Напоить столицу

16 Апрель 2016 447
Каптаж Аянского водовода.
Каптаж Аянского водовода.

Восемьдесят девять лет назад, 18 ноября 1927 года, «Красный Крым», так тогда называлась наша газета, рассказал о создании Аянского водопровода, который должен был напоить Симферополь.

Конец
«водному голоду»
«Работы по строительству Аянского водопровода идут непрерывно и проводятся одновременно в разных местах. Заканчивается постройка каптажного здания над источником, которое прекратит доступ к источнику и возможность его загрязнения. В этом же здании будет регулироваться и подача воды по трубам. Водопроводные трубы проложены уже на протяжении 10 километров, осталось ещё положить трубы на расстоянии 11 километров. Водонапорный бассейн на Петровской горе почти закончен, осталось только оштукатурить его цементом, что сейчас и делается. Все работы будут продолжаться всю зиму, с небольшим перерывом на один-полтора месяца во время сильных морозов. Водопровод будет окончательно готов в сентябре-октябре 1928 года.
К устройству запруды у источника будет преступлено осенью 1928 года. Водохранилище представит собой озеро с водным зеркалом в километр длины и 180-200 метров ширины. Вода из водонапорного бассейна будет подаваться в город двумя магистралями по улицам Воровского и Кантарной. Магистраль по улице Воровского, которая будет питать весь Новый город, уже проложена».
6 сентября 1928 года газета рассказала о состоявшемся накануне пуске Аянской воды в Симферополь: «Окончание строительства водопровода и пуск воды, имеющие колоссальное значение для здоровья трудящихся города, прошли совершенно не замеченными». Официальный торжественный пуск - 11 ноября, на митинг собралось около тысячи человек: «Председатель горсовета Стебаков преподнёс от имени горсовета грамоту всем рабочим и служащим Симэлектроводоканала, принимавшим участие в Аянском строительстве». Новый водовод, как писала газета, давал «миллиард 50 миллионов вёдер воды в год, 130 миллионов вёдер для крестьянских полей и огородов. Конец периодическому «водному голоду».
Впрочем, строительство ещё продолжалось. Водохранилище создавали в три очереди: в 1933 году объём был 1,7 миллиона кубометров, в 1936 году - 2,5 миллиона, в 1956 году - 3,9 миллиона кубов. А в 1928-м только создали водопровод от источника. Правда, если магистраль, проложенную по Воровского в Новый город, сумели продлить и развести по домам, то проложенную по улице Кантарной - Чехова доводили в Старом городе в основном до общественных водонапорных колонок, а по частным домам с большим трудом в то время разводили сами жители. Каптажное здание для вывода воды из источника на поверхность сделали одновременно и в восточном стиле, и в советском, с пятиконечными звёздами.  Гранитные скалы вокруг строители двадцатых годов прошлого века тесали вручную, а с левой стороны в горе прорублен тоннель, в котором может спокойно проехать повозка, запряжённая лошадью. Тоннель, правда, без указания на Крым, увидели советские зрители в 1986 году в фильме Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта».
Аянская запруда
Территория Аянского водохранилища - уникальная, отсюда берёт начало Салгир, здесь археологические памятники, начиная с эпохи палеолита, а в начале прошлого века были табачные плантации и фруктовые сады. Аянский источник привлекал туристов. Зоолог Карл Кесслер писал: «Салгир выскакивает на свет из тёмных недр горы, уже в полной силе, как некогда вышла Минерва из головы Юпитера. Глубоко во внутренностях Чатырдага, из дождевых и снеговых вод, туда просачивающихся, слагается значительный поток, который с грохотом вырывается наружу у северного его подножия. Вода холодная, как лёд», - делился впечатлениями писатель Александр Грибоедов. А гидролог Николай Головкинский рассказывал: «Салгир разом вырывается сильным потоком из огромной промоины. Вода в промоине заметно синего цвета, что свидетельствует о чистоте и глубине её. В шумном потоке, который, пенясь и волнуясь, прыгает по обломкам скал, водится много форелей. Местные татары умеют легко ловить её».
- Когда-то вблизи источника была греческая деревушка Ай-Ян (в переводе - «Святой Иоанн»). В деревне были две церкви - Святого Георгия и Вознесения Господня, - рассказывает крымский краевед, географ Иван Коваленко, которому однажды зимой на дне пересох­шего водоёма удалось найти фрагменты старинной керамики. - Рядом с источником находился небольшой монастырь во имя Святого Иоанна, от которого к 1778 году остались руины. В том году деревню более чем в 60 домов оставили 25 семей греков - более 200 человек. Место у источника заняли татары: на 1889 год здесь насчитывалось 22 двора, 139 человек. До сих пор ещё можно определить место положения деревни по старинным татарским надгробиям, встречающимся в лесных зарослях. Решение о строительстве Аянского водовода приняли в начале прошлого века по двум причинам. Во-первых, чтобы спасти уникальный источник от загрязнения - геолог Николай Каракаш в 1904 году писал: «Дно колодца завалено крупными и мелкими обломками камней, попавших туда отчасти при порохостроительных работах, предпринятых владельцем источника для расширения грота, но большею частью колодец засорялся туристами, бросавшими в колодец камни при своём посещении грота». А во-вторых, чтобы напитать водой Симферополь. Городская управа провела работы по подготовке к прокладке водопровода, по которому бы вода могла самотёком  поступать из водохранилища в город. Гидротехник Иван Педдакас писал: «Как же разрешить вопрос о водоснабжении Симферополя? Откуда взять воду, когда её мало в Аяне? Единственный верный ответ: нужно её создать, другим словом - собирать её в водохранилища в то время, когда она без пользы уходит в недра земные. Это единственное условие для будущего прогресса жизни в Крыму». Николай Каракаш и Пётр Двойченко подготовили проект «Аянской запруды». Но так как земля была не городская, то водохранилище тогда не появилось: хозяин участка генерал Попов просто запретил работы.
Вернуться к идее смогли только при установлении Советской власти. Жителей деревни Аян расселили, дома снесли, сады вырубили - когда водохранилище пересыхает, можно увидеть на дне и следы построек, и границы участков, и размытые плитовые могилы, и керамику. Зато ниже деревушки появился тогда посёлок строителей - Аянстрой. Сейчас его тоже нет, лишь заброшенное кладбище, на одной из могил сохранилась надпись: «Луз Иван Терентьевич, слесарь-строитель Аянского водопровода. Память от рабочих и техслужащих Аянстроя. Спи спокойно, дорогой товарищ. Дело начатое тобой мы закончим. Род 3 июня 1878, умер 30 мая 1931». Первую очередь водохранилища сдали через два года.
В годы Великой Отечественной уникальное Аянское водохранилище защищали партизаны, отряд Николая Дементьева. В наши дни стратегический объект бережёт военизированная охрана.

Наталья ПУПКОВА.