авраамов, директор совхоза «Коктебель» Феодосийской зоны Михаил Македонский. Удивительная судьба у этого знаменитого грека.
Как партизанский
вожак стал виноделом
До войны М. А. Македонский трудился рядовым бухгалтером. Все годы оккупации Крыма, с 1941 по 1944, Македонский был партизаном: сначала - заместителем командира Бахчисарайского партизанского отряда, а когда в одном из первых боёв погиб его командир, Македонский стал вожаком народных мстителей. Михаил Андреевич проявил себя хорошим организатором.
В голодную зиму 1941-1942 годов он провёл со своим отрядом ряд удачных продовольственных операций, в результате которых отряд нормально перезимовал. В 1943 году Македонского назначили командиром Южного соединения крымских партизан.   После Великой Победы Михаила Андреевича ждала тяжёлая жизненная ситуация. Как и все греки, крымские татары, представители некоторых других народов, проживавших в Крыму, он был депортирован. Однако вскоре Сталин сделал исключение для таких людей и позволил им по собственному усмотрению выбирать место жительства. Македонский выбрал Коктебель.
И пришёлся здесь ко двору. Михаил Андреевич оказался толковым, дальновидным хозяйственником. При нём создавались богатства нового Коктебеля - обширные виноградники, современное виноделие. Македонский добился согласия властей на сооружение грандиозных винподвалов и винзавода на склоне горы, недалеко от посёлка Планерского. На реализацию этой идеи государство выделило крупные средства, и в 1959 году началась реализация проекта.
Македонский поставил тогда перед руководимым хозяйством амбициозную цель: создать на полуострове предприятие, равное знаменитой «Массандре».
И упорно продвигался к её достижению. Привлечённые к работе московские метростроевцы соорудили нижнее винохранилище - это восемь врезающихся в гору тоннелей, соединённых 90-метровой галереей. Длина каждого тоннеля - 60 метров. Затем создали верхнее винохранилище. Оно состоит из пяти таких же тоннелей, но длиной от 120 до 360 метров.
Ветераны хозяйства рассказывают, что всё своё время директор посвящал производству. В конце рабочего дня, уже затемно, иногда мог позволить себе с ближайшим кругом сотрудников отдых на лоне природы с шашлыком по-партизански, когда над углями размещали не куски мяса на шампурах, а целого молодого барашка.
Выжить
в новых условиях
Не забылись бы имена других организаторов крымского виноделия послевоенного времени.
В том числе тех, которым довелось работать и в период ломки прежних экономических связей и методов хозяйствования. Когда, по сути, уходили в небытие многие по прежним меркам крепкие предприятия. Лишь некоторым из них удалось справиться с клубком навалившихся проблем выживания. Один из этих руководителей - бывший директор Инкерманского завода марочных вин Анатолий Филиппов.
В 1961 году он пришёл на предприятие рядовым инженером-технологом, через несколько лет защитил диссертацию кандидата наук под руководством выдающегося винодела из института «Магарач» Германа Валуйко. И в 1966 году стал директором завода.
Сам этот производственный комплекс начал создаваться в 1960 году в заброшенных инкерманских каменоломнях. Пришлось очищать их от хлама, удлинять старые штольни. Удалось закупить, завезти и установить в них тысячу огромных дубовых бочек, называемых бутами. Оборудовали цеха подготовки и выдержки марочных вин, разработали соответствующие технологии. И началась выдержка великолепных напитков, которые относили к категории элитных и отечественные, и зарубежные специалисты.
А сколько было построено жилья для работников предприятия, объектов культуры, быта, спорта для всего Инкермана!
После развала советской системы хозяйствования комбинат «Золотая балка», куда входил завод, распался на отдельные звенья. Завод марочных вин остался без виноградников, без линий розлива, без системы реализации продукции. Нависла реальная угроза катастрофы.
Однако Анатолий Филиппов со своими коллегами сумел придать заводу ускорение и на новых, рыночных, рельсах. И уже в 2000 году здесь начали расти модули современного мощного цеха розлива вин с вспомогательными объектами.
Сейчас цех розлива Инкерманского завода работает круглосуточно, отправляя ежемесячно на реализацию до полутора миллионов литров вина. Это - на уровне винкомбината «Массандра». Винодельческий холдинг строит ещё один цех розлива - в селе Угловом Бахчисарайского района, где базируется совхоз «Черноморец».
С чего это мы вдруг углубились в историю крымского виноделия? Этой теме было посвящено заседание кафедры виноделия, созданной девяносто с лишним лет назад Михаилом Щербаковым.
И пришлось взглянуть на события минувших лет свежим взглядом вслед за участниками заседания, которое вёл Евгений Шольц-Куликов. Тоже яркая личность, он пользуется непререкаемым авторитетом среди специалистов.

М. Щербаков, М. Македонский, А. Филиппов.

Иван ДЬЯКОВ.