Эпоха нестабильности

19 Январь 2016 427
Рисунок Эдуарда Кулиша.
Рисунок Эдуарда Кулиша.

Первая рабочая неделя после рождественских каникул прошла в прежних декорациях: Ближний Восток по-прежнему в огне, киевская хунта не выполняет Минские соглашения, усиливает обстрелы жилых районов непризнанных республик и снова подтягивает технику к линии соприкосновения, а из самых разных концов света продолжают приходить сообщения о терактах. Та Большая игра, о которой писал ещё автор «Маугли», за декорациями почти скрыта, но она не прекращается ни на мгновение. И отдельные её элементы разглядеть всё же можно.

«Калининградский формат»

Похоже, на минувшей неделе в дополнение к «Нормандскому формату» появился новый - «Калининградский».
О закрытой встрече помощника президента России Владислава Суркова с замглавы Госдепартамента США Викторией Нуланд в Калининграде, в ходе которой обсуждались «различные аспекты политической ситуации на Украине», стало известно только в четверг. Переговорам в Калининграде предшествовал телефонный разговор президентов России и США и визит в Киев нового представителя России в контактной группе Бориса Грызлова.
- Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов для реализации Минских соглашений, - сообщил Владислав Сурков.
Теперь аналитики ломают голову, какого рода компромиссы искали Сурков и Нуланд и насколько успешным мог быть вообще такой поиск.
- Самым важным в развитии ситуации вокруг Минских соглашений является тот факт, что США оказывают давление на украинскую сторону, чтобы указанные соглашения были исполнены не только по форме, но и по духу (не секрет, что украинская сторона стремилась к тому, чтобы если и выполнять их, то только формально), - считает политолог Владимир Джаралла. - С другой стороны, очевидно, что самая тяжёлая работа ещё предстоит. В силу понятных причин Украина сошла со страниц международных газет и в настоящий момент предоставлена сама себе.
В результате мы видим, как она погружается в хаос. В стране - на юге и в центре - действуют неподконтрольные Киеву банды. В высшем руководстве страны наблюдается жесточайшая борьба за власть и ресурсы. Поэтому в каком-то смысле война рассматривается ими в качестве выхода из положения. Таким образом, есть желание внешних участников, России и США, реализовать Минские соглашения и тем самым снять с повестки дня украинскую проблему. С другой стороны, есть ситуация на самой Украине, которая этому препятствует.

Перед распадом Союза

А вот европейцам сейчас явно не до Украины. Скорее всего, в своём нынешнем виде Европа окажется не в состоянии адекватно оценить приглашение к конструктивному сотрудничеству, сделанное ещё на прошлой неделе президентом России в интервью немецкому таблоиду «Bild».
- Будущее ЕС вызывает много вопросов. Уже сейчас он не может принимать сколь-либо значимые решения. И уж тем более он не будет в состоянии принять решение о собственном расформировании, - заявил недавно без церемоний основатель небезызвестной Stratfor (которую иногда называют «частным ЦРУ») Джордж Фридман, добавив, что в скором времени ЕС, учреждения которого уже сейчас «похожи на музеи», вообще уйдёт из политического процесса.
- Европейские страны утратили волю к существованию, к сопротивлению, забыли о своей великой государственности, великой европейской культуре. Превратилась в нечто аморфное, оскоплённое и готова по-прежнему открывать врата огромному скопищу ненавидящих Европу и Германию людей. В таком случае судьба Европы, судьба Германии печальны. Их плоское пространство зальёт раскалённый пластилин североафриканской ненависти, - предупреждает писатель и политический деятель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. - На фоне продолжающихся бесчинств просыпаются националисты. На улицы выходят их толпы, которые становятся всё больше, всё организованнее и уже превышают толпы левых, антифашистов, гуманитариев, проповедующих мультикультурную терпимость.
И в этих условиях не такой уж утопией кажется фашизация современной Европы. Не такой уж утопией кажется и прекращение существования либерального толерантного Евросоюза.
Европа действительно больше не будет прежней. В субботу федеральный канцлер Австрии Вернер Файман заявил о приостановлении страной участия в Шенгенском соглашении и возвращении контроля на границах, поскольку Евросоюз оказался не в состоянии обеспечить их безопасность. «Шокирует, что в ЕС с его сложной структурой не может быстро решиться такой важный вопрос», - сказал Файман в интервью газете «Оsterreich».

Обласканный привычный враг

Седьмой по счёту международный Гайдаровский форум «Россия и мир: взгляд в будущее», организаторами которого выступают Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Фонд Егора Гайдара, предсказуемо вызвал большую волну комментариев.
- Гайдаровский форум вполне обоснованно можно назвать «гитлеровским», учитывая те последствия, которые имеет политика собирающихся на этом форуме либералов, - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Выступая на этом форуме 15 января, президент и председатель правления Сбербанка, бывший министр экономического развития и торговли (18 мая 2000 - 24 сентября 2007 года) Герман Греф объявил Россию «проигравшей» страной.
- Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать.
И это технологическое порабощение - мы оказались в числе стран, которые проигрывают, в списке стран-дауншифтеров. Страны и люди, которые сумели адаптироваться вовремя и проинвестировать в это, - они победители, - заявил Греф.
И среди прочего предложил отказаться от «старой советской системы образования - напихивания детей колоссальным объёмом информации». Похожую методику «оптимизации» образования для населения «восточных территорий» предлагал в своё время основатель прошлой версии объединённой Европы, покончивший с собой в берлинском бункере весной 1945-го.
- При всех наших проблемах, которые очевидны, колоссальными усилиями президента и миллионов наших людей удалось сохранить уникальное технологическое ядро нашей промышленности - передовой военно-промышленный комплекс, атомную и воздушно-космическую промышленность, - прокомментировал выступление Грефа вице-спикер Госдумы Николай Левичев («Справедливая Россия»). -
Я против преследования за взгляды, различных «аутодафе», но думаю, что после подобных заявлений руководитель крупнейшего государственного банка должен был бы покинуть свой пост - добровольно уйти в отставку.
Не уйдёт, конечно. Традиция отечественных либералов разрушать государство за государственный же счёт слишком устойчива, чтобы её нарушать.
- Это подготовка новой разрушительной волны приватизации, цель которой - передать прибыльную часть государственной собственности частным владельцам, - считает Михаил Делягин. - Вероятно, либералы рассчитывают, что глобальный бизнес, которому они верно служат против России, если и не позволит им отщипнуть свои кусочки от того, что они отдадут ему, то хотя бы поучаствовать в управлении этими активами в качестве безумно оплачиваемых топ-менеджеров.
- Многие восприняли выступление министров экономического блока как беспомощность. Но многие представители российского общества полагают, что экономический блок правительства предъявил президенту дипломатичный, но твёрдый ультиматум, - отмечает Сергей Марков, признанный по результатам 2015 года самым цитируемым в мировых СМИ российским экспертом. - Министр финансов предложил снизить расходы бюджета на 10%, то есть пенсии и зарплаты. Это создаст условия для «майдана». Как альтернативу министр экономики предложил масштабную распродажу государственных банков и корпораций. То есть распродать всё это задёшево, так как цена на эти активы искусственно занижена путём санкций. То есть «майдан» будут делать те международные олигархи, кто скупит эти активы. Кудрин предложил опять или снизить пенсии, или поднять пенсионный возраст, или уменьшить госрасходы. То есть создать опять предпосылки для «майдана». Никто из них не предложил ни сменить экономическую политику, ни найти новые источники экономического роста. Как ответит Путин на этот ультиматум?
И воспринимает ли Путин это как ультиматум?
Вопрос риторический.

Удар по финансовой монополии

Утром в субботу, 16 января, в центре Пекина состоялась церемония открытия Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB), сообщает агентство «Xinhua». В ней принял участие председатель КНР Си Цзиньпин. По словам главы КНР, «AIIB будет придерживаться открытой позиции и будет открыт для контактов с другими экономическими структурами региона».
Учредительными документами AIIB предусмотрено, что его региональные акционеры (37 стран, включая Россию) будут владеть 75% капитала банка, а нерегиональные государства (в настоящее время 20 стран, включая Бразилию, Германию, Францию, Великобританию и другие) будут обладать долей в капитале AIIB в размере 25%. Штаб-квартира банка будет располагаться в Пекине.
В числе организаторов AIIB - 57 стран (в частности - Великобритания, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Израиль, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ). Колумбия, Япония и США не планируют участия в этом финансовом проекте, а заявки КНДР и Тайваня были отклонены Пекином. Тремя крупнейшими акционерами AIIB выступают Китай, Индия и Россия (26,06%, 7,5% и 5,92% голосов соответственно).
В первую пятёрку соучредителей входят также Германия и Южная Корея.
Президентом AIIB избран бывший замминистра финансов КНР Цзинь Лицюнь.
«The Financial Times» считает AIIB потенциальным соперником находящегося в Вашингтоне Всемирного банка.
Напомним, что в июле прошлого года в Шанхае открылся Новый банк развития БРИКС - другая финансовая организация, которую рассматривают в качестве «альтернативы МВФ».
Наверное, о появлении серьёзных альтернатив подконтрольным Вашингтону мировым финансовым инструментам говорить ещё рано, но начало положено.

Николай ФИЛИППОВ.