Юстас - Алексу
В Симферополе прошла выставка раритетной радиотехники
Ежегодно 20 октября во всём мире отмечают День военного связиста. В Симферополе в рамках празднования даты на базе телекоммуникационной компании ООО «Миранда-медиа» прошла выставка радиотехники, производившейся в странах Европы и в СССР в 1928-1957 годах.
Любовь нечаянно нагрянет
В коллекции севастопольского инженера-строителя Сергея Чигрина собраны более 200 аппаратов из самых разных уголков мира и времени. А ведь ещё лет 10 назад он и представить не мог, что станет заядлым и скрупулёзным охотником за такими специфическими предметами.
- Сначала я начал собирать патефоны. Потом, лет 6 назад, перешёл на старые пластинки. В основном собираю довоенные, на 78 оборотов (сейчас в коллекции Сергея более 1000 экземпляров, среди которых довольно редкие экспонаты, - Ред.), - рассказывает автор коллекции. - Но проигрывать пластинки на патефоне не очень удобно: нужно постоянно заводить, периодически менять иголку. А радиола-то автоматическая - заводить не надо, иголка не изнашивается, и звук гораздо лучше. Поэтому дальше пошли радиолы, а там уже я полюбил и приёмники.
Первый приёмник - самый дорогой сердцу - сначала был забыт среди старых вещей в гараже, рассказывает инженер.
- Когда я купил дачу, мне досталась радиола «Урал». Она долго валялась в гараже, а потом я как-то её достал и захотел восстановить. Сделал, принёс домой - она приобрела совсем другой вид. А когда я поставил пластинку, мы все удивились, что какой-то невзрачный старый ящик может так звучать. И с тех пор я начал целенаправленно искать аппараты, - делится коллекционер подробностями.
Нашёлся и собрат по интересам - житель Симферополя Александр Власов, от которого Сергей почерпнул настоящую любовь к радиотехнике.
- Когда я только начинал собирать, у него уже была огромная коллекция, - вспоминает он. - Помимо нас двоих есть ещё люди в Крыму, но у них коллекции поменьше.
КВН и лампа для Гитлера
Каждая вещь в коллекции, признаётся Сергей, по-своему дорога, по-разному ценна. Но почти с каждой связаны интересные истории, которыми коллекционер охотно делится.
- В послевоенные годы общенародным любимцем в СССР стал аппарат завода «ВЭФ» «Балтика», - рассказывает Сергей. - Он стоил примерно одну зарплату квалифицированного рабочего и был почти в каждой советской семье. Его можно увидеть во всех советских фильмах того периода. Популярность была так велика, что завод «ВЭФ» перестал справляться с объёмами работ и аппарат начали выпускать другие заводы страны. Но вершиной производства завода стал приёмник «Мир». В его форме проглядывается сталинская архитектура, у него 13 ламп, шкала частот выполнена из 8 полосок оргстекла, которые светятся при включении. Вечером он очень красиво смотрится. Такой приёмник был подарен Сталину.
Некоторые аппараты и их детали, представленные в коллекции, сыграли немаловажную роль в истории Второй мировой войны, отмечает инженер. Так, например, американский приёмник RCA AR-88D стал настоящим спасением для советских партизанских отрядов.
- Аппарат начал выпускаться в 1941 году как бытовой приёмник высокой чувствительности, - рассказывает Сергей. - Но в годы войны приёмник поставляли в СССР по соглашению о лендлизе, и использовался он советскими войсками для связи с партизанскими отрядами. Этот аппарат здорово выручал наших в годы войны.
Подобные чудеса зарубежной радиомысли сыграли на руку и войскам по другую сторону фронта. Так, с лампой AD-1 немецкой фирмы «Telefunken», цена которой на современных аукционах доходит до 500 евро за штуку, связана любопытная легенда.
- Говорят, что в 1934 году руководство СС обратилось в фирму с приказом создать лампу, которая передавала бы голос Гитлера и других вождей с такой чёткостью, чтобы звук доходил до подсознания слушателей, - рассказывает Сергей Чигрин. - И «Telefunken» создала вот эту лампу. Вряд ли это связано, но результатом стало то, что половина Европы была одурманена гитлеровской пропагандой.
Есть в коллекции и предметы, которые остались в истории отнюдь не благодаря ошеломительному успеху. Из таких - небезызвестный советский телевизор КВН-49.
- Этот чёрно-белый телевизор выпускался в СССР в различных модификациях с 1949 по 1967 год. Он был весьма популярен у населения, и его по праву можно было назвать народным, - делится коллекционер. - Однако половина выпущенных телевизоров подвергалась ремонту ещё в течение гарантийного срока, в связи с чем в народе аббревиатуру «КВН» применительно к телевизору расшифровывали, как «купил - включил - не работает». А название появившейся в 1961 году и существующей до сих пор передачи КВН («Клуб весёлых и находчивых») было аллюзией на название этой марки.
Гордость и радиопревратности
Несмотря на впечатляющее число экспонатов, в рабочем состоянии из них находятся около трети. К нелёгкому и затратному процессу восстановления аппаратов Сергей подходит очень скрупулёзно. Заявляет: восстановлению подлежат все аппараты в коллекции и этому он намерен посвятить все силы.
- На восстановление одного аппарата может уйти от недели до года, - признаётся он. -
В среднем обновить раритетный экспонат довоенной эпохи стоит от 15 до 20 тысяч рублей. С отечественными приёмниками советского периода проще - к ним легче достать детали.
Самые дорогостоящие экспонаты коллекции - радиолы «Консоль».
- Эти аппараты высотой почти с человеческий рост.
Я не привёз ни одну, потому что в машине не хватило места. Они - самые дорогие: большая площадь идёт под обработку, используется художественный шпон, не говоря уже об электронике. А принцип такой: лучше ставить только родное. Поэтому некоторые пусть лучше стоят и ждут своей очереди, - считает Сергей.
А своей очереди аппараты ждут буквально везде: в доме, в мастерской, на даче. Родные коллекционера давно смирились с плотным радиососедством.
- Сначала в доме было только три приёмника, теперь 33, - признаётся Сергей. - Я включаю аппараты на домашних вечеринках. Мои гости привыкли и уже сами хотят танцевать только под музыку 30-х годов.
В ближайших планах у коллекционера - открытие летней выставки в Севастополе.
- Есть мысль найти помещение в Севастополе и в летний сезон выставить хотя бы сто аппаратов, потому что при 20 тяжело что-то рассказать, - сетует он. - В принципе аппаратов хватает для полноценного музея. У меня есть ещё старые музыкальные инструменты и коллекция пластинок, на которые тоже было бы интересно посмотреть. Задумки есть, но как это воплотить, особенно сейчас, не знаю. Пока отложу в долгий ящик. А выставку очень хочу подготовить к лету.