Родные - герои войны

9 Апрель 2016 384
Степан Иванушко, Ефросинья и Лиза Сушко.
Степан Иванушко, Ефросинья и Лиза Сушко.

Двоюродным братьям Степану Иванушко и Александру Сушко было по 17 лет, когда они ушли защищать Родину. Менее чем через год домой, в село Майфельд (Майское), колхоз «Октябрь» Колайского (Джанкойского) района Крымской АССР, пришли похоронки: погибли в бою.

- Их призвали на фронт сразу, как освободили нас весной 1944-го, - рассказывает постоянный читатель «Крымской правды» Иван Иванушко, младший брат защитников Родины. - Мне тогда было семь, но хорошо запомнил, как провожали братьев, как плакали мамы. Как Стёпа и Саша обещали вернуться живыми и говорили нам, младшим, чтобы берегли мам. Добрые парни, весёлые. Они ведь даже школу не окончили - война помешала. Говорили: после Победы учиться будем.
Иван Иванович с болью в голосе рассказывает, как ждали братьев, ведь уже чувствовалось, что скоро войне конец. Как мамы (Степана - Екатерина Ивановна, Александра - Ефросинья Ивановна) молились, чтобы уберегла судьба кровиночек «от пуль, осколков и измены». Как заходились в крике, когда пришли похоронки.
В двух семьях это были не первые печальные вести с фронта - война уже отняла родных: братьев, мужа. В 1941 году пропал без вести Николай Сушко, в январе 1945-го погиб на Сандомирском плацдарме в Польше Пётр Сушко - двоюродные братья мамы читателя, родные - Илья и Василий Сушко погибли 7 мая 1944-го в Балаклаве и 24 января 1945-го в Литве.
- Мамин брат дядя Вася - отец Саши, муж Ефросиньи Ивановны, - продолжает читатель. - Похоронки на отца и сына пришли почти одновременно - как выдержала тётя Фрося, трудно представить.
И мама не могла утешить, она ведь брата потеряла и своего сына. Мы, малышня, ревели. В нашей семье трое осталось - Вася, Надя и я, и в дядиной трое - Лиза, Таня и Коля. Как мамы наши пережили, подняли нас - низкий поклон им.
Ивану Иванушко немного повезло: в 1945-м из фашистского концлагеря вернулся отец Иван Наумович. Он по брони остался в Крыму на железной дороге, обслуживал ветку Джанкой - Воинка (Керчь), в 1943-м помог партизанам, устроившим диверсию с немецким эшелоном. Облава, арест, коммунистов сразу расстреляли, а беспартийных в концлагерь, в Германию, угнали.
- Папа не рассказывал об ужасах, берёг нас, - вспоминает читатель. - Ещё одна сестра родилась в 1947-м - Вера, так мама решила, всё верила: вдруг со Стёпой ошибка, живой. Нет, не ошибка оказалась, увы. Муки концлагеря сказались - через два года папы не стало. А через несколько десятков лет мы получили орденскую книжку Стёпы. Его, как узнали, наградили орденом Красной Звезды, а в следующем бою он погиб.
Степан Иванович Иванушко, пулемётчик 696 Севастопольского стрелкового полка 383 Феодосийской Краснознамённой стрелковой дивизии, «5 февраля 1945-го при форсировании Одера под сильным огнём противника прицельной наводкой уничтожал огневые точки и живую силу врага, потом по пояс в ледяной воде перетащил на себе пулемёт и, выбрав позицию, стал огнём поддерживать подразделение, личной храбростью и отвагой обеспечив выполнение задачи». Погиб во время отражения одной из контратак в тот же день, похоронен в германском Фюренгенберге.
В его роте тогда погибло немало крымчан: Даниил Попов, Михаил Бобылев, Фадей Смараков, Валентин Евглевский, Георгий Коненко, Георгий Легкоступов, Макар Кузьменко, Прокопий Лазейкин, Григорий Сахно, Сергей Фастов, Андрей Штеба, Сергей Кирьянов, Павел Венгеров, Константин Рафальский, Степан Таршин, Сергей Рябов, Пётр Садовник, Михаил Гарбузя, Александр Ткачёв, Максим Мельников, Иван Криштанов, Иван Разговоров, Григорий Сиротенко, Григорий Павшенко, Иван Мичий, Михаил Иванцов, Михаил Гордиенко, Пётр Лазуткин, Степан Стаценко, Иван Маленко, Афанасий Кудинов. Большинство - 18-летние мальчишки.
На 1-м Белорусском воевал и 18-летний Александр Сушко, сержант 1135-го стрелкового Сальского полка 339-й стрелковой Таманской Краснознамённой  дивизии. Он форсировал Вислу. «14 января, презрев смерть, решительно бросился на штурм вражеских позиций, умело и смело действуя, ворвался в дзот и уничтожил его гарнизон, способствуя успеху операции». 12 февраля сержанту вручили орден Славы, а через два дня он погиб в бою за село Клопец в Германии. Тогда тоже много крымчан погибло - Иван Шевченко, Григорий Орлов, Алексей Самакин. До Победы оставалось чуть меньше трёх месяцев.
Восемнадцатилетние мальчишки Степан Иванушко и Александр Сушко, крымчане, орденоносцы. Память о них хранят в семьях младших братьев и сестёр. И в строю «Бессмертного полка» каждое
9 мая несут таблички с именами героев войны.

Наталья ПУПКОВА.