Солдатская мама

26 Февраль 2015 937
Епистиния Степанова и её сыновья. Верхний ряд слева-направо: Александр-старший, Николай, Василий, Филипп, Фёдор. Нижний ряд: Иван, Илья, Павел, Александр-младший.
Епистиния Степанова и её сыновья. Верхний ряд слева-направо: Александр-старший, Николай, Василий, Филипп, Фёдор. Нижний ряд: Иван, Илья, Павел, Александр-младший.

До 9 Мая - главной даты нашей страны, 70-летия Великой Победы, - осталось 72 дня. «Крымская правда», в годы войны - «Красный Крым», не прекращавший выходить даже в самое трудное время, ведёт отсчёт дней до юбилея Победы.

«Пусть в бою во имя Родины не струсит, перед врагом-супостатом не кланяется… И всё же, всё же вернётся домой с Победой. Пусть раненый, но всё же живой. Кровиночка моя родная. Я верю в тебя и жду…». Похожие слова в годы Великой Отечественной повторяли тысячи женщин в Советском Союзе. Плакали украдкой над крохотными фотокарточками, редкими письмами, дорогими сердцу вещами, что остались ждать с фронта хозяев. Молились перед иконами. Верили, ждали. Мамы сынов и дочерей, тех, кто ушёл на фронт, сражался в партизанских отрядах и группах подпольщиков.
Ждала и кубанская крестьянка Епистиния Степанова. С мужем Михаилом родили они 15 детей, пятеро ушли совсем малышами, умер в 1933-м и любимый, а девятерых сыновей забрали вой­ны, с мамой осталась лишь дочь Валя. Что чувствовала она, мама, провожая сыновей на фронт, как молилась о каждом... Старший Александр погиб в гражданскую в 1918-м, Фёдор - в боях на Халхин-Голе в 1939-м. Николай, Василий, Филипп, Иван, Илья, Павел и младший Саша, Мизинчик, как звали его дома, - на их долю выпала Великая Отечественная. «Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьётся сердце... Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье», - писал маме Мизинчик. Он погиб в 1943-м: 20-летний лейтенант вместе с подразделением форсировал Днепр у села Селище. Когда все его бойцы погибли, он, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам. Посмертно Александру Степанову присвоено звание Героя Советского Союза. Ещё раньше, в 1941-м, погиб Павел Степанов - на Брянском фронте, в 1942-м в боях за Белоруссию погиб партизан Иван Степанов, на Курской дуге - танкист Илья Степанов. Под Никополем погиб в 1942-м партизанский разведчик Василий Степанов. Он в составе 553-го артиллерийского полка сражался за Крым, участвовал в Керченско-Феодосийском десанте, в мае 1942-го во время боёв на Крымском фронте попал в плен, бежал, стал партизаном. 70 лет назад, 10 февраля 1945-го, в фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп Степанов. Он в составе 699-го стрелкового полка тоже воевал в Крыму, в октябре 41-го его брат Василий написал маме: «Видел Филю, случайно встретились. Посидели, поговорили с час…». Это была их последняя встреча.
Лишь один сын - Николай - вернулся с войны, но и он вскоре ушёл из жизни - сказались фронтовые раны. А мама, Епистиния Фёдоровна, всё ждала, хоть весточки какой: «Все сыны идут, а моих нет и нет...». Судьба отвела Епистинии Степановой 94 года, её не стало 7 февраля 1969-го. Она, солдатская мама, ждала до последнего.
Мамы. Они мечтали об иной судьбе своих детей, своих кровиночек, но, когда стало нужно, ни на секунду не задумываясь, отдали их Родине. Тоже матери, одной общей. Той, что оказалась в опасности. Мамы... Как они верили, что ничего не случится с их кровиночками, молились и верили. Ждали, До последних своих минут ждали тех, кого забрала война.

От Советского информбюро

26 февраля 1945 года. На Земландском полуострове северо-западнее Кёнигсберга наши войска успешно отбивали атаки пехоты и танков противника. Юго-западнее Кёнигсберга наши войска с боем заняли 5 населённых пунктов.
В районе Бреслау продолжались бои по уничтожению окружённой группировки противника, в ходе которых наши войска заняли 15 кварталов. За 26 февраля на всех фронтах уничтожено 66 немецких танков и 6 самолётов.
27 февраля 1945 года. Войска 2-го Белорусского фронта, продолжая наступление, сломили сопротивление противника западнее города Хойнице и за четыре дня наступательных боёв продвинулись вперёд до 70 километров. В ходе наступления войска фронта на территории Померании овладели городами Шлохау, Штегерс, Хаммерштайн, Бальденберг, Бублиц - сильными опорными пунктами обороны немцев, а также с боями заняли более 100 населённых пунктов. На территории Чехословакии северо-западнее и западнее города Лученец наши войска, действуя в трудных условиях горно-лесистой местности в полосе Карпат, с боями заняли 7 населённых пунктов. За 27 февраля на всех фронтах уничтожено 29 немецких танков и 6 самолётов.

Наталья ПУПКОВА.