Юстас - Алексу

В Симферополе прошла выставка раритетной радиотехники

24 Октябрь 2015 555
Раритетную технику можно было даже потрогать.
Раритетную технику можно было даже потрогать.

Ежегодно 20 октября во всём мире отмечают День военного связиста. В Симферополе в рамках празднования даты на базе телекоммуникационной компании ООО «Миранда-медиа» прошла выставка радиотехники, производившейся в странах Европы и в СССР в 1928-1957 годах.

Любовь нечаянно нагрянет

В коллекции севастопольского инженера-строителя Сергея Чигрина собраны более 200 аппаратов из самых разных уголков мира и времени. А ведь ещё лет 10 назад он и представить не мог, что станет заядлым и скрупулёзным охотником за такими специфическими предметами.
- Сначала я начал собирать патефоны. Потом, лет 6 назад, перешёл на старые пластинки. В основном собираю довоенные, на 78 оборотов (сейчас в коллекции Сергея более 1000 экземпляров, среди которых довольно редкие экспонаты, - Ред.), - рассказывает автор коллекции. - Но проигрывать пластинки на патефоне не очень удобно: нужно постоянно заводить, периодически менять иголку. А радиола-то автоматическая - заводить не надо, иголка не изнашивается, и звук гораздо лучше. Поэтому дальше пошли радиолы, а там уже я полюбил и приёмники.
Первый приёмник - самый дорогой сердцу - сначала был забыт среди старых вещей в гараже, рассказывает инженер.
- Когда я купил дачу, мне досталась радиола «Урал». Она долго валялась в гараже, а потом я как-то её достал и захотел восстановить. Сделал, принёс домой - она приобрела совсем другой вид. А когда я поставил пластинку, мы все удивились, что какой-то невзрачный старый ящик может так звучать. И с тех пор я начал целенаправленно искать аппараты, - делится коллекционер подробностями.
Нашёлся и собрат по интересам - житель Симферополя Александр Власов, от которого Сергей почерпнул настоящую любовь к радиотехнике.
- Когда я только начинал собирать, у него уже была огромная коллекция, - вспоминает он. - Помимо нас двоих есть ещё люди в Крыму, но у них коллекции поменьше.

КВН и лампа для Гитлера

Каждая вещь в коллекции, признаётся Сергей, по-своему дорога, по-разному ценна. Но почти с каждой связаны интересные истории, которыми коллекционер охотно делится.
- В послевоенные годы общенародным любимцем в СССР стал аппарат завода «ВЭФ» «Балтика», - рассказывает Сергей. - Он стоил примерно одну зарплату квалифицированного рабочего и был почти в каждой советской семье. Его можно увидеть во всех советских фильмах того периода. Популярность была так велика, что завод «ВЭФ» перестал справляться с объёмами работ и аппарат начали выпускать другие заводы страны. Но вершиной производства завода стал приёмник «Мир». В его форме проглядывается сталинская архитектура, у него 13 ламп, шкала частот выполнена из 8 полосок оргстекла, которые светятся при включении. Вечером он очень красиво смотрится. Такой приёмник был подарен Сталину.
Некоторые аппараты и их детали, представленные в коллекции, сыграли немаловажную роль в истории Второй мировой войны, отмечает инженер. Так, например, американский приёмник RCA AR-88D стал настоящим спасением для советских партизанских отрядов.
- Аппарат начал выпускаться в 1941 году как бытовой приёмник высокой чувствительности, - рассказывает Сергей. - Но в годы войны приёмник поставляли в СССР по соглашению о лендлизе, и использовался он советскими войсками для связи с партизанскими отрядами. Этот аппарат здорово выручал наших в годы войны.
Подобные чудеса зарубежной радиомысли сыграли на руку и войскам по другую сторону фронта. Так, с лампой AD-1 немецкой фирмы «Telefunken», цена которой на современных аукционах доходит до 500 евро за штуку, связана любопытная легенда.
- Говорят, что в 1934 году руководство СС обратилось в фирму с приказом создать лампу, которая передавала бы голос Гитлера и других вождей с такой чёткостью, чтобы звук доходил до подсознания слушателей, - рассказывает Сергей Чигрин. - И «Telefunken» создала вот эту лампу. Вряд ли это связано, но результатом стало то, что половина Европы была одурманена гитлеровской пропагандой.
Есть в коллекции и предметы, которые остались в истории отнюдь не благодаря ошеломительному успеху. Из таких - небезызвестный советский телевизор КВН-49.
- Этот чёрно-белый телевизор выпускался в СССР в различных модификациях с 1949 по 1967 год. Он был весьма популярен у населения, и его по праву можно было назвать народным, - делится коллекционер. - Однако половина выпущенных телевизоров подвергалась ремонту ещё в течение гарантийного срока, в связи с чем в народе аббревиатуру «КВН» применительно к телевизору расшифровывали, как «купил - включил - не работает». А название появившейся в 1961 году и существующей до сих пор передачи КВН («Клуб весёлых и находчивых») было аллюзией на название этой марки.

Гордость и радиопревратности

Несмотря на впечатляющее число экспонатов, в рабочем состоянии из них находятся около трети. К нелёгкому и затратному процессу восстановления аппаратов Сергей подходит очень скрупулёзно. Заявляет: восстановлению подлежат все аппараты в коллекции и этому он намерен посвятить все силы.
- На восстановление одного аппарата может уйти от недели до года, - признаётся он. -
В среднем обновить раритетный экспонат довоенной эпохи стоит от 15 до 20 тысяч рублей. С отечественными приёмниками советского периода проще - к ним легче достать детали.
Самые дорогостоящие экспонаты коллекции - радиолы «Консоль».
- Эти аппараты высотой почти с человеческий рост.
Я не привёз ни одну, потому что в машине не хватило места. Они - самые дорогие: большая площадь идёт под обработку, используется художественный шпон, не говоря уже об электронике. А принцип такой: лучше ставить только родное. Поэтому некоторые пусть лучше стоят и ждут своей очереди, - считает Сергей.
А своей очереди аппараты ждут буквально везде: в доме, в мастерской, на даче. Родные коллекционера давно смирились с плотным радиососедством.
- Сначала в доме было только три приёмника, теперь 33, - признаётся Сергей. - Я включаю аппараты на домашних вечеринках. Мои гости привыкли и уже сами хотят танцевать только под музыку 30-х годов.
В ближайших планах у коллекционера - открытие летней выставки в Севастополе.
- Есть мысль найти помещение в Севастополе и в летний сезон выставить хотя бы сто аппаратов, потому что при 20 тяжело что-то рассказать, - сетует он. - В принципе аппаратов хватает для полноценного музея. У меня есть ещё старые музыкальные инструменты и коллекция пластинок, на которые тоже было бы интересно посмотреть. Задумки есть, но как это воплотить, особенно сейчас, не знаю. Пока отложу в долгий ящик. А выставку очень хочу подготовить к лету.

Наталия НАЗАРУК.