Юрий Гальцев: Не опускайте юмор ниже пояса

10 Октябрь 2015 703

Юрий Гальцев - один из организаторов первого Крымского фестиваля юмора «Море смеха», в котором приняли участие мэтры, среди которых Аркадий Инин, Лион Измайлов, Левон Оганезов, Елена Воробей, молодые артисты, чемпионы игр КВН и даже местные жители и курортники, успешно прошедшие конкурсный отбор на ялтинской набережной.

- Фестиваль решили прописать у нас, Юрий Николаевич?

- Надеемся на это. Думаю, Крым - хорошая альтернатива Юрмале, которую пришлось покинуть. Здесь у нас три площадки: Ялта, Евпатория, Феодосия.

- Перед фестивалем вы были в Симферополе со спектаклем «До победы». Как публика принимала?

- Не освистала, нет. Обогрела и завалила цветами. Это порадовало. Надеюсь, покажем спектакль «Шуры-муры» по Шукшину, который вдова Василия Макаровича считает наряду с постановкой Театра наций Евгения Миронова лучшим по прозе писателя. Такая похвала дорогого стоит, согласитесь.

- Многие ваши песни ушли в народ, что называется. Коктебельские «дикари» с упоением распевают: «Ух ты, мы вышли из бухты!», в которой упоминается карадагская достопримечательность - бухта Барахта, и высматривают на набережной девушку в розовом сарафане, чтобы познакомиться с ней, как вы когда-то.

- Не самое плохое занятие - петь и знакомиться с девушками. Только та, на которую я обратил внимание, была не в сарафане, а в розовом купальнике, но он никак не укладывался в размер, вот и пришлось её приодеть. Не поместились и босоножки на высоченных каблуках. Так что вдохновивший образ проявился в слегка видоизменённом обличии.

- Какие места полуострова особенно любите?

- Трепетно отношусь к Севастополю, как и все русские люди. Кстати, мой однокашник Юрий Маковский стал главным режиссёром театра Черноморского флота в Севастополе. Посещение знаменитой 35-й севастопольской батареи оставило след в душе на всю жизнь. Всем говорю: только ради одной этой экскурсии стоит приехать в Крым. Святая земля, политая кровью тысяч русских людей, до сих пор хранит немало тайн. Лидер коммунистов Зюганов был потрясён, узнав недавно, что его отец погиб именно здесь, его останки обнаружили в июне этого года вместе с ещё семьюдесятью моряками, защищавшими легендарный город. Люблю бывать в Балаклаве, в Евпатории. Вспоминаются не только выступления, но и казусы. Как-то ещё в составе труппы «Лицедеи» был в Севастополе и незадолго до выступления в театре имени Луначарского эффектно нырнул с набережной в море, решив форсануть перед девушками. Результат - ободранные в кровь о ракушечник на дне не только лицо, но и руки, грудь. Чуть не плакал от боли, когда наносили грим. А в Евпатории поцарапанную физиономию обожгла здоровенная медуза.

- Кого из коллег цените?

- Имён называть не буду, скажу так: главное в нашем деле - умение импровизировать, не опускать юмор ниже пояса, не повторять ни других, ни себя, быть постоянно новым. Кому это удаётся, тех и ценю.

- Несколько лет назад вы взвалили на свои плечи тяжкую ношу - руководство питерским театром эстрады. Да ещё в то время, когда он был в полном упадке. Ради чего?

- Ради театра, который носит имя Аркадия Райкина. Нельзя было допустить его гибель.

- Кто вас тогда поддержал?

- Валентина Матвиенко, которую пригласил посмотреть на нашу разруху: ремонта в театре не было со времён Аркадия Исааковича. Она без лишних слов приняла конкретные меры, и к столетию Райкина мы ремонт завершили.

- Вы часто рядитесь в женские одежды. К чему это перевоплощение?

- К смеху. Я вообще иногда думаю, что по ошибке родился не девочкой. Так похож на маму, что нас часто принимали за сестрёнок. А ещё у меня по жизни чисто женская интуиция. С женщинами люблю разговаривать, общаться больше, чем с мужиками. Легко нахожу с ними общий язык, играть их мне легко и в удовольствие.
И зрителям нравится.

- А жене, актрисе Ирине Ракшиной?

- Жена - единственный человек, ценящий даже те мои шутки, которых никто не понимает.

- Дочка Маша пошла по стопам родителей?

- Я бы очень этого хотел, но она поступила на отделение менеджмента и пиара. Пусть учится, а там посмотрим. Мне кажется, из неё все равно получится актриса.

- Какую роль в творчестве отводите кино?

- Очень важную. Мне интересен процесс перевоплощения. Иногда сам себя на экране не узнаю.

- Никогда от ролей не отказываетесь?

- Бывает. Как-то предложили роль детоубийцы. Не, говорю, душа этого не примет. Отрицательными персонажами не гнушаюсь. Недавно снялся в фильме Ильи Северова «Трек», где мой герой - чёрный копатель, как называют искателей раритетов в воинских захоронениях.

- А как зрителя какие картины «цепляют»?

 - С удовольствием посмотрел «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, фильм по сценарию Владимира Сорокина «Четыре», «Отважное сердце» с Гибсоном, «Любовника» с Янковским, «Возвращение» Звягинцева.

- А самому снять не хочется?

- Да с удовольствием бы: не только желание и идеи есть, но и сценарий. А где же деньги взять? Если найду и сниму когда-нибудь - обхохочетесь. Обещаю.

- Вас кто-то остроумно назвал «лицом клоунской национальности», то есть не выучившимся этой профессии, а уже родившимся с ней. Как сами считаете?

- Так и считаю: клоунами рождаются. Это ведь особый дар импровизации, которой ни в одном вузе не научат.

- Комик - это навсегда или есть какай-то возрастной предел?

- Это уж у кого как получится. Шутить надо, пока шутится, пока не устал. Возраст юмору не помеха. Достойный пример - наш «солнечный» клоун Олег Попов: за 80, а какие ставит номера, сколько вдохновения на сцене!

- Критику воспринимаете равнодушно или болезненно?

- Смотря кто и как критикует. К коллегам, товарищам своим прислушиваюсь, да и к зрителям, если есть в их замечаниях рациональное зерно.

- Многие актёры суеверны, а у вас есть какие-то приметы, приносящие успех?

- Всего одна: выскакивать на сцену от пинка. Коллеги это знают и с удовольствием дают под зад. Но деликатно, не перебарщивая.

- Номера - это плод совместного творчества с теми, кто с вами выходит на сцену, или вы всё создаёте в одиночестве, а они лишь исполнители?

- Конечно, совместное творчество. Поделюсь идеей, а кто-нибудь музыку тут же предложит, другой ещё что-то подскажет. И рождается номер, а то и целый спектакль. Я люблю, когда всё быстро происходит: сегодня придумали - завтра показали.

- Чем на досуге занимаетесь?

- Песни пишу, на гитаре играю. С книжкой люблю уединиться.

- Читаете в электронном виде?

- Предпочитаю покупать редкие издания, раритетные экземпляры. Классику люблю перечитывать, Чехова, скажем, с высказыванием которого «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» согласен на все сто.

Досье

Артист эстрады и кино, клоун, телеведущий, пародист, юморист, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра эстрады им. Аркадия Райкина Юрий Николаевич Гальцев родился в 1961 году в Кургане. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. На Всемирном фестивале клоунады и пантомимы во Франции удостоен титула «Резиновое лицо», обладатель международного клоунского приза «Золотой нос», в 2001 признан лучшим актёром года (Санкт-Петербург), обладатель Гран-при Всероссийского конкурса артистов эстрады, обладатель Гран-при, приза фестиваля «Золотой Остап», Гран-при и Золотой медали фестиваля сатиры и юмора «Море смеха». Вместе со своим творческим напарником Геннадием Ветровым ведёт юмористическую телепередачу «Два Весёлых Гуся». Организовал собственный УТЮГ - Универсальный театр Юрия Гальцева. Кино­зрители запомнили его роли в фильмах «Самый лучший фильм 2», «Золотой ключик», «Человек с бульвара Капуцинок», «12 стульев».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.