Эрнст Мавлютов: Современный Симферополь похож на Казань начала 90-х

6 Май 2015 970
Эрнст Мавлютов.
Эрнст Мавлютов.

Симферополь - город непростой во всех отношениях. О том, сколько в нём проблем и неустроенности, не понаслышке знают все симферопольцы. Плохие дороги, бестолковая точечная застройка, засилье рекламы и дышащее на ладан коммунальное хозяйство - лишь вершина айсберга. Ворох нерешённых проблем в последние десятилетия имел тенденцию только увеличиваться. Сейчас, когда Симферополь официально стал столицей республики, его необходимо привести в надлежащий вид. Заниматься этим будет человек, в своё время изрядно потрудившийся над тем, чтобы вывести на европейский уровень столицу Республики Татарстан. О насущных проблемах крымской столицы, его настоящем и будущем мы говорили с Эрнстом МАВЛЮТОВЫМ, российским архитектором, утверждённым недавно в должности главного архитектора Симферополя.

- Эрнст Филсурович, вы долгое время успешно работали в Казани и Москве. Как вышло, что вы оказались в Симферополе и заняли должность главного архитектора города?

- В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость драйва и хочется сделать вызов. «Крымская весна» стала своего рода катализатором и подстегнула мысли. Поэтому, узнав, что проводится конкурс на должность главного архитектора Симферополя, я подумал: почему бы и нет? Почему бы не попытаться принести пользу этому городу? Цель - сделать его по образцу Казани. Хочется по крайней мере наладить всю схему принятия решений, разработать, утвердить генплан и начать системную работу, которая поможет преобразовать город. Решил. Сказано - сделано.

- Вы приехали сюда и что увидели?

- Я увидел Казань начала 90-х годов. Точно такую же разруху и отсутствие каких-либо программ. Поэтому первым делом было решено разработать и утвердить генеральный план, потом разработать программу ликвидации ветхого жилья. Далее - придумать какую-либо идею, которая поможет привлечь в город финансы и инвесторов.
В Казани такой идеей стало празднование тысячелетия города. Нечто подобное надо сделать и здесь, попросить Россию помочь в проведении празднования этого мероприятия, разработать всевозможные отраслевые программы спорта, культуры, образования. Соответственно по ним работать с федералами и на волне неугасшего патриотизма российского завести сюда деньги. Это необходимо, потому что архитектура и градостроительство - это концентрированное выражение экономики. Чем мощнее экономика республики, тем краше город.

- Вы сказали, что Симферополь сегодня похож на Казань 90-х. В чём видится это сходство?

- Обидно, наверное, сказано будет, но в том, что сегодня здесь есть такая же, как и в Казани 90-х, неблагоустроенность, нищета и трущобы старого города, по которому сверху вниз стекают канализационные ручейки. Что ещё? Эклектика в архитектуре, в планировочных решениях, в высотности, плотности застройки, отсутствие развитой инфраструктуры. Здесь мало детских садов, школ, ясель, подростковых и спортивных клубов. Но это в принципе беда всех городов России. Так что работы - непочатый  край.

- С чего начать? Какая из проблем более всего мешает городу развиваться?

- Территориальная. Город уже не может развиваться в старых границах. Сейчас у руководства республики и города есть чёткое понимание того, что границы Симферополя необходимо расширять. Город должен стать агломерацией, хотим мы этого или нет. Этого требуют экономические интересы республики. Без агломерации районы вынуждены закладывать свои жилые комплексы и промышленные здания в подбрюшье Симферополя, а инфраструктура при этом используется только та, которую разрабатывает и строит сам город. Появляется, например, жилой комплекс, а куда детей ведут в детские сады и школы? В город. А налоги при этом платятся, например, в Симферопольский район. Экономика города несёт нагрузку. От этого страдает ещё и экономика республики, поскольку средства на содержание этой инфраструктуры придётся брать из республиканского бюджета. Градостроительство - это высшая математика экономики, где необходимо просчитать очень многие факторы. Агломерация нужна для экономического порядка, потому что без неё даже решение какого-нибудь председателя сельсовета в Симферопольском районе сильно влияет на экономику крымской столицы. Есть такое весьма известное изречение: «Взмах крыла бабочки на одном конце земного шара может вызвать ураган на другом». Так вот это про нашу ситуацию.

- Вы упомянули об агломерации. Какие районы и населённые пункты будут в неё входить?

- Мы рассматриваем экономический потенциал Цент­рального района Крыма.
В состав агломерации, возможно, будет входить Симферополь, Симферопольский район, Саки и Сакский район, Евпатория, Белогорск и Бахчисарай. При этом хочу подчеркнуть, что это будет не территориальное, а экономическое агломерационное сообщество по примеру Парижа, Пекина, Лондона. А территориально оно будет обосновано экономическими расчётами.

- Помимо нехватки территории какие ещё есть проблемы, без решения которых мы не сможем сдвинуться с места?

- Подъезды и дворы, канализация города, ветхость инженерных сетей и отсутствие комплексного подхода в этом вопросе. Вообще это комплекс проблем, и их невозможно выделить: вот первая, вторая, третья. Надо решать все их параллельно, все и сразу, вплоть до воспитания молодого поколения. Говоря о воспитании молодёжи, я не пытаюсь морализировать. Это вопрос сугубо прикладной. Например, в течение года или двух мы реконструируем набережную Салгира, приведём всё порядок, а молодёжь «спортивная» от нечего делать начнёт там опять всё ломать. Может, стоит возродить движение, аналогичное бывшим комсомольским дружинам. Помните, ходила раньше с милицией в патрулях сознательная, спортивная молодёжь, которая следила за порядком? Может, надо вернуться к этому?! Может быть, и самообороновцы нам помогут. Они - уважаемые люди, но хочется увидеть их в делах города. Пока я их видел только стоящими на углу у Госсовета и возле Совмина. Возле штаба самообороновского их тоже видел. Покуривают, стоят. Я не очень понимаю, чем они занимаются. Надо задействовать на полную этот резерв. Надо воспитывать молодёжь, менять менталитет.

- Менталитет - материя тонкая, и эту проблему так просто не решить. Куда больше интересуют проблемы вполне конкретные, о которых вы упоминали ранее. Их решение начнётся только после того, как будет создан и утверждён генплан?

- Нет. Сейчас первым делом мы должны не только ремонтировать подъезды, дворовые территории, тротуары, но и строить детские площадки, открытые спортивные сооружения. Работа в этом направлении уже начата. Где-то больше, где-то меньше. Эту работу надо бы закончить за пару лет. При этом делаться всё должно параллельно. Невозможно сказать: «Вот, ребята, сейчас мы сделали подъезды, а сейчас будем делать дороги». Если же говорить о глобальном планировании, то первым делом нужно строить федеральную дорогу Керчь-Симферополь-Севастополь. Пока, к сожалению, даже нет ясного понимания, где она будет проложена. Это «пика» в сторону федералов, которые не определили трассировку дороги. Хочется в мягкой форме пожелать более активной работы федеральным структурам (Минтрансу РФ).

- Я полагаю, это один из факторов, который может помешать закончить разработку генерального плана в срок. Глава Симферопольской администрации поставил вам очень жёсткие сроки по генплану. Реально ли вообще успеть создать и утвердить его до конца года?

- Конечно, реально. Созданы все рабочие группы. Уже сейчас на стадии  разработки генплана мы пригласили общественность для того, чтобы не ждать публичных слушаний и тех замечаний, которые могут появиться в сентябре или октябре. Если услышать и учесть их уже сейчас, то будет нормально. Всё успеем. Мы сможем! Нам главное, чтобы Минстрой РФ и Крыма схему территориального планирования вовремя сделал со своей стороны. В разработке градостроительной документации мы уже опережаем федералов и республиканцев. Они начинают отставать, поэтому хочется озвучить пожелание, чтобы они побыстрее закончили свою часть работы. Есть порядок: сначала федеральная документация утверждается, потом республиканская, потом муниципальная. Мы сейчас впереди и вынуждены просить их поторопиться.

- Видение того, как Симферополь будет выглядеть лет через пять, у вас уже сформировалось?

- Да, но давайте сразу оговоримся, что полностью город преобразится лет через пятнадцать. Называю эту цифру потому, что именно столько лет ушло на то, чтобы превратить Казань в европейский город. Но основные вопросы - создание образа Симферополя и
т. д. - можно решить в течение 5 лет. За это время мы сделаем красивые фасады, всё подремонтируем, приведём в порядок наши парки и скверы, МАФы, торговые точки, рекламу. И уже наш город будет смотреться по-иному. Он будет выглядеть лучше, чем даже Севастополь. У нас есть с чем сравнивать. Ещё пара-тройка лет - и до европейского уровня мы дотянем. Главное, чтобы население бережно относилось к тому, что мы создаём вместе с ним.

- В Казани бережно относятся?

- Бережно. Но там уже выросло новое поколение. С 1995-го по 2015 год там произошло много событий, изменивших город и людей, там живущих. Случилась реализация программы «ликвидации ветхого жилья». Случилось событие - тысячелетие города, где федералы нам  помогли. Случилась универсиада 2013 года, где федералы тоже помогли. 64 объекта спорта было построено в Казани на федеральную помощь. Почему бы нам не построить пусть не 64 объекта, а, скажем, 34 объекта спортивных. Вот к этому надо стремиться, просить федералов выделить средства, убеждать их, что нам необходимы и дворцы спорта, и бассейны, и просто спортивные площадки.

- Чёткое понимание того, как будет развиваться спортивная инфраструктура в Симферополе, уже есть?

- Отраслевую спортивную схему мы разработали и скоро представим её на суд общественности. Это масса спортивных комплексов. Порядка 25, по-моему, спортивных сооружений. Где они будут располагаться? Ищем места пока, закрепляем за ними участки, дабы не выросло на их месте какое-то другое сооружение. Будут построены бассейн, легкоатлетический манеж, ледовая арена для занятия хоккеем, дворец единоборств, бокса, просто универсальные спортивные залы. Санкции санкциями, но всё равно в чемпионате страны надо участвовать, даже путём выезда отсюда. В городе должно быть весело, комфортно, чисто.

- О хорошей жизни пока говорить рано, особенно автомобилистам. Транспортная проблема как-то будет решаться?

- Да. Разрабатывается программа парковочного пространства города. После того, как она будет подготовлена, мы обсудим её с общественностью, так как она связана и с административными запретами, и с размещением парковочных мест на платной основе. Параллельно мы занимаемся и развитием общественного транспорта. Наша задача - сделать так, чтобы общественный транспорт стал комфортным средством передвижения. Если мы едем в неприбранном, без кондиционера автобусе, то, естественно, нам захочется сесть в нормальную машину. Когда будут нормальные комфортабельные автобусы, которые будут ездить по хорошим дорогам, то улицы частично разгрузятся. Всё взаимосвязано. Город - живой организм, потянешь здесь - звенит там. Или наоборот.

- В Казани эта проблема тоже стояла остро?

- Да. Руководство республики выделило городу 200 или 300 автобусов. Обозначили для общественного транспорта выделенные полосы. А когда водители легковых автомобилей начали роптать, то было сказано: «Ребята, город не для легкового автомобиля, а для пешехода и общественного транспорта. Никто не обещал лёгкой жизни для автомобилистов». Симферополь - город небольшой, поэтому эту проблему решить будет проще. При этом надо внимательно изучить трудовую миграцию в границах агломерации. Взять хотя бы Залесский микрорайон, где живёт несколько десятков тысяч населения. Там детского сада нет. Школа одна. Что делают люди? Конечно, везут своих детей в школы и сады других районов города. И им неудобно, и дорожный трафик увеличивается. Надо развивать инфраструктуру. Город не только красотой фасадов славится, но и добротой людей, богатством стола, чистотой дорог…

- …и чистотой рынков тоже. Что вы о них думаете?

- Рынки - это самое страшное, что есть в Симферополе. Даже в Китае рынок куда более цивилизованный, чем у нас. Даже Египетский рынок позволяет пройти между рядами нормально, спокойно, без мата-перемата. Даже там женщины за прилавками улыбаются и зазывают. А здесь очень убого всё. Я даже не знаю, с чем сравнить. У нас сейчас ситуация, как в Китае 80-х. Я понимаю людей: им работать надо, вот и идут на рынок. Наша задача - создавать новые рабочие места и занимать население, надо и обрабатывающую промышленность развивать. И вот тут мы опять возвращаемся к тому, что всё взаимосвязано. Промышленность развивается с чего?
С дороги! С какой? С федеральной! Как называется? Керчь-Симферополь-Севастополь. Вот мы и вернулись к тому, с чего начинали. Поэтому должна быть чёткая республиканская стратегия, увязанная со столичной. Если говорить просто, то первое, что делаем, - строим дорогу федеральную (КСС) и магистраль Симферополь-Ялта для отдыхающих. Располагаем крупный транспортно-пересадочный узел (аэро, авто, РЖД) с хорошими цивилизованными торгово-офисными центрами. Далее строим жилые комплексы и получаем хороший город с развитой инфраструктурой и прекрасным историческим центром.

Беседовал

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.