Посиделки

12 Март 2020 783

Уроки православия

Томос веры Григория Паламы

Идёт вторая седмица Великого Поста. Прочитал, что она посвящена Григорию Паламе. Хотелось бы узнать, кем он был и чем заслужил такое почитание.
Галина Шведова.
Первомайское.

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых важных - это так называемый Томос веры. О нём рассказывает протоиерей Всеволод Шпиллер. «Мы должны уяснить, что образ Божий в нас - это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи - он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ - этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня. Вот в чём смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии. Раз мы знаем об этом, то следующую седмицу будем идти ещё легче, чем шли до сих пор. Так вот что мы имеем внутри себя, вот что мы можем раскрыть! Григорий Палама свой «Томос» начинает замечательными словами, взятыми у апостола Павла: «Мы - причастники Божества». Апостол Пётр сказал даже сильнее: «Мы - причастники Божественного естества». Вот кто такой человек, вот что такое человек!».
Вторую неделю Великого поста называют ещё неделей о Фаворском Свете. Вот как это объясняет Иеромонах Иов Гумеров. «Совершая ежегодный праздник Преображения, мы все поем Господу: «В твоем явившемся днесь на Фаворе свете видели мы Отца яко свет и Духа яко свет», «ибо неявно проявил, обнажив, сияние Твоего Божества». Здесь не только присовокупление приставки, но и самый смысл слов указывает на выражение сокровенного» (Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 1-я триады III. 12)… Это значимое событие, связанное с видением апостолами Божест­венного света на горе Фавор, не могло быть обойдённым в Триоди Постной.
На этой неделе, 14 марта, первая родительская (поминальная) суббота. Мы отправляемся в церковь, чтобы почтить память усопших родных и близких людей, помочь им нашими молитвами обрести царствие небесное.

Письмо из глубинки

Женское лицо села

Март - женский месяц, когда мы воздаём представительницам прекрасного пола должное. А в канун 75-летия Великой Победы не можем не вспоминать бесстрашных героинь, среди которых наши землячки, прошедшие фронтовыми дорогами от Крыма до Берлина.

В эти дни в сельском музее рассказываем детям и взрослым о тех, память о ком запечатлена в фотографиях и документах.
Одна из фотографий запечатлела женщину в белом халате во время операции раненого солдата. Это капитан медицинской службы Полина Гурович, пять лет прослужившая в военных госпиталях.
А это слова из её воспоминаний: «Работали буквально рядом с передовой. В самом пек­ле военных действий. Часто под бомбёжками. Не хватало самого необходимого, а надо было срочно оперировать, переливать кровь. Сколько раз самой надо было становиться донором, вспоминать и претворять на практике опыт Николая Пирогова в дни Севастопольской военной страды 1853-1856 годов».
На фронте Полина встретила хирурга Александра Косаковского, создала с ним семью. После войны они много лет работали в нашей сельской больнице. Их ратный подвиг отмечен орденами Красной Звезды, боевыми медалями.
Веру Сергеевну Соверткову односельчане знали как опытного виноградаря, садовода, доярку: ей легко давалось любое дело. Никогда не слышали от неё высокопарных слов об участии в боях за Родину.
А случайно узнав об этом, восхитились мужеством, скромностью этой очаровательной женщины. Восхититься было чем. Окончив школу перед самой войной, она 23 июня явилась в райвоенкомат с просьбой направить на фронт. Но попала в школу радистов, после успешного окончания которой Веру забросили в глубокий тыл врага, в партизанский отряд имени Клеменьева в Калининской области. Она много раз принимала участие в боевых операциях. Награждена медалями «За отвагу», «Партизану Великой Отечественной войны» первой степени. Служила в 381-м истребительном авиаполку начальником радиостанции. В Крым переехала с семьей в 50-е годы, работала, выйдя на пенсию, радовала общением детей и внуков.
В сёлах колхоза «Россия» проживало более 20 женщин-фронтовичек. О них рассказано в книгах «Право на бессмертие», в газетах.
К юбилею готовим к изданию новую книгу «Да святится имя твоё, фронтовик!».
Думая о своих героических землячках, вспоминаю строки стихов Михаила Исаковского: «Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила, какая безмерная тяжесть на женские плечи легла…».
В музее хранится письмо Сталина от 12 апреля 1945 года учительнице из села Восход (тогда Най-Лебен) Людмиле Хазановой, в котором он благодарит её и тружениц колхозов имени Молотова и имени Ворошилова за собранные и переданные на укрепление Красной Армии 30 тысяч рублей.
Среди внёсших вклад в победу - трудившиеся в тылу Дора Забирко, Мария Панасюк, Анна Соколова, Ксения Морозова. Мы гордимся теми, кто поднимал колхоз после вой­ны. Среди них - знаменитая доярка Маргарита Божук, животноводы Галина Кутеева и Варвара Любарцева, овощевод Раиса Семененко, работники перерабатывающих предприятий Екатерина Кушнаренко, Татьяна Ильчук. Их дела - в общей копилке. Замечательные педагоги трудились в школе - Светлана Шинкаренко, Светлана Китаева, Татьяна Мамонова, Зинаида и Нина Горовко. Им на смену пришли Людмила Кравченко, Галина Базилевская, Тамара Стасюк. Гордимся руководителями народных коллективов домов культуры Светланой Коротковой, Луизой Мельник, Зинаидой Ишиной и многими другими. Честно говоря, женщины и сейчас на селе - главная сила. Сильный пол в поисках заработка больше вне села. Так что низкий поклон им от всех.

Николай ГОТОВЧИКОВ.
село Восход
Красногвардейского района.

Слово не воробей

Вольному воля, спасённому рай

Хотелось бы продолжить разговор о логике языка, узнать о случаях умышленного лексического повтора. Покажите, пожалуйста, на примерах, где художественное воздействие, а где ошибки.
Григорий Твердохлеб.
Алушта.

Заголовок нашей очередной беседы не случаен. Вторая часть общеизвестной пословицы имеет чисто богословскую трактовку.
А вот первая вполне подходит к разговору: мы вольны в своих поступках, в том числе и в выборе слов, выражающих наши мысли.
 Примеров, которые просит привести Григорий, достаточно и в прозе, и в поэзии, и в фольклоре. Наверняка каждый читал и слышал выражения из народных былин: скоро сказка сказывается, не сиди сиднем, горюшко горькое. И, думаю, вопросов - зачем и почему они употреблены, ни у кого не возникает.
В фольклоре осмысленная тавтология применяется для экспрессивности: «О светло-светлая и украсно украшенная земля Русская (слово о погибели Русской земли). В пословицах: «воля вольному», «жизнь прожить», «ходит ходуном», «поедом поедать».
У Гоголя читаем: «Горьким смехом посмеются». Во всем известной с детства сказке Пушкина: «На брег всходили гости, а Салтан их кличет в гости» - здесь только на первый взгляд тавтология, а на самом деле - языковая омонимия, то есть употребление слова, имеющего не один, а несколько смыслов.
Как видим, тавтология порой может придавать тексту дополнительные семантические оттенки. Но использование её должно быть осознанным, а слушатель или читатель должен уловить преследуемую автором цель.
 И это не надо путать с засоряющими речь такими выражениями, как «свободная вакансия» - пустая пустота, «биография жизни» - биография и есть описание жизни, «лично я». Есть и другие ошибки: когда к иностранным словам подставляют предлоги, и это тоже тавтология. Например: «для проформы».
В переводе с латыни «проформа» - формальные действия. Подставляем «для» и получаем «для для формы». Часто можно услышать и прочитать «в анфас», хотя это слово в переводе с французского означает «в лицо», стало быть, предлог лишний: в русском языке это наречие, то есть неизменяемое слово, и с предлогом употребляться не может - анфас и никак иначе.
На тавтологию очень легко сбиться, употребляя иностранные слова. Доводилось не раз слышать «вечерняя серенада». Но по-итальянски «серенада» - вечерняя песня. Как- то был свидетелем спора: можно ли говорить «экспонировалась выставка»? Вопрос не случайный: в переводе с латинского «экспонат» - выставленный напоказ. «Выставлять выставку» вряд ли кто скажет. А вот экспонировать на выставке можно, так же как и «выставлять экспонаты». Потому что экспонат может быть музейным, выставочным, оригинальным, новым.
Кстати, ошибочен вариант «на экспозиции», употребляющийся по аналогии с «на выставке: он не соответствует норме русского языка. Правильно: работы, представленные в экспозиции, а не на экспозиции.
Новые темы приветствуются - предлагайте.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов.

Фотооко

Едины в трёх ипостасях

Художник, учёный, педагог - такое сочетание встречается не часто. А вот у нас в Крыму, пожалуйста: сразу две такие дамы - Вероника Шевчук и Мария Шевчук-Черногородова. Мама и дочь.

Вероника Геннадьевна - член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств, заслуженный художник Крыма, кандидат философских наук, доцент кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Крымского инженерно-педагогического университета.
Образование получила в Крымском художественном училище имени Николая Самокиша и в Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Украины, которые окончила с отличием.
Мария Алексеевна пошла по стопам мамы во всех смыслах: после окончания живописного отделения Крымского художественного училища тоже с отличием, поступила в ТНУ имени Вернадского, защитила кандидатскую диссертацию. Но по другой специальности - общее языкознание. И стала доцентом кафедры иностранных языков. Член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств.
Их легко принять за сестёр: так уж природа распорядилась, что мама до сих пор выглядит очаровательной девушкой, а Мария, несмотря на то, что уже своих дочерей воспитывает, вполне сойдёт за подростка.
Объектив запечатлел художниц на первой крымской ярмарке современного искусства «Simf Art Fair», где они были представителями Крымского отделения Союза художников России. А картины Марии представила также Республиканская библиотека имени И. Франко.
Вероника и Мария работают каждая в своей манере, стилистике, колорите. Объединяет их постоянный поиск новых изобразительных средств, тем, образов. В их картинах - напряжённый внутренний мир лирических душ. Они всегда привлекают зрителей, будь то порт­реты, натюрморты или пейзажи. Звучность красок празднична, нарядна и гармонична. У Вероники больше метафоричности, театральности. У Марии - милой поэтической прозрачности. У обеих - ярко выраженное индивидуальное художественное мышление и эстетика. А объединяет - тонкое восприятие природы и умение передать на полотнах её живую, трепещущую душу. Эмоциональные, наполненные лёгким дыханием холсты светоносны и жизнерадостны. Полифония цвета наполняет каждый образ оптимистическим звучанием. Мария овладела техникой импасто, которая насыщает текстуру холста и создаёт эффект трёхмерного пространства.
Картины художниц охотно приобретают коллекционеры разных стран, они украшают также фонды музеев.
Природа щедро наделила наших землячек не одним, а несколькими талантами, и они сумели развить их и помогают раскрыться творческому дару других. Открытые, дружелюбные, они притягивают к себе таких же людей, и радуют произведениями, которые гармонично вписываются в крымское изобразительное искусство.

Свет мой, зеркальце

Омолаживающая куркума

Слышала, что популярная нынче специя не только обогащает вкусом и пользой наши блюда, но и помогает бороться со старением кожи лица. Как её применять для кожи вокруг глаз?
Галина Т.
Ленинский район.

В куркуме много полезных веществ, которые обладают антиоксидантным и омолаживающим действием на наш организм и в том числе на кожу лица и даже вокруг глаз.
Косметические процедуры с куркумой рекомендуют и в молодом, и в зрелом возрасте. Но надо убедиться в том, что у вас нет аллергии на эту специю. Мгновенного эффекта ожидать не стоит, поэтому надо делать процедуры не менее двух раз в неделю. А специю добавлять в маски строго по рецепту - она довольно агрессивная.
Начнём с тестирования: нанесём состав с куркумой на кожу запястья на 20-30 минут и проследим за реакцией: если есть зуд, покраснение и раздражение, надо отказаться от этого средства.
Имейте в виду, что специя может окрасить кожу, и вы получите вокруг глаз жёлтые долго несмываемые круги. Особенно это ярко проявляется на бледной коже. Чтобы этого не произошло, надо соблюдать предосторожность. Во-первых, не перебарщивать с количеством куркумы, лучше сначала уменьшить на 1/2 от указанного в рецепте. Во-вторых снизить время действия до 8-10 минут. Если же под глазами появилась лёгкая желтизна, сделайте смесь из измельчённых овсяных хлопьев и кефира, намочите ею ватный диск и приложите к проблемным местам на пять минут. Желтизна уйдёт в течение суток, но больше использовать специю не стоит, лучше использовать маски для омоложения зоны глаз с картофелем или огурцом.
Маску на кожу вокруг глаз надо наносить лёгкими похлопывающими движениями и ни в коем случае не втирать её. Во время процедуры надо лежать, чтобы не только расслабиться, но и дать составу растечься по щекам.
В рецептах рекомендуется время действия маски в течение 10-15 минут, но если вы почувствовали жжение или зуд, сократите время. Обычный курс масок с куркумой до 10-12 по 1-2 в неделю.

Рубрику ведёт главврач
косметологической
клиники Варвара Лабенок

Людмила ОБУХОВСКАЯ.